Нередко слышал от сверстников: «Какие фильмы в Голливуде снимают! Неужели наши так не могут?» Могут

Беларусьфильм продакшн

Нередко слышал от сверстников: «Какие фильмы в Голливуде снимают! Неужели наши так не могут?» Могут. За доказательствами отправился в Музей истории белорусского кино. Просидел в архиве несколько дней и теперь могу посоветовать, что смотреть вместо «Завтрака у Тиффани», «Сонной Лощины» и «Спасти рядового Райана».

Каталог-справочник «Все белорусские фильмы» – находка для киномана  (на фото – научный сотрудник Екатерина Москалюк)
Каталог-справочник «Все белорусские фильмы» – находка для киномана  (на фото – научный сотрудник Екатерина Москалюк)

Так раньше снимали мультики
Так раньше снимали мультики

Чарли Чаплин из Бочейково

В 1928 году на экраны вышла первая белорусская комедия «Джентльмен и петух» (второе название – «Пеўні пераклікаюцца»). Сатира на польского пана, который ненавидит пионеров, «Марш Буденного» и просыпаться под ку-ка-ре-ку, вышла легкой и ненавязчивой. И почти без свойственного советским фильмам того времени патриотического пафоса. Картина снималась в деревне Бочейково Бешенковичского района, поэтому национальный колорит – деревянные хаты, поля пшеницы – в ней отлично передан.

Еще в 1934 году в книге «Беларускі кінематограф» Константин Губаревич и Николай Иезуитов отмечали, что «Пеўні» сняты по принципу американской эксцентрической комедии. Если вы пересмотрели всего Чарли Чаплина, обожаете Бастера Китона и Гарольда Ллойда, то и этот фильм вам придется по вкусу. Одно но: до конца он не сохранился. Из шести частей уцелели лишь первые три.


С аншлагом на Бродвее

«Концерт Бетховена» – доброе детское кино 1936 года с вполне голливудским сюжетом. Двое друзей, юные скрипачи Янка и Владик, много занимаются, чтобы выиграть Всесоюзный конкурс юных дарований в Москве. Жюри не допускает к участию Владика. Тогда Янка исполняет перед комиссией каденцию, которую написал друг. В итоге победителями становятся оба – композитор и исполнитель.

В США фильм ждал оглушительный триумф. Шесть недель картина с аншлагами шла на Бродвее. О ее успехе писали «Интернешнл Геральд Трибьюн» и «Нью-Йорк таймс». Зрителей поражала музыка Исаака Дунаевского. Некоторые композиции, написанные для ленты, они называли отдельными симфоническими произведениями. Такой успех тем более ценен в эпоху расцвета музыкального кино в Голливуде и первых полнометражных мультфильмов-мюзиклов Уолта Диснея. «Концерт Бетховена» снят на год раньше, чем «Белоснежка и семь гномов». Выбирать между двумя лентами не советую. Лучше посмотрите обе.


Вместо «Завтрака»

В Советском Союзе мелодрамы называли низким жанром. Поэтому фильм Ричарда Викторова «Любимая» 1965 года с молодым Виталием Соломиным в главной роли как только ни называл (киноповесть, лирическая драма), суть не поменялась. Это фильм о любви нескольких молодых пар. Они разговаривают, выясняют отношения, ссорятся, мирятся. И все это – на фоне послевоенного Минска. В картине «снялись» стадион «Динамо» до реконструкции и бывшее здание обкома (сейчас – Исполнительный комитет СНГ на улице Кирова).

«Советский экран» писал о фильме: «В лирических сценах есть и вкус, и искренность, и, что важно, подлинная кинематографичность. Добыт драгоценный сплав бытовой, психологической правды и поэзии». От себя скажу, что картину можно воспринимать как альтернативу фильму «Завтрак у Тиффани». Если от романтического кино вы ждете не только романтики и душещипательных сцен, то «Любимая» – для вас. Это исторический документ эпохи оттепели с типичными для того времени рассуждениями о мещанстве, пороках общества и советской действительности.


Второй после «Вия»

Снятый в 1979 году по повести Владимира Короткевича фильм «Дикая охота короля Стаха» опередил время. Судите сами, картину нарекли «первым советским мистическим триллером». Были и те, кто называл ее «вторым после «Вия» фильмом ужасов в СССР». Правда, создатели определяли жанр по-другому: «притча с детективной фабулой».

Советский зритель не был готов, что на экране будут мистика, магия, привидения и другая нечисть. Наверное, поэтому критики ругали картину. Зато за рубежом ее оценили по достоинству. Например, на фестивале «Фильмэкс» в Лос-Анджелесе экранизации Короткевича вручили почетный диплом, а на IV Международном кинофестивале в Монреале ему достался «Специальный приз жюри». Также она привезла награды с конкурсов в Париже, Триесте, Брюсселе. Ремейк на страшную историю о короле Стахе, ведущего охоту на уважаемый род Яновских, вполне мог бы снять Тим Бертон. А что? «Сонная Лощина» с Джонни Деппом снята в примерно такой же готической стилистике.


Спилбергу было чему поучиться

Сколько замечательных военных фильмов снято на киностудии «Беларусьфильм»! Например, «Я родом из детства» Виктора Турова или «В августе 44-го…» Михаила Пташука. Но особняком стоит попавшая на большой экран в 1985 году картина Элема Климова «Иди и смотри». Это сложный фильм, который не рекомендуется смотреть сентиментальному зрителю. Но по-другому снять правдивую историю о мальчике, пережившем ужасы оккупации, было нельзя. Снято так достоверно, что порой кажется, будто смотришь шокирующий документальный фильм. В некоторых сценах режиссер настоял на использовании боевых патронов.

После первого взрыва зритель слышит долгий протяжный звук. Так Климов изобразил эффект звона в ушах главного героя Флеры. Этот же кинематографический прием использовал Стивен Спилберг, когда снимал «Спасти рядового Райана». Советскую картину можно уверенно сравнить с такими лентами, как «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы и «Взвод» Оливера Стоуна. Война в этих фильмах изображена катастрофой. Без оговорок и прикрас.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter