«БЕЛКОММУНМАШ» : как завоевать покупателя?

На статус троллейбусной столицы мира, которым с давних пор владеет Москва, с полным основанием сегодня может претендовать и Минск. Ведь если соизмерять масштабы мегаполисов, то полторы тысячи «рогатиков», бегающих по улицам Первопрестольной, — это ничто по сравнению с тысячей троллейбусов белорусской столицы.
На статус троллейбусной столицы мира, которым с давних пор владеет Москва, с полным основанием сегодня может претендовать и Минск. Ведь если соизмерять масштабы мегаполисов, то полторы тысячи «рогатиков», бегающих по улицам Первопрестольной, — это ничто по сравнению с тысячей троллейбусов белорусской столицы.
Разумеется, главная причина любви городских властей к электротранспорту – его экологическая безопасность, и не случайно воздух в столице Беларуси один из самых чистых среди городов подобного уровня. Но есть и другое основание для развития контактной сети в Минске – собственное производство троллейбусов и трамваев, которое развернулось на УП «Белкоммунмаш». Наращивая мощности этого производства и активно закупая выпущенную продукцию, город решает важную социальную задачу – улучшает транспортное обслуживание, а заодно создает рабочие места на самом предприятии, обеспечивает заказами его многочисленных смежников, которым выпуск комплектующих позволяет развиваться или держаться на плаву.
— Помощь нашему предприятию со стороны городских властей, уделяющих пристальное внимание решению транспортной проблемы в числе других стратегических социальных задач, эффективна и всегда своевременна, — говорит генеральный директор предприятия Иван Сафонов. – Прежде всего это стабильный, заранее оговоренный заказ, который позволяет спокойно планировать работу и поставлять электротранспорт заказчику. Это также своевременное финансирование, содействие в привлечении смежников, использование любых контактов с руководителями зарубежных стран и регионов для пропаганды и продвижения нашей продукции. Очень важно, что нас информируют о планах развития электротранспорта в городе, благодаря чему мы видим перспективу и вовремя принимаем нужные решения. Хотелось бы отметить и руководство предприятия «Минсктранс», других специалистов-транспортников, которые стали полноценными соавторами наших новых разработок. Без их наблюдений и замечаний мы бы не смогли так быстро доводить технику до уровня, не вызывающего нареканий у потребителей. 
В ходе реализации Государственной научно-технической программы «Городской электрический транспорт» предприятие разработало и поставило на производство три поколения троллейбусов, которые имеют множество модификаций, две модели трамвайных вагонов, первые образцы которых переданы Минску. Троллейбусы, а  произведено их более 1100, эксплуатируются сегодня в 7 городах Беларуси и 32 городах России, Монголии, Латвии, Казахстана, Сербии, Молдовы. Как первые модели для своего времени, так и последние разработки сегодня приятно удивляют пассажиров плавностью хода и дизайном, а специалистов покоряют еще и техническим уровнем.
Конкурентов, особенно российских, на рынке сегодня много, и соперничать с ними по цене сложно, так как материалы и энергоресурсы отечественным производителям обходятся дороже. Но белорусы, постоянно опережая оппонентов, набирают очки не только за счет более прогрессивных собственных идей, но и благодаря элементарной рыночной расторопности, умению, как говорят, держать нос по ветру. Например, прогрессивную тиристорно-импульсную систему управления для троллейбуса гораздо раньше предложили россияне, но изготовили всего пару десятков таких комплектов и на этом почему-то остановились, а у минчан, подхвативших идею позже, счет идет на многие сотни, что отчасти и позволяет им выглядеть на рынке предпочтительнее.
Качеством, надежностью, более низкими эксплуатационными расходами и комфортом для водителей завоевывает сердца покупателей «Белкоммунмаш». И не случайно, кстати, в Москве троллейбусами белорусского производства управляют исключительно местные водители, а остальную технику, не отличающуюся большой надежностью, отдают в руки гастарбайтеров.
На сегодня верхом совершенства на постсоветском пространстве признан троллейбус модели 33300А, который произвел фурор на недавней экологической выставке в Москве и получил очень высокую оценку российских специалистов и средств массовой информации. Эта низкопольная двухзвенная машина с транзисторной системой управления имеет электродвигатель переменного тока, автономный источник электроэнергии на базе гибридного привода, что обеспечивает снижение потребления электроэнергии до 55 процентов по сравнению с троллейбусами, использующими традиционную систему управления. Машина может двигаться без контактной сети, наклоняет кузов для удобства пассажиров при посадке и высадке, имеет пандус для людей с ограниченными возможностями. Руководителям троллейбусных парков новинка интересна и тем, что оборудована оригинальным счетчиком потребленной и рекуперированной энергии, который дает возможность судить о том, насколько экономно управляет машиной водитель, а самим водителям он позволяет корректировать стиль вождения.
Лишь недавно заявив о своей последней модели, которую они считают переходной, минчане уже готовят для весенней выставки в Хельсинки троллейбус четвертого поколения, дизайн которого предложили специалисты Научного центра проблем механики машин Национальной академии наук Беларуси. Использованы при разработке также многие идеи и решения, предложенные учеными Белорусского национального технического университета, собственные находки заводских конструкторов, которые, несмотря на молодость, пользуются заслуженным авторитетом за рубежом.
В машине, кроме футуристических форм, привлекает внимание и отсутствие надколесных куполов в салоне, что увеличивает вместимость на 10 процентов, и комфорт в салоне. Благодаря приводу переменного тока эксплуатационные расходы на электрооборудование будут снижены на 90 процентов. Значительную часть энергии торможения можно будет использовать повторно за счет применения специального накопителя. Автономно двигаться, кстати, машина сможет с помощью этого устройства не менее 5 километров, полностью сохраняя динамику, но может также через контактную сеть отдать сэкономленную энергию и другим троллейбусам, находящимся поблизости. Если к числу этих «наворотов» добавить еще и предусмотренную проектом систему глобального позиционирования, интерактивное управление и диагностику всех систем с подробным отображением информации на широкоформатном дисплее в кабине водителя, кондиционер на его рабочем месте, то станет понятно, что спрос на такое чудо будет обеспечен не только в ближнем зарубежье.
Точно так же поражает воображение и концепция создания трамвая нового поколения, который будет иметь те же достоинства, что и перспективный троллейбус, а также эффективную систему гашения шума и вибрации, модульный принцип построения кузова, благодаря чему количество секций может меняться по желанию заказчика.
— Троллейбус будущего, который мы уже начали изготавливать, и трамвай завтрашнего дня, который задуман, – далеко не все, чем могут удивить наши конструкторы, — говорит главный инженер предприятия Василий Назаров. – Для Украины, например, мы разработали и изготовили образец так называемого транспорта второго уровня – пассажирский модуль «Капвей» с высокими аэродинамическими характеристиками, который движется по эстакаде на цельнорезиновых колесах. Это транспортное средство уже испытывается. Проектом заинтересовались не только южные украинские города, но и российские, и мы надеемся на хорошие заказы. Возможно, новинке найдется место и в Беларуси. Ведь такое скоростное такси выгодно тем, что требует совсем немного места и не создает проблем для наземных транспортных потоков.
Разумеется, интенсивное обновление парка троллейбусов и трамваев, которое стало возможным благодаря производственной активности «Белкоммунмаша», началось не только для того, чтобы на улицах появились радующие глаз машины. Да, они гораздо симпатичнее машин-ветеранов, впрочем, способных еще послужить, но неспециалист и близко не представляет, насколько выгодно обновление парка. А экономисты и инженеры предприятия подсчитали. И оказалось, что полная замена белорусского парка троллейбусов устаревших моделей на отечественные новинки позволит, например, населению такого города, как Витебск, целый год пользоваться для бытовых нужд сэкономленной электроэнергией. Мало того, экономичные троллейбусы и трамваи – это еще и компонент энергетической безопасности страны. Ведь электроэнергию для передвижения по городу можно вырабатывать и из местных, в том числе возобновляемых, источников энергии, а бензин и дизельное топливо для автотранспорта – преимущественно из привозного углеводородного сырья.
Вообще же на предприятии считать умеют и очень внимательно отслеживают свою производственную деятельность, которая, как может показаться, совершенно не зависит от негативных воздействий извне.
— Вот посмотрите, — предлагает полюбоваться диаграммой генеральный директор, — ровная линия, как под линейку!
Это он о росте экономических показателей, которые на графике действительно из года в год плавно идут вверх, демонстрируя завидную невосприимчивость к внешним бурям. Только за 9 месяцев этого года выпуск продукции в действующих ценах вырос в 3 раза и составил более 36 миллиардов рублей, что обеспечило темп роста в сопоставимых ценах почти на 250 процентов при годовом задании 219,2 процента. Выпущен 91 троллейбус и 21 трамвай, из которых КУП «Минск-транс» поставлено 58 троллейбусов и 17 трамвайных вагонов.
Надо заметить, что объемы производства диктуются объемами заказов и при необходимости предприятие всегда готово увеличить выпуск любой модели. Если в этом году, например, будет произведено более сотни низкопольных троллейбусов, то в следующем – 200. Чтобы увеличить свои возможности и быть готовым отреагировать на всплеск спроса, здесь активно проводят инвестиционную политику, направленную на приобретение нового оборудования, повышение эффективности технологического процесса. Только за последние 9 месяцев на эти цели было направлено 832 миллиона рублей.
Словом, «Белкоммунмаш», прямо скажем, не бедствует. Уровень среднемесячной заработной платы за сентябрь составил более 850 тысяч рублей. Это один из немногих заводов, который содействует строительству жилья для своих работников, сохранил такое ценное наследие советских времен, как своя база отдыха и собственный детский загородный лагерь. Здесь даже свой хлеб пекут в собственной столовой! И не случайно, что желающих устроиться сюда хватает. Вот только не всех берут. Конкурс, что поделаешь! Ведь делать транспорт, на котором будут возить людей, – дело ответственное.
 
 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter