«Белая гвардия»: Хабенский породнился с Раппопорт
10.08.2010 17:46:33
На съемках многосерийного фильма «Белая гвардия» от Юрия Стоянова потребовали изящества, а Алексей Серебряков совершил подвиг. За рабочим процессом наблюдали наши корреспонденты.
В павильон киностудии RWS на окраине Петербурга Константин Хабенский, исполнитель роли Алексея Турбина, приезжает точно к назначенному времени – в 11.00. Актер появляется на площадке с дорожной
В основе фильма, который снимается по заказу канала Россия 1, – одноименный роман Михаила Булгакова и пьеса «Дни Турбиных». В центре событий – семья Турбиных: Алексей, его сестра Елена (Ксения Раппопорт) и младший брат Николка (Николай Ефремов, сын Михаила Ефремова и Евгении Добровольской). В 1918 году, когда из Киева уходят немцы, оккупировавшие Украину, город захватывают войска Петлюры. Военный врач Алексей Турбин и Николка защищают город в рядах добровольцев. Героиня Ксении Раппопорт следит за домом, который во время войны становится прибежищем офицеров русской армии.
Сегодня снимают несколько сцен. В одной из них Елена вбегает в кабинет к брату и сообщает, что их служанка Анюта (Янина Студилина) ждет ребенка от Мышлаевского (Михаил Пореченков). В другой – Елена с ложки кормит брата супом. И хотя актеры уже на площадке, работу приходится отложить – рабочие не успели выставить нужный свет. Константин послушно направляется в свою гримерку.
Но возникает еще одна проблема. Кто-то из ассистентов рассказывает директору картины Игорю Гудкову о том, что гример Таня только что сломала ногу – девушка села в кресло, и оно сложилось под ней. Пострадавшую увозят в травмпункт, а Гудков распоряжается проверить все остальные кресла.
– Случись это хотя бы часом позже – и на том самом кресле могли бы сидеть Хабенский или Раппопорт! – возмущается директор.
Режиссер внимательно рассматривает актеров – и остается недоволен. По его мнению, Янина Студилина слишком хорошо причесана.
– В этом эпизоде ее будят ночью! – говорит режиссер. – Аня должна быть взъерошенной – ведь она спала. А Янина с идеально заплетенной косой – так не должно быть.
Актер присаживается на край стола, достает серебряный портсигар, закуривает папиросу. Неожиданно начинает рассказывать коллегам по площадке анекдот про врачей. Но закончить не успевает – Сергей Снежкин кричит:
– По времени сегодня мы превзошли сами себя! Приготовиться! Все сосредоточились, мгновенно замолчали и… – режиссер останавливает взгляд на декорациях и обрывает: – Стоп! Кто так повесил дверь в кабинет Турбина?! Она же должна открываться в другую сторону! Перерыв десять минут. Кто-нибудь, будьте любезны, маленький эспрессо с большим сахаром…
Бондарчука снимали украдкой
На следующий день съемочная группа переезжает в центр Петербурга, на Конюшенную площадь. Здесь по сюжету располагается ангар броневого дивизиона. Сегодня снимают сцену, в которой герой Владимира Вдовиченкова капитан Плешко находит труп прапорщика Страшкевича (Кирилл Жандаров).
Снежкин смотрит на часы и вдруг бросается к бригадиру массовки.
– Где люди?! – возмущается Сергей Олегович. – Их должно быть десять, почему я вижу всего восьмерых? Почему остальные так долго тянутся?
Двое опоздавших статистов – солдаты дивизии – смущенно топчутся в нескольких метрах от Снежкина.
– Я сейчас рассказывал, что нужно будет сделать в следующей сцене. Вы все прослушали, – жестко говорит режиссер и протягивает им сценарий. – Держите, и пока не прочтете, к съемкам не приступите.
На массовку Снежкин зол с утра: пока работали над сценами с участием Федора Бондарчука, который играет подпоручика Шполянского, статисты украдкой фотографировали актера на камеры мобильных телефонов. Федору Сергеевичу это не понравилось, и Снежкин был вынужден сделать массовке замечание.
Кирилла Жандарова укладывают на земляной пол рядом с накрытым столом – по сценарию убийство Страшкевича происходит во время застолья.
Владимир Вдовиченков, одетый в кожаный френч, подходит к Снежкину.
– Сергей Олегович, какую эмоцию мне нужно показать? – спрашивает Владимир.
– Мне нужна ярость, – говорит режиссер. – Плешко зол и на себя – за то, что не уберег Страшкевича, и на них, безвинных, – за то, что не видели, кто совершил убийство.
Серебряков устроил обливания
Очередной рабочий день начинается рано. В восемь утра киношники заполняют Витебский вокзал в Петербурге – здесь снимают место расположения штаба дружины. Реквизиторы расставляют в декорациях старинные вещи: столы, самовары, печатные машинки и телефонные линии, носилки для раненых, чернильницы, подсвечники и еще десятки мелочей. Все эти предметы – настоящие, сохранившиеся с начала ХХ века. На то, чтобы найти и приобрести их на блошиных рынках, реквизиторы потратили не один месяц.
По сценарию к начальнику первой дружины генерал-майору Блохину (Юрий Стоянов) приходит полковник Най-Турс (Алексей Серебряков) и отрекомендовывается командиром второго эскадрона бывшего Белградского полка. Генерал поручает ему сформировать второй отдел дружины.
– Я снимаюсь всего семь дней, у меня практически эпизодическая роль, так что подвигов в этом фильме не совершаю, кроме одного, – рассказывает Серебряков. – По сценарию у нас зима, поэтому мы одеты в шерстяные костюмы, шинели и фуражки. Попробуйте хоть немного постоять в таком одеянии на тридцатиградусной жаре!
После каждой сцены актер снимает с себя гимнастерку и обливается холодной водой. Пока Серебряков приводит себя в порядок после импровизированного душа, Снежкин объясняет Стоянову, каким именно он хотел бы видеть его героя.
– Юрий Николаевич! Вальяжней, откиньтесь на спинку стула, бумагу держите поизящней! – кричит он в микрофон. – Массовка, юнкера, где ваши винтовки? Они должны быть у вас в руках, а не на плече! Это же Булгаков, нам всем надо быть внимательнее!
Картина «Белая гвардия» выйдет в эфир канала Россия 1 в 2011 году.
Анна АБАКУМОВА, Анна РОДИНА, ООО «Теленеделя», Москва (специально для «ЗН»), фото Андрея ФЕДЕЧКИНА