«Белая оспа»

Ворчания деда Адама
«Белая оспа» не так опасна, как оспа черная, ибо от первой еще никто не умирал. Но то, что урон она наносит существенный — и материальный, и моральный, — несомненно. Материальный — потому что приходится перекрашивать, иногда несколько раз на год, и фонарные столбы, и стенки укрытий на остановках транспорта, и двери в подъездах жилых домов, многих учреждений. Моральный — потому как портит эстетическое восприятие города. Зарубежные гости восхищаются ухоженностью, чистотой минских улиц и площадей и удивляются белым пятнам от расклеенных и сорванных бумажек. Такого в их столицах нет. И не потому, что пресекалось бы административно, а потому, что никому и в голову не придет обнародовать свое индивидуальное или коллективное, корпоративное предложение, где попало и как попало.

В Минске же — да и в других наших городах — это стало устойчивой традицией. Помнится, лет двадцать тому, возмущенный частыми проявлениями «белой оспы», написал я письмо в редакцию городской газеты. Заодно задал вопрос: неужели наши коммунальные службы или органы милиции настолько богаты, что им помешали бы штрафы за злоупотребление «белой оспой»?! Опубликованный ответ оных был вроде бы обнадеживающий: обратим внимание, установим на улицах города тумбы для рекламы.

Первые тумбы действительно вскоре были установлены. Театральная реклама на них смотрелась вроде бы лучше, чем на прежних деревянных щитах, уже довольно редких. Но «белая оспа» тумбы просто проигнорировала: там ее проявления терялись, да и платить за расклейку довелось бы. А эта зараза рассчитывает только на халявное распространение. В издания типа «Из рук в руки»? На платные щиты? Ни в коем случае!

Читатель уже, конечно, понял, что «белая оспа» — прозрачный эвфемизм, которым я уже давно назвал для себя все то — обычно объявления, — что клеится, часто силикатным клеем, следы которого очень трудно снять, в неположенных местах. Кем? По моим наблюдениям, распространители делятся на несколько групп. Представители крупного предпринимательства, солидного бизнеса среди них мною вроде бы не замечены. Ясно, что для них такое «заболевание» было бы позорищем. Зато предприниматели мелкие, как говорится, пищом лезут на притротуарное «остолбление» и входы в подъезды. Притом они часто стыдливо умалчивают название и местонахождение своей фирмы, ограничиваются только указанием телефона. Примеров множество. Ограничусь только несколькими, зафиксированными в течение одного июньского дня всего на двух уличных столбах, стоящих почти рядом.

...Некое безадресное предприятие, работающее только на выезд, предлагает «химчистку ковров, ковровых покрытий, мягкой мебели средствами немецкой фирмы «Керхнер». Звоню, притом не первый раз, представляюсь дежурной сотруднице, говорю, что негоже портить вид родного города. И — никакой реакции. Хотя бы детского образца: «Больше не будем».

...Некий Евгений на многокрасочной рекламке обещает покупателям «двери МДФ ламинированные», указаны цены. Снова звоню. Тот же разговор. Ответ более осмысленный, но господин Евгений клянется, что не он сам расклеивал, а «помощнички». Но ведь это не снимает ответственности: а почему не проинструктировал их?

...А вот особый случай, когда перед жителями города сразу же извинились. Некая компания призывала минчан «поторопиться», чтобы «реализовать свои желания», приглашала к сотрудничеству, обещала возможность «совмещения с основной работой и учебой». Уточнил: компания — заокеанская. По незнанию доверилась безответственным людям. Пообещали больше этого не делать.

...И еще один случай, несколько курьезный. Доверчивым минчанам обещают: «Лечу испуг, волосень, рожу и другое, гадаю». Позвонил (еще зимой) безымянной собеседнице и спросил, не чувствует ли она «испуг» от того, что ее могут оштрафовать за ущерб, нанесенный внешнему виду города. В ответ — возмущение: это же такая мелочь! Но когда я представился, тональность разговора изменилась. Она, мол, ничего не знает о подобной рекламе, все делают благодарные пациенты и вообще — приходите, мол, я с вас бесплатно сниму порчу. От такой услуги я решительно отказался... Но вот днями в мои руки попали еще две аналогичные «настолбные» рекламки. Аттракцион продолжается. Кто–то же должен его остановить!

Можно выделить еще несколько групп «рекламодателей»: тех, кто хочет продать, купить или обменять квартиру (оказывается, такие объявления обрывают конкуренты — представители рекламных фирм, но пятна от клея они, естественно, не зачищают), другое имущество. Есть репетиторы, всякие доморощенные музыкальные ансамбли. Есть... Есть... И у всех — свои проблемы, которые порождают новые. Решать их надо. И может, тут будут предложения у читателей?

В одном я уверен: если бы коммунальные власти поручили борьбу с «белой оспой» одному–двум конкретным работникам, а те с оглаской завели бы первые дела о нанесении вреда, пусть и мелкого, облику города, мы избавились бы от ставшей уже традиционной «болезни».

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter