БелКА-2: готовность номер один

КОГДА-ТО в песенке о летчиках были строчки: «Мне сверху видно все, ты так и знай». В те времена такое заявление считалось бахвальством, сегодня оно — реальность. Особенно, если смотреть на землю с космических аппаратов да с помощью зорких приборов. Их разрешающая способность огромна. Можно увидеть делянки заболевшего леса, поля, где мало внесено удобрений, определить урожай хлебной нивы, просчитать урон, который нанес ураган, заметить место аварии на трубопроводе. Словом, во многих отраслях экономики «космический глаз» просто необходим. Не случайно в Беларуси появилась Национальная программа исследования и использования космического пространства в мирных целях. Разработана она в 2008 году.

Новый белорусский космический аппарат уже создан и ожидает запуска.

КОГДА-ТО в песенке о летчиках были строчки: «Мне сверху видно все, ты так и знай». В те времена такое заявление считалось бахвальством, сегодня оно — реальность. Особенно, если смотреть на землю с космических аппаратов да с помощью зорких приборов. Их разрешающая способность огромна. Можно увидеть делянки заболевшего леса, поля, где мало внесено удобрений, определить урожай хлебной нивы, просчитать урон, который нанес ураган, заметить место аварии на трубопроводе. Словом, во многих отраслях экономики «космический глаз» просто необходим. Не случайно в Беларуси появилась Национальная программа исследования и использования космического пространства в мирных целях. Разработана она в 2008 году.

В НАЦИОНАЛЬНОЙ космической программе много подпрограмм, но есть основная, на которую сделан упор на первом этапе. Называется она «Развитие Белорусской космической системы дистанционного зондирования Земли». Она является, так бы сказать, функционально полной, то есть мы должны иметь свой белорусский космический аппарат и свою станцию наземного управления. Основным координатором и исполнителем подпрограммы определено научно-инженерное республиканское унитарное предприятие «Геоинформационные системы» НАН Беларуси.

Главный инженер предприятия, заместитель главного конструктора Белорусской космической системы дистанционного зондирования Земли Олег СЕМЕНОВ рассказывает:

— Указом Президента Республики Беларусь наше предприятие определено национальным оператором Белорусской космической системы дистанционного зондирования Земли. Мы обеспечиваем ее создание, развитие, модернизацию, являемся своего рода системными интеграторами тех средств, которые создаются по заданию белорусской стороны российскими и белорусскими инженерами и учеными. А в дальнейшем, надеюсь, станем обеспечивать и полноценную эксплуатацию системы после запуска белорусского космического аппарата, сокращенно мы называем его БКА.

Сейчас проводятся комплексные испытания белорусской космической системы. Работаем и с нетерпением ожидаем запуска, полета, проведения летных испытаний спутника и его работы на орбите. С надеждой, что получим результат, которого ждали много лет.

— Олег Алексеевич, не секрет, что определенный участок работы выполняет Россия. Но начинка нашего космического аппарата, насколько я знаю, в основном белорусская?

— Система, конечно, включает много компонентов. Но крупные компоненты — это наземный сегмент и космический сегмент. Космический сегмент сделан российской стороной с использованием целевой съемочной аппаратуры разработки ОАО «Пеленг», предприятие это находится в Минске. В наземном сегменте участие Беларуси подавляющее. Россияне разработали и поставили нам наземный комплекс управления в составе командно-измерительного пункта и центра управления полетом БКА, инфраструктуру же наземного комплекса управления сделала белорусская сторона. А что касается средств, которые обеспечивают прием космической информации, хранение, обработку, распространение ее — это результат труда белорусских ученых и специалистов.

— Вот вы говорили о «Пеленге», а есть ли еще предприятия, которые участвовали в создании белорусского космического аппарата?

— В Национальной космической программе этот проект представлен отдельной подпрограммой. «Пеленг» определен как создатель целевой аппаратуры. Помимо этого соисполнителями работ выступали ряд предприятий Беларуси — «Интеграл», «Измеритель», Институт тепло-массообмена и Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси.

— Конечно, БКА начинен аппаратурой под завязку. А сколько весит аппарат, можете сказать?

— Около 400 килограммов. Конечно, гнаться за массой — не самое лучшее. Это удорожает и запуск, и эксплуатацию. А запуск аппарата — дорогостоящее дело. Поэтому стараются вывести на орбиту много полезного груза. Если есть возможность запустить несколько аппаратов одновременно, то разработчики изготавливают специальные адаптеры, которые собирают гроздь этих спутников и запускают их. Получается, цена удешевляется серийностью. С нашим первым аппаратом БелКА, если я не ошибаюсь, собирались запустить 14 спутников.

— А сейчас?

— Сейчас наш спутник будет стартовать одновременно с российским «Канопус-В». Они создаются вместе, как аналогичные друг другу.

— Олег Алексеевич, в вашем голосе прозвучала печаль: «собирались запустить»...

— Я скажу так: независимо от исхода всех космических проектов, все равно есть определенный научно-технический и экономический прогресс. Даже после работы над первым космическим аппаратом наши предприятия и институты, которые работали над ним, получили определенный положительный имидж не только в Беларуси, но и за ее пределами. У них появились заказы на создание средств, аналогичных тем, которые были у белорусских проектов. Особенно по программе дистанционного зондирования Земли. И это было признание того, что мы поднялись на новую качественную ступень в своих возможностях. И наше предприятие УП «Геоинформационные системы», и ОАО «Пеленг» получили заказы: мы — на создание технологий и программных комплексов, они — оборудования. То есть мы не зря эти работы выполнили. Думаю, и наш аппарат свое слово скажет.

Сейчас мы получаем информацию, космические снимки с американских спутников, российских, частично с немецких и французских. Однако такое положение нас не устраивает. Мы должны получать свои космические снимки и предоставлять их пользователям. А пользователями станут как белорусские предприятия различных министерств и ведомств, так и зарубежные фирмы и компании, которым будет продаваться информация. Запуск белорусского космического аппарата — это попытка полноценно ввести Беларусь в когорту космических держав. И в этой части нам сейчас недостает только одного — белорусского спутника, который эту систему замкнет.

— Пафосно сказано: ввести Беларусь в когорту космических держав. Но вы мало поведали о характеристиках нашего спутника, о той аппаратуре и приборах, которыми он оснащен. Может, есть в нем то, чему аналогов в мировой практике нет?

— Мне кажется, что белорусский проект создания космической системы дистанционного зондирования Земли может иметь беспрецедентно высокие технико-экономические показатели проекта в случае успешного запуска белорусского космического аппарата.

Кстати, в Национальной космической программе есть подпрограмма «Оценка состояния сельскохозяйственных площадей с применением систем космической информации». Государственный заказчик — Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Где выгорело, где побило градом, где полегло — все видно на снимках. Кроме того, есть много методов и методик, с помощью которых, наблюдая с космоса, можно говорить об урожайности. Кстати, эта программа многоэтапная. С позапрошлого года, например, начали решаться проблемы мелиорации. Ведутся наблюдения за состоянием мелиорированных земель, болот, в каком состоянии каналы — где подтопления, где образовались пески. Затем начнется новое направление: оценка влажности почв и заболевания растений. Следующая задача — точечное земледелие. Во многих странах, которые владеют космическими технологиями, это уже применяется. Там не только регистрируется, где надо внести удобрения, где их вымыло, где внесено мало. А есть техника с приборами космической навигации, и она без участия человека выполняет данную работу. То есть все делается точно и точечно.

Специалисты УП «Геоинформационные системы» тоже сказали свое слово в данном направлении. Заведующий отделом тематической обработки зондирования Земли Дмитрий ГОРСКИЙ рассказывает:

— Наш спутник будет выполнять съемку земной поверхности в различных спектральных диапазонах. Каждый диапазон позволяет оценивать различные природные и антропогенные образования в той или иной области спектра. Конечно, это сугубо научные вопросы, не будем вдаваться в них. А что касается сельского хозяйства, то скажу, что на базе нашего предприятия разработан программный комплекс оперативной оценки состояния посевов и урожайности сельскохозяйственных культур. Для всей Беларуси и всех ее районов без исключения. Основной критерий, по которому идет оценка, — это вегетационный индекс. Не секрет, что существующая традиционная система сбора информации о состоянии сельскохозяйственных земель устаревает. Она опирается на данные комитетов государственной статистики и не может быть признана полностью объективной и отвечающей современным требованием по уровню полноты и оперативности получаемых данных. Мировой опыт убедительно подтверждает, что съемки из космоса позволяют существенно усовершенствовать методы оперативного контроля состояния посевов и прогноза урожая. И что важно: спутниковая информация помогает вести наблюдения за ростом и развитием сельскохозяйственных культур, количественно оценивая их состояние, виды на урожай.

— А на чем основана работа вашего программного комплекса, Дмитрий Александрович?

— Есть достаточно распространенный метод сравнения динамики состояния растительности в различные годы и поиск года-аналога. А потом уже дело техники и опытности дешифровщика. Прогнозную информацию получаем менее чем за час работы. В настоящее время программный комплекс оперативной оценки состояния посевов и урожайности сельскохозяйственных культур для всей территории Беларуси проходит опытную эксплуатацию в государственном учреждении «Республиканский гидрометеорологический центр». Но уже заранее можно сказать — это верный путь. Мировой опыт шагнул далеко вперед. Наш аппарат позволит снимать в более высоком разрешении, уточняя прогнозы. Существующая система основана на группировке спутников NOAA,TERRA (США), информация принимается шесть — семь раз в сутки. Данная группировка имеет относительно низкое пространственное разрешение. Белорусский спутник позволит производить более детальную съемку. А в группировке с российским «Канопусом-В» производительность и покрытие съемкой территории Республики Беларусь, сами понимаете, значительно увеличится. Но и это не предел, особенно если говорить об оперативности. Группировку можно наращивать. На ближайшее время запланирована модернизация названного мною программного комплекса в части расширения его функциональных возможностей. То есть данные, полученные белорусским космическим аппаратом, позволят повысить достоверность и точность прогноза, а также выдавать его на конкретный участок хозяйства, сельсовета, группы полей.

— Удивительно! И на участок дачника?

— Проблемы нет. Но мы рекомендаций не даем. Мы лишь вспомогательный инструмент для анализа и для помощи в принятии решений. Мы сужаем круг поиска проблемных участков, полей, лесных кварталов. В основном мы нацеливаем специалистов, где, что искать и в чем может быть причина.

У нас есть работы по лесному хозяйству, с Министерством по чрезвычайным ситуациям, с градостроителями. Задач много, и они многоплановые, ведутся научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские, сейчас используем новое для нас направление — радарные (всепогодные) съемки, пытаемся обойти проблему облачности, особенно при чрезвычайных ситуациях, когда надо срочно определить паводок или пожар, чтобы точность прогнозов увеличилась в разы. И это нам удается.

Евгений КАЗЮКИН, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter