Беларусь: версия 2015. Бизнесмен Игорь Мамоненко предлагает за четыре года превратить Беларусь в мировой центр по разработке программного обеспечения.

Предложенная генеральным директором ЗАО «БелХардГрупп» программа “IT-страна” сейчас обсуждается в Совете Министров Беларуси. Спектр мнений специалистов весьма широк – от “утопия” до “один из самых прогрессивных среднесрочных проектов”. Пока теоретики спорят, авторы идеи приступили к воплощению задуманного: на днях в Байнете открылся портал “IT-страна”. По замыслу Игоря Мамоненко через несколько месяцев любой житель планеты сможет наблюдать за процессом перевода белорусской экономики на рельсы высоких технологий.

Предложенная генеральным директором ЗАО «БелХардГрупп» программа “IT-страна” сейчас обсуждается в Совете Министров Беларуси. Спектр мнений специалистов весьма широк – от “утопия” до “один из самых прогрессивных среднесрочных проектов”. Пока теоретики спорят, авторы идеи приступили к воплощению задуманного: на днях в Байнете открылся портал “IT-страна”. По замыслу Игоря Мамоненко через несколько месяцев любой житель планеты сможет наблюдать за процессом перевода белорусской экономики на рельсы высоких технологий.

Бухгалтеры потребуют расчета

Сегодня в Беларуси около 25 тысяч специалистов, работающих в области разработки программного обеспечения. По расчетам Мамоненко, к 2015 году их станет не менее 300 тысяч (вообще-то мой собеседник надеется на полмиллиона). Созданная к тому времени современная индустрия разработки ПО на экспорт (аутсорсинга) позволит ежегодно зарабатывать не менее 7 миллиардов долларов (Игорь Мамоненко рассчитывает на 10 миллиардов).
Цифры, конечно, выглядят привлекательно, но из каких запасников страна выведет обученную современным языкам программирования рать, если весь выпуск общеобразовательной школы в текущем году составляет лишь 78 тысяч?
— В Беларуси около 2 миллионов людей с высшим и средним специальным образованием, причем часть из них работают без должной отдачи. Чтобы они начали зарабатывать деньги на себя и свою страну, не требуется ощутимых вложений, достаточно изменить законодательство.
Первая категория попавших в поле зрения Игоря Мамоненко специалистов — бухгалтеры. В маленькой Беларуси их 400 тысяч: из-за сложной налоговой системы и большого объема ежемесячной отчетности все предприятия вынуждены содержать штатных бухгалтеров. В среднем эта необходимость обходится в 700 долларов за специалиста ежемесячно — на зарплату, налоги, аренду офиса, текущие расходы...
В масштабах страны это 280 миллионов долларов ежемесячно.
— По данным агентства Синьхуа, в 1,2-миллиардном Китае насчитывается всего 155 тысяч бухгалтеров, имеющих государственный сертификат, а число занятых в этой отрасли в целом составляет 300 тысяч человек, — проводит параллель собеседник. — Если мы воспользуемся китайским опытом, уменьшим количество налогов, автоматизируем статистическую отчетность, нам понадобится всего около 3 тысяч бухгалтеров.
Кроме специалистов с экономическим образованием в поле зрения авторов проекта “IT-страна” попали силовики (“чем более богатым будет становиться наше общество, тем меньше усилий надо будет прикладывать для поддержания порядка и законности”) и инженеры. У нас на единицу продукции этих специалистов раз в десять больше, чем на Западе.
— Какие слова надо найти, чтобы убедить 45-летнюю сотрудницу бухгалтерии с минимальным уровнем компьютерной грамотности переучиться на программиста? — сомневаюсь я.
— Подойдет традиционный метод кнута и пряника: человек должен знать, что через несколько месяцев его уволят и что, переучившись, он гарантированно будет зарабатывать намного больше, чем на прежнем месте. Кстати, далеко не всем придется учить языки программирования, мы насчитали 82 специальности, представители которых участвуют в разработке и продвижении программного обеспечения. Это тестировщики, менеджеры, маркетологи, дизайнеры, бизнес-аналитики...
Так что у некоторых неприметных бухгалтеров или живущих от зарплаты до зарплаты инженеров появится шанс сделать блестящую карьеру!

Конструкторы уйдут в Сеть

Есть целый пласт не связанных с программированием специальностей, представители которых тоже могут поставить себе на службу Интернет.
— Современные средства связи позволяют управлять персоналом и перемещением грузов, руководить продажами, разрабатывать элементы конструкций, вести обучение жителей разных стран и продавать иные продукты своего интеллектуального труда, не выходя из собственной квартиры, — объясняет Игорь Мамоненко.
Первыми по пути развития рынка ВРО (аутсорсинг бизнес-процессов) пошли американцы. Еще в начале 90-х годов прошлого века, в пору расцвета пейджинговой связи, основным персоналом колл-центров их компаний стали жители Индии. Задача операторов — вручную набирать голосовые сообщения — не требует специального образования, а платить индусам можно на порядок меньше, чем выполняющим ту же работу американцам.
Сейчас США самая “неофисная” страна: 70 процентов жителей частично или полностью работают дома. Подключив к домашнему компьютеру систему документооборота, можно делать свое дело, не снимая тапочек.
— С появлением Интернета рынок ВРО ежегодно удваивается, — говорит Игорь Мамоненко. — Сегодня он составляет 650—700 миллиардов долларов в год.

Преподавателей вернут в вузы

— Есть проблема, которую надо решать всем миром, — признается Игорь Мамоненко. — Наша система образования не готова к революционным переменам: нет ни достаточного количества преподавателей, ни современных обучающих программ.
По мнению собеседника, вернуть программистов с педагогическими способностями в аудитории можно только одним способом: платить преподавателям  столько, чтобы их не тянуло сменить место работы. То есть не менее полутора тысяч долларов.
В отличие от других разделяющих эту точку зрения специалистов, Игорь Мамоненко предлагает вариант решения проблемы: принять дополнение к Декрету № 12 “О парке высоких технологий”, распространив налоговые льготы и преференции разработчиков на тех, кто их “выводит в мастера”.
— Здесь возможен социальный взрыв, — предупреждает он. — Преподаватель философии вряд ли сможет спокойно принять тот факт, что его коллегу, преподающего на соседнем факультете, ценят в несколько раз дороже. Мы должны объяснить всем остальным, что индустрия программирования — будущее нашей страны и что на один доллар экспорта создается внутренний национальный продукт на сумму 5 долларов. То есть от успешной работы программистов выиграют все. Наконец, мы можем объяснить преподавателю философии, что и ему путь в индустрию программирования не закрыт: нам нужны аналитики.
По расчетам авторов проекта, обучить 300 тысяч специалистов смогут примерно 3 тысячи преподавателей. IT-образование — это набор краткосрочных курсов, перечень которых в развитых странах определен для каждой специальности и может быть адаптирован для Беларуси.

Заказчикам покажут “картинку”

С несколькими первыми участниками проекта Игорь Мамоненко предлагает заключить контракты по образцу договоров с участниками реалити-шоу. То есть им придется жить и превращаться в успешных IT-специалистов под прицелом видеокамер. Зато любой житель Земли, посетив белорусский портал, сможет не только оценить масштаб преобразований в стране, но и получить заряд эмоций от соприкосновения с реальной жизнью реальных людей.
— Хотя мировым лидером в области программирования является Индия — в этой стране около миллиона программистов, — Беларусь вполне способна занять свою нишу на этом рынке и привлечь западноевропейских, американских, арабских заказчиков. На наши отношения с развитыми странами работают не только высокий уровень отечественных программистов, но и расстояние, близость часовых поясов, менталитет.
В среде бизнесменов, работающих в сфере информационных технологий, появился афоризм: если у вас есть какая-то работа, отправьте ее в Индию; если у вас есть сложная работа — поручите ее Америке; если же у вас появилась работа, которую невозможно выполнить, — отправьте ее в Беларусь. Это слова управляющего директора и соучредителя американской инвестиционной компании “Сигулер Гафф” Эндрю Гаффа, сказанные им во время недавнего визита в Беларусь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter