“Беларус”: просто, надежно, экономично

Пятьдесят пять лет назад с конвейера Минского тракторного завода сошел первый колесный трактор “Беларус”. Сегодня почти каждый четвертый колесный трактор в мире — белорусскийЕжегодно на Минском тракторном заводе бывают сотни гостей из разных регионов мира. Первыми на центральной проходной их встречают стальной “ветеран” “МТЗ-2” и его “праправнук” “МТЗ-1522”. Они не просто стали визитными карточками тракторограда, а символизируют собой неразрывную связь времен и поколений, прочный сплав исторического опыта, современных идей и напряженного труда всех заводчан. А венцом этой пирамиды стал имидж предприятия как одного из мировых лидеров сельскохозяйственного машиностроения, который нисколько не тушуется перед такими мировыми компаниями, как “Джон Дир”, “Клаас” или “Нью Холланд”.

Амбициозный “Беларус”
Теперь мало кто знает, что на территории, занимаемой нынче предприятием, еще до войны началось строительство авиазавода, которое было прервано нападением Германии на СССР. Но восточная часть площадей завода по привычке долгое время называлась аэродромом.
После войны страна, четыре года ориентированная на выпуск танков и самолетов, была вынуждена перестраиваться на производство мирной техники. Времени было в обрез, к тому же в послевоенном разрушенном Минске наблюдался острый дефицит крытых помещений, и между наркоматами шла “битва” за каждое уцелевшее после бомбежек здание. Строители Минского тракторного жили в палаточном лагере, а первые тракторы были выпущены фактически под открытым небом, в наспех приспособленных мастерских, поскольку весь 1947 год продолжался монтаж оборудования корпуса сборочного цеха. Любопытно, что среди первых работников тракторограда были и строители того самого несостоявшегося авиазавода.
Поначалу здесь выпускали машины на гусеничном ходу “КД-35”. А в октябре 1953 года начался серийный выпуск “МТЗ-2”, ставшего родоначальником большого семейства колесных тракторов “Беларус”. Первая отечественная модель железного “пахаря” не имела кабины и оснащалась четырехцилиндровым дизелем мощностью всего 37 лошадиных сил (примерно половина мощности нынешних “Жигулей”). Уже через пять лет завод выпустил стотысячный трактор. И пошло-поехало. В 1966 году за создание новых конструкций машин и внедрение передовой технологии МТЗ был награжден орденом Ленина. Следом еще одна значимая награда — орден Октябрьской Революции.
В ноябре 1972 года с конвейера сходит миллионный трактор.
А в 1974 году дан старт новому рекорду — началось серийное производство знаменитого “МТЗ-80”, ставшего визитной карточкой всей страны. Он первым из советских тракторов успешно прошел сложные экзамены в Международном испытательном центре в штате Небраска (США), за его создание конструкторский коллектив завода удостоен Государственной премии Белорусской ССР.
По удивительной простоте, надежности и экономичности белорусским тракторам нет равных. С их помощью прокладывались оросительные каналы, поднималась целина, осушались болота. Они и сегодня пользуются заслуженным авторитетом у покупателей всего мира и готовы работать в любых климатических условиях.
Акцент на энергонасыщенность
Лет шесть назад, вступая в должность генерального директора, нынешний руководитель МТЗ Александр Пуховой произнес короткую и емкую фразу: завод должен остаться центром мирового тракторостроения. Реакция на это заявление была, мягко говоря, неоднозначной, ведь к тому времени предприятие переживало не лучшие времена. На заводских складах накопилось свыше трех тысяч нереализованных тракторов — больше трехмесячного объема производства, а бартерные сделки составляли почти 90 процентов от объемов реализации. К слову, в других республиках бывшего СССР дела обстояли еще хуже. Приказал долго жить знаменитый Павлодарский тракторный в Казахстане, резко сбавили темпы или вообще остановились российские заводы. У белорусов расчет был другой: зачем рубить голову курице, несущей золотые яйца? Задачу поставили четкую — сделать самое крупное производство страны эффективным, передовым с точки зрения организации труда и применения новейших технологий. Прошло всего несколько лет, и ситуация изменилась в корне: объемы производства, равно как и продаж, стремительно выросли. Ежегодно объем производства тракторов на МТЗ прирастает на 10 тысяч единиц и уже составляет 70 тысяч машин в год.
Почти каждый четвертый колесный трактор в мире выпускается в Беларуси. Минский тракторный в условиях все более жесткой конкуренции не только не уступает своего сегмента мирового рынка, но и достаточно уверенно расширяет объемы и направления экспорта, поставляя свою продукцию в 75 стран мира. В числе главных покупателей — страны СНГ. А буквально на прошлой неделе во время официального визита Президента Александра Лукашенко в Кыргызстан было открыто совместное сборочное производство в Бишкеке. В перспективе здесь будут выпускать около тысячи машин в год. Первый трактор сошел с новенького конвейера в присутствии глав государств. Президент Кыргызстана Курманбек Бакиев не удержался и лично поднялся в кабину одного из белорусских тракторов. Оценки самые позитивные. По его словам, сельхозмашины такого качества, как белорусские, сегодня весьма востребованы у сельчан. 
В последнее время на мировом рынке значительно повысились требования к дизайну и эргономике тракторов. Сегодня покупателей одним лишь качеством не возьмешь. Им подавай улучшенную отделку интерьера кабины, кондиционер, дистанционные приводы и массу других креативных вещей.
— Аграрии переходят на новые технологии земледелия, — рассказывает маркетинг-директор РУП “МТЗ”, первый заместитель генерального директора Игорь Волковец. — А они требуют мощных энергонасыщенных тракторов для работы с широкозахватными орудиями, обеспечивающими экономию топлива, семенного материала, удобрений и средств защиты растений. В последние годы завод активно осваивает энергонасыщенные тракторы “МТЗ-2522” и “МТЗ-3022”, способные заменить российские “Кировцы”. Кстати, 250-сильный трактор “МТЗ-2522” установил абсолютный рекорд в своем классе, вспахав 87 гектаров за сутки. Спрос на эти машины просто сумасшедший, мы даже не можем удовлетворить все заявки. Год назад завод выпускал 20—30 машин в месяц в диапазоне 250—300 л.с. К 2010 году рассчитываем выйти на 800 — 900 тракторов, что равно мощностям Кировского завода в Санкт-Петербурге. Кроме того, в бизнес-план включено освоение производства гусеничного трактора в Мозыре. А еще есть филиал в Сморгони, где выпускают трактора малой мощности, а также в Бобруйске и Витебске.
Чем же так привлекают потребителей белорусские трактора?
— Наши машины всегда отличались экономичностью, — говорит генеральный конструктор МТЗ Иван Усс. — Это не только двигатель, но еще и концепция трактора, его концептуальная развесовка. Казалось бы, что такое сэкономить литр топлива на гектаре? Но когда речь идет о 200 гектарах — это уже бочка сэкономленного топлива. Вот такой показатель в основном и ценится.
Второе преимущество — ресурс, продолжительность жизни машины. До сих пор встречаются трактора “МТЗ-2”, которые находятся в работоспособном состоянии. Ну и, конечно, нельзя сбрасывать со счетов такие факторы, как соотношение цены и качества, доступное послепродажное обслуживание и сервис, легкость в освоении.

Факт

За 62 года с момента основания предприятия выпущено более 3,7 миллиона тракторов,  из  них   свыше 2,6 миллиона поставлено в 100 стран мира. Только на головном предприятии в Минске сегодня работает около 25 тысяч человек.

Взгляд со стороны

Сергей Пятин, начальник сельхозуправления агрохолдинга “Маяк” (Краснодарский край): “В нашем распоряжении находится 120 тысяч гектаров пашни в Краснодарском крае и Ростовской области, поэтому мы делаем ставку на 100-, 180- и 300-сильные машины, способные выполнять весь спектр полевых работ. К примеру, недавно приобрели сразу 20 мощных тракторов “МТЗ 3022 ДВ”. Этот трактор оснащен двигателем “Детройт дизель” с гидромеханической коробкой передач и электрооборудованием на базе узлов фирмы “Бош”. Первый опыт впечатлил нас. На вспашке “МТЗ 3022 ДВ” показывает производительность 12—15 гектаров, на дисковании — до 30 гектаров за смену. Машины очень надежные, механизаторы довольны комфортными условиями работы. Сейчас мы много сил отдаем “трудным” землям, возвращаем брошенные участки в севооборот. Для этого нужна мощная техника. Так что, думаю, следующей весной будем закупать очередную крупную партию белорусских тракторов.”

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter