Союз Беларуси и России: нет альтернатив

Беларусь — Россия: вместе в будущее

История создания и становления Союзного государства насчитывает двадцать лет. Интеграционное образование двух государств с честью выдержало испытание временем. На союз сегодня смотрят с разных углов и точек зрения, но все воспринимают его как историческую данность, факт, который существует и будет существовать в обозримой перспективе. И такая вера в стабильность союза подтвер-ждает диалектическую логику его создания. Хотя в 1996 году, когда Президент Беларуси Александр Лукашенко и Президент Российской Федерации Борис Ельцин подписывали первый договор, заложивший фундамент тесного сближения двух стран, выгоды от этой инициативы были не столь очевидны и однозначны. И несомненно, требовалось определенное политическое мужество, чтобы в середине 90-х начинать процессы сближения на постсоветском пространстве.

Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ

Союзам нет альтернатив


В общем и целом идеи сотрудничества и сближения не являлись модными парадигмами в бурлящей политической жизни 90-х годов. Под вой митингов и пальбу автоматов завершался раздел большого социалистического наследия. В бывшем Союзе и Восточной Европе жизнь насквозь пропиталась сепаратизмом и безальтернативным национализмом. Подобные теории приводили к вооруженному противостоянию, взрывам этнических конфликтов, массовыми переселениями… Балканы, Кавказ, берега Днестра усеялись горячими точками. В России закипала долгая и кровавая чеченская война. Масла в огонь подливали вырвавшиеся на широкий простор безответственной демагогии национальные и региональные политические элиты, мечтавшие стать хотя бы маленькими князьками, игнорируя все законы и парадигмы государственного устройства, геополитические и геоэкономические архитектуры. 

Несомненно, были на территории СНГ политики со здравыми и прагматичными взглядами. Но их доводы тонули в волнах вакханалии и политического разгула. Обыватели же очумели от многочисленных противоречивых событий. Впрочем, подавляющему большинству граждан в те времена было не до политики. Окончательно разрушившиеся к середине 90-х кооперационные связи былого советского промышленного комплекса положили его на лопатки. Обедневшее, нередко потерявшее работу и зарплату население думало больше об элементарном выживании, чем о высоких политических конструкциях. Конечно, многие ностальгировали по некогда единой стране, относительному благополучию и благосостоянию. Но чаяния народа заглушали амбиции местечковых демократов, уже успевших распробовать вкус бесконтрольной власти.


Несомненно, договор об образовании Сообщества между Беларусью и Россией стал в некоторой степени переломным в истории постсоветского пространства. И хотя дался он нелегко, но был создан интеграционный прецедент. Причем не декларативно и на бумаге, а с четкими задачами и целями. И большинство из них достигнуты. Только восстановление промышленных кооперационных связей многого стоит. Сегодня ими охвачены более 8 тысяч белорусских и российских предприятий, на территории двух стран действует около тысячи совместных производств, в 40 российских регионах создано 80 сборочных производств белорусских компаний, более чем с 60 российскими регионами Беларусь поддерживает торгово-экономические отношения на основании прямых договоров. За двадцать лет успешно реализованы десятки различных совместных программ.

Конечно, у истории нет сослагательного наклонения, но если пойти по пути исследований альтернативной истории и предположить, что в 1996 году у лидеров двух стран не хватило бы политической прозорливости и мужества подписать договор? Промышленность двух стран однозначно была бы обречена на вымирание. На рынках третьих стран наша продукция была бы не просто никому не нужна, она даже не прошла бы сертификацию. А опыта работы с Западом тогда у подавляющего большинства предприятий просто не было. Приблизительно в те же годы Финляндия, экспортировавшая много товаров в Советский Союз, из-за развала последнего была вынуждена переориентироваться на покупателей из ЕС. У этого государства, интегрированного в европейское экономическое пространство, на этот процесс ушло около 3 лет и миллионные инвестиции. И если сегодня уже можно говорить о возможностях конкурировать на международных рынках, то в те времена такого вопроса даже не стояло. Словом, были все шансы оказаться просто на задворках цивилизованного мира, не обладая даже призрачным шансом стать его полноценным жителем. Конечно, Европа никогда не была однозначно непримиримым врагом, даже невзирая на политические трения. Но прагматизм превалирует во всем мире. Ничего личного, только бизнес, в который мы только сегодня начинаем постепенно вписываться. В том числе и благодаря развитию интеграционных проектов. А Союзное государство и было первым из них.

Впоследствии уже из этого проекта выросли Евразийское экономическое сообщество, сегодня динамично развивающийся Евразийский экономический союз, перманентно усиливающий свои позиции в мировой геоэкономике. Причем многие решения и межгосударственные конструкции, реализуемые в ЕАЭС, были обкатаны в Союзном государстве, подтвердили свою работоспособность. В целом же за 20 лет произошло серьезное изменение в психологии и элит, и людей. Да и сегодня спорят до хрипоты, надо больше или меньше интеграции. Но все-то сходятся в одном: она необходима.

Владимир ВОЛЧКОВ

volchkovvv@mail.ru

За одним столом с дипломатами


«Макей и Лавров. О политике». О ком вы сразу подумали при упоминании этих фамилий? Наверняка о министрах иностранных дел Беларуси и России. Но в данном случае вы не правы: Ольга Макей и Глеб Лавров — это журналисты Агентства теленовостей Белтелерадиокомпании, авторы и ведущие новой программы на «Беларусь 1».


Ответ на вопрос, который напрашивается сразу: «Нет, не родственники». Тут же уместно спросить: «А вообще министры в курсе?» В этом случае ответ положительный: известные дипломаты даже улыбнулись, узнав о таком интересном совпадении. На этом пока Владимира Владимировича и Сергея Викторовича оставим в покое. Поближе познакомимся с ведущими.

— Пришла на телевидение 10 лет назад, будучи первокурсницей университета, — рассказывает Ольга. Начинала в развлекательном жанре. В нем, кстати, первое время работала и на СТВ. Потом увлеклась политическими и экономическими темами. К тому времени как раз окончила факультет философии и социальных наук БГУ и получила диплом  преподавателя социально-политических дисциплин. По второму образованию я специалист в области международных отношений. С февраля 2015 года работаю в Белтелерадиокомпании, заместитель начальника отдела политических обозревателей АТН, — и в конце она ставит жирную точку: — Кандидат  в мастера по конному спорту.

Глеб тут же подхватывает эту тему:

— Да, Ольга и коня на скаку остановит, а вот горящую избу беру на себя я. Вообще госпожа Макей — это человек, который может секундным присутствием в кадре не только раскрасить любой сюжет, но, что самое главное, вытянуть из эксперта, даже самого сурового и неразговорчивого, всю правду, причем в том объеме и теми словами, которые будут понятны зрителю. 

Собственно говоря, они, конечно, совсем разные. Ольга, скорее, информационщик и привыкла работать в более оперативном жанре, а вот Глеб — аналитик. На Белорусском телевидении он лицо не новое. Что интересно, как и его соведущая, начинал с развлекательных программ. Он один из той чудесной команды, которая делала передачу «5х5» на БТ. То есть на телевидение он пришел почти двадцать лет назад. Как и у Ольги, одно из его образований — преподавание социально-политических дисциплин. Причем восемь лет он занимался этим в БГПУ параллельно с ТВ. 

Ребята говорят, что никогда не ассоциировали себя с министрами, просто жили с этими фамилиями. Интересное совпадение не давало покоя заместителю директора АТН Сергею Гусаченко, пока он однажды не выпалил: «Макей и Лавров — это же готовое название для программы!» Все дружно посмеялись, и эта шутка пошла гулять по коридорам и кабинетам, пока не дошла до директора АТН Ивана Эйсмонта, а затем не спустилась на этаж ниже к заместителю председателя Белтелерадиокомпании Марату Маркову. Эта идея его тоже зацепила, ну где еще в мире найдешь такое совпадение и такую пару ведущих. Началась разработка концепции.

Сразу было понятно, что обсуждать Макей и Лаврову, например, экономику или спорт неуместно, только политика. Как уверяет Сергей Гусаченко, этот проект — попытка найти некий новый формат освещения самых громких политических тем. Команда стремится сделать компактную программу, где в то же время останется место для дискуссии. Впрочем, нельзя  сказать, что уже есть некая абсолютная форма, которая не будет меняться. Не исключено, что последующие эфиры совсем не будут похожи на первый. 

Но пока это информационно-аналитическая программа, в рамках которой будет рассматриваться одна злободневная тема, в том числе с участием экспертов. При этом авторы представят свой, оригинальный взгляд на эту проблему.

Хронометраж программы — пять-семь минут в рамках «Панорамы». Почему не отдельной строчкой в программе телепередач? Да потому что никто не знает, где, когда и почему «вспыхнет» очередной информационный повод. Политические обозреватели обещают оперативно реагировать на события, которые будет подбрасывать жизнь. 

Ну и вполне логичный вопрос: появятся ли Владимир Макей и Сергей Лавров в новой программе?

— Почему бы и нет? — отвечает Глеб. — Не исключено, что нам вскоре понадобится обратиться к кому-нибудь из них за комментарием. И я надеюсь, нашей-то программе они не откажут.

Наталья ИВАНОВА

stepuro@sb.by

Крепость Угольникова


Для большинства зрителей имя Игоря Угольникова ассоциируется прежде всего с юмористическими шоу. Но он уже давно порвал со своим веселым телевизионным прошлым. Сегодня этот серьезный человек все больше трудится за кадром, но его нынешняя работа более плодотворна и значима. Достаточно вспомнить фильмы «Брестская крепость» и «Батальонъ», которые он продюсировал. Сегодня руководитель Телерадиовещательной организации Союзного государства Игорь Угольников у нас в гостях.

— Игорь Станиславович, мы встречаемся с вами накануне Дня единения народов Беларуси и России, поэтому не могу не спросить у вас о Союзном государстве. На ваш взгляд, оправдало ли оно себя и имеет ли перспективы развития? 

— 10 мая будет десять лет, как я руковожу ТРО Союза. За эти годы были сделаны серьезные шаги в объединении наших народов. Это прежде всего касается военной сферы, таможни и товарообмена. И самое главное — в политическом аспекте. Для всего мира сегодня совершенно очевидно, что Россия и Беларусь вместе и так будет всегда. Для наших стран невозможны события, которые произошли, например, в Украине. Мне кажется, это самое главное достижение объединения наших государств. 

Безусловно, есть нерешенные проблемы. Были разговоры о единой валюте, единой Конституции и так далее, но всем было понятно, что этот путь крайне долгий. Повторюсь, главный итог — в сознании граждан Беларуси и России. Теперь они понимают: что бы ни случилось, мы всегда будем вместе. 

— Игорь Станиславович, скажите, почему россияне по-прежнему называют нашу страну Белоруссия? Люди, так тесно дружащие с нами, должны знать, что правильно  говорить «Беларусь».

— Это банальная привычка из совет-ских времен. Срабатывает синдром старшего брата, но в этом нет ничего страшного. Вы должны постоянно об этом напоминать, и россияне рано или поздно станут называть вашу страну правильно. Я это делаю уже много лет. 

— Знаю, что вы с Владом Листьевым собирались создавать канал, подобный ТРО. 

— Вместе с Константином Львовичем Эрнстом мы помогали Владу строить новое общественное телевидение России. Но со смертью Влада многое изменилось. Тогда, кстати, во мне и умер клоун Игорь Угольников. И, к сожалению, то телевидение, о котором мы мечтали, построить не удалось. Да и время серьезно поменялось, мы вступили в эпоху коммерции. Любое телевидение стало неким рынком, на котором действуют свои законы и правила. Но в то же время желание сделать по-настоящему позитивное телевидение с обратной реакцией зрителей — когда аудитория сама диктует, что ей хотелось бы смотреть, у меня осталось. В общем, десять лет назад предложение Сергея Степашина возглавить Телерадиовещательную организацию Союзного государства попало на благодатную почву. Он сказал: «Ты же мне рассказывал, что хотел построить по-настоящему позитивное общественное телевидение? Ты хотел снять фильм о защитниках Брестской крепости? Вот тебе шанс!» Как вы понимаете, я его использовал.

— Скажите, ваши кинопроекты коммерчески выгодны?

— Мы никогда не ставили такой цели. В нашей киноиндустрии снимать дорогой фильм и надеяться на нем заработать — бессмысленно. Хотя «Батальонъ» был встречен зрителями с радостью и в прокате даже вышел в небольшой плюс. Но здесь надо говорить о том, что эта картина финансировалась из российского бюджета. В отличие от «Брестской крепости» она не стала проектом Союзного государства, хотя я на это очень надеялся. Для меня важно, что пять лет назад «Брест-ская крепость» была принята  с большим воодушевлением. Картина продемонстрировала идею единения двух государств  в священной для белорусов и россиян теме Победы в Великой Отечественной войне. Насколько я знаю, после выхода фильма вдвое увеличилось количество посещений Брест-ской крепости. Вот главные дивиденды! Вот чему я очень рад! К тому же эту картину уже несколько лет показывают на многих каналах 22 июня и          9 мая, что тоже можно считать успехом. Здорово, когда ты сделал кино, а оно потом начинает жить своей жизнью. Это как ребенок, которого ты родил, поставил на ноги, вырастил, а дальше он уже шагает по жизни сам. Перед вами очень счастливый человек, ведь два фильма я уже отпустил в самостоятельную  жизнь. 

— Победа — тема благородная и вечная, но почему бы вам не снять кино о современной дружбе двух народов?

— Думаю, такое кино обязательно появится. Мы ищем достойный сценарий, рассматриваем различные идеи. Я думаю, это должен быть, скорее, телесериал. Надо найти глобальные темы, которые нас объединяют, без них не должен обходиться ни один фильм. 

— Знаю, что ваш следующий кино-проект посвящен событиям 1917 года. Говорят, роль Ленина в нем может исполнить Леонардо Ди Каприо.

— Всех тайн раскрыть не могу. Скажу, что мы сделали ему предложение, он ответил, что тема ему интересна. Но от согласия актера сыграть какую-то роль до начала реализации проекта обычно проходит очень большое количество времени.

— Почему сами не снимаетесь в своих кинопроектах?

— Говорят, седалищ не хватит усидеть на нескольких лошадях. Для того чтобы сделать серьезный кинопроект, продюсеру надо приложить огромное количество человеческих и профессиональных усилий, особенно когда ты еще автор идеи и весь процесс должен отслеживать сам. Я вкладываю в мои фильмы душу, трачу очень много сил. Если занять еще и кресло режиссера или исполнителя одной из главных ролей, тогда не выполнишь главную задачу. Не скрою, в сценарии «Брестской крепости» и «Батальона» я выписывал себе роли, но в итоге понял, что мне надо направить усилия в другое русло, и отказался от этой идеи.


— Первый из этих фильмов вы снимали в Беларуси, почему не приехали сюда со вторым?

— С «Брестской крепостью» все понятно и по-другому быть не могло. На создание этого фильма я просил благословения у своего духовника. При этом 22 июня 2009 года, начиная съемки, мы помолились на могилах защитников крепости и попросили разрешения снимать про них кино. Для нас это было важно, так как мы ходили по их костям. И с самого начала было ощущение, что нам что-то помогает, подталкивает в спину. И вот на Покров    14 октября режиссеру Александру Котту для съемок нужен был снег. По всем прогнозам он не предвиделся, поэтому мы начали готовить искусственный. А проснувшись утром, поняли, что нам даровано еще одно благо: выпал снег. Он лежал полдня, и мы успели все снять. Потом его не было еще целый месяц. Это говорит о том, что когда все делаешь как следует, просишь разрешения, то небеса помогают тебе. 

И «Батальонъ» хотел снимать в Беларуси, именно в тех местах, где девушки и воевали, — под Сморгонью. Но это было сложно сделать технически, поэтому работали в Питере и Псковской области. К тому же снимал питерский режиссер Дмитрий Месхиев, который очень любит именно эти места. Думаю, если бы мы военную часть картины снимали в Беларуси, она была бы иной, но сейчас об этом уже поздно говорить. 

— В своих фильмах вы снимаете и наших актеров, ощущается ли разница между белорусской и российской актерской школой?

— В «Батальоне» Дусю Гриневу играет актриса из Бреста — Янина Малинчик. Это получилось случайно. Мне нужна была крепкая дама, при этом очаровательная и с душой ребенка. Мы провели кастинг — оказалось, что Янина из Бреста как раз и подходит нам по типажу. Были у нас и другие белорусские актеры. Да, они отличаются от российских: у них меньше гонора и они более работоспособны. В Беларуси осталась хорошая киношкола и здесь есть профессионалы, с которыми приятно работать. Помимо профессиональных качеств, все они еще и пример душевности и скромности, но согласно КЗОТу мы можем их снимать не более восьми часов в сутки, а вот с российскими актерами работаем и по двенадцать часов. 

— Есть ли у вас любимые места в Беларуси?

— Про Брест вы уже все поняли. Не так давно делали день ТРО в Гродно — прекрасный город, где живут интересные люди. Конечно, мне очень понравилось рыбачить на Браславских озерах и Припяти. Но мой второй родной город — это, конечно, Минск. Провожу здесь очень много времени, снимаю телепроект «Время Союза». За последние десять лет здесь у меня появилось много друзей, с которыми мне очень интересно проводить время

— А в театры в Минске ходите?

— К сожалению, нет. Но сам иногда привожу спектакли сюда. Играю в театре, стараюсь оставить за собой право выходить на сцену. Для меня это и удовольствие, и профессиональный тренинг. Как и в спорте, если этим перестаешь заниматься, то теряешь форму. 

— Какие подарки обычно увозите из Минска?

— Беру водку на расторопше, конфеты. Вообще, иногда сам хожу на «Комаровку» и покупаю там продукты, например, сало. 

— Игорь Станиславович, нет сомнения, что вы сейчас занимаетесь очень нужным делом. Но есть ли у зрителей шанс увидеть вас, как и прежде, без галстука? Вы вообще сейчас смотрите юмористические программы?

— Шансы есть, но они невелики. Я стараюсь смотреть юмористические программы, но хороших среди них мало. Приоткрою вам завесу наших планов. После двух таких сложных фильмов, в преддверии еще более сложной картины, которую мы собираемся снимать о событиях 1917 года, хотел бы сделать небольшую легкую семейную комедию. Просто чтобы снова собрать свою съемочную группу и немного расслабиться, отвлечься от фильмов о войне. Думаю, что в этой картине вместе со своими друзьями, которые умеют и любят играть комедии, на площадку выйду и я. Мечтаю оказаться в кадре с  Марией Ароновой. Ее и Нону Гришаеву я знаю уже двадцать пять лет, с тех пор как пригласил в свое шоу «Оба-на!». Это мои любимые актрисы. 

— Успехов вам и спасибо за беседу.

Наталья СТЕПУРО

stepuro@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter