Белорусская портовая инфраструктура. Новые поручения Президента Беларуси по реализации проекта

Беларусь выходит к морю

Создание белорусских портовых сооружений, реакция на захват белорусской собственности в странах Балтии. О чем еще шла речь на совещании у ­Президента по созданию портовых мощностей для экспорта белорусской продукции

Задача, к решению которой подтолкнула нас нечистоплотность властей некоторых соседних стран. Идя на поводу у «старших товарищей» из ЕС, Британии и США, Литва и Латвия закрыли транзит белорусских грузов через свои порты. Навредили не только нашим компаниям, но и своему бизнесу, который обслуживал белорусские товарные потоки. Замены им нет. А вот альтернативные маршруты на глобальные рынки мы найти можем. Александр ­Лукашенко сказал об этом на совещании:
— В настоящий момент слабым звеном в цепочке поставок является портовая инфраструктура и ее доступность. Должен сказать, что сейчас, опять же по формуле «не было бы счастья, да несчастье помогло», выпал хороший шанс создать собственную портовую инфраструктуру. О чем мы в общем‑то давно мечтали. Российская Федерация открыла для нас двери на всех уровнях. По крайней мере, со стороны ­Президента России, с которым я вел и веду переговоры по этим вопросам, препятствий никаких нет, исключительная поддержка.

Построить быстро и с минимальными затратами

По поручению ­Президента Беларуси Правительство должно было просчитать все возможные варианты по данному вопросу. Цель совещания — определиться, какое направление для Беларуси наиболее выгодно и удобно по логистике. Глава государства потребовал:
— Построить нужно порт быстро и с минимальными затратами.
Поэтому прошу четко и по существу: проработанные варианты, по каждому из них — стоимость, сроки строительства и окупаемость, возможные риски. По результатам обсуждения примем соответствующие решения.

Впрочем, строительство своих портовых сооружений — это процесс. Рынкам же надо давать продукцию непрерывно. Конкуренты жадно дышат в спину. Ведь понятно, что санкции — это не политическая необходимость, как это пытаются представить на Западе. Главная цель — устранить соперника и занять его ниши. Канадцы, к слову, уже объявили о намерении увеличить производство калия на треть, чтобы оттянуть на себя белорусские и российские поставки. Этого позволить нельзя, поэтому белорусский лидер уточняет оперативные текущие задачи:

— У нас нет времени ждать, пока построится та или иная инфраструктура в каком-то порту. Речь идет сегодня прежде всего о северо-западном регионе Российской Федерации. ­Президент России лично показал мне все порты Питера и вокруг него (он знает это досконально) и предложил: выбирайте любое направление. Но я ему сказал, нам уже сегодня нужно грузить. Говорит: любую точку — и начинайте грузить.

Александр ­Лукашенко напомнил о своем требовании:
— Я так образно часто говорю, что пока будем строить, мешками будем грузить. Естественно, 12 миллионов тонн и больше мешками не загрузишь, но тем не менее это говорит о том, что мы уже сегодня должны буквально на каждом свободном квадратном метре российских портов грузить свои товары.
Глава государства обратил внимание на то, что отчасти такая работа уже налажена Белорусской калийной компанией, некоторыми другими грузоотправителями, но надо ускоряться:

— Поэтому давайте обсудим вопрос перспективный и текущий, как будем работать. Со стороны государства, Роман Александрович (Головченко, Премьер-министр. — Прим. ред.), должна быть полная поддержка. Такую же поддержку я получил и от ­Президента России. Скажите, что надо для того, чтобы более оперативно строить и сегодня в имеющихся портах (вы знаете, где есть свободные мощности) грузить наши грузы.

В порту Усть-Луга.

Двигаться дальше!

После совещания Премьер-министр Роман Головченко рассказал журналистам о некоторых подробностях состоявшегося разговора:

— Мы фактически отчитывались ­Президенту о выполнении его поручения по созданию собственной белорусской инфраструктуры для перевалки грузов морским транспортом. Эта задача решается и сейчас.

В прошлом году через порты России Беларусь перевезла очень незначительную часть объемов грузов. Но в последние полгода произошли кардинальные изменения, подчеркнул глава Правительства:
— По итогам шести месяцев мы дополнительно дали в российские порты около двух миллионов тонн различных грузов. Это хорошая прибавка и для российских грузоотправителей. Поэтому в этом направлении движемся и дальше.
Премьер-министр заметил, что наша страна работает с девятью различными российскими портами как на Балтийском море, так и на южных морях:

— У нас неплохие тарифы и на железнодорожные перевозки, и на услуги перевалки грузов. Работа выстраивается очень конструктивно. Но нужно идти дальше. Мы понимаем, что переваливать нужно большие объемы. Это касается всех видов грузов — минеральных удобрений, лесных и накатных грузов, контейнерных перевозок.


«Черные киты» и диверсификация поставок

Премьер-министр сообщил, что белорусскому лидеру были представлены несколько отработанных вариантов дальнейшего развития собственных мощностей. По одному из них решение принято. Оно будет реализовано в самое ближайшее время. Конечно же, журналисты полюбопытствовали, о какой точке на карте идет речь. Роман Головченко пока раскрывать всю информацию не спешит:
— Речь о северо-западном регионе России. Но давайте сначала закроем сделку и после этого раскроем карты. Проект заработает в ближайшее время, до конца года точно. Что касается двух-трех дополнительных локаций, по ним ­Президент потребовал провести дополнительный анализ экономических параметров и уточнить стоимость вложений.
Руководитель Правительства четко дал понять, что основная цель — добиться диверсификации, то есть не вкладывать все в одну «корзину», как получилось с прибалтийскими портами:

— Мы видим, что сейчас в мировой политике происходят аномальные процессы, что-то предвидеть очень сложно. Это уже даже не «черные лебеди» вылетают, а «черные киты» выплывают из морей. Так что задача — максимально диверсифицировать поставки и минимизировать объемы вложений.


Ответ на бандитский выпад

На совещании была затронута и еще одна острая тема. Как известно, власти стран Балтии наложили лапу на белорусскую собственность, находящуюся в регионе, в том числе в Клайпеде. Здесь с 2013 года «Беларуськалий» является владельцем 30 процентов акций клайпедского терминала сыпучих грузов. ­Президент отметил:

— Мало того что эти санкции незаконно ввели, так еще и фактически забрали вашу собственность.

— Отжали, — уточнил Роман Головченко.

Александр ­Лукашенко дал указание, как действовать:
— Это не должно безнаказанно пройти. Продумайте и мне доложите, какие меры мы можем и примем в ближайшее время и в среднесрочной перспективе. Отбирать, отжимать собственность никому не позволено.
Мало того что там наши санатории, где мы лечили чернобыльцев, как ты говоришь, «отжали», так и здесь. Это же немалые деньги. Поэтому меры должны быть приняты как сегодня-завтра, так и послезавтра.

«Мы молчать не будем» — такое заявление сделал Премьер-министр, общаясь позже с журналистами. Он, в частности, сказал:

— Терминал, который сейчас заблокирован в Клайпеде, на 30 процентов принадлежит «Беларуськалию». Нами уже начата претензионная работа. Фактически нам мешают реализовывать свои коммерческие интересы. Поэтому ответные меры готовятся, все будет цивилизованно. Вся собственность и юридических, и физических лиц недружественных государств в Республике Беларусь известна, подсчитана. Но еще раз повторяю: мы не хотим никаких агрессивных действий.
Мы настроены, и со всех площадок об этом говорим, что хотим выстраивать цивилизованные торговые, коммерческие отношения. Но если в отношении нас применяют агрессивные действия экономического толка, конечно же, мы молчать не будем. Как минимум это будут зеркальные решения. Но до последнего будем взывать к голосу разума, если его кто-то услышит.
kryat@sb.by

isaenok@sb.by

glushko@sb.by

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter