Беларусь не считает себя должником

Андрей Кобяков: Заявления российской стороны о том, что результатом достигнутых соглашений якобы стало то, что российская сторона в скрытом виде субсидирует белорусскую экономику на сумму порядка $5,8 млрд., не соответствуют действительности

Заявления российской стороны о том, что результатом достигнутых соглашений между Беларусью и Россией в области нефти и газа якобы стало то, что российская сторона в скрытом виде субсидирует белорусскую экономику на сумму порядка $5,8 млрд., не соответствуют действительности. Об этом заявил журналистам заместитель премьер-министра Беларуси Андрей Кобяков.

«Это, по меньшей мере, неточные расчеты. А если сказать по правде, эти расчеты не основаны на действующей нормативно-правовой базе. Для того чтобы такие оценки давать, надо исходить из экономики действующих соглашений и взаимных обязательств сторон», — сказал он. 

В основе взаимной торговли Беларуси и России лежит протокол о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений. По словам Андрея Кобякова, еще тогда, 11 лет назад, стороны сделали свой выбор и подтвердили ранее достигнутые договоренности по вопросам свободы транзита, условиям сохранения военных объектов России на территории Беларуси. То есть никаких таможенных пошлин, ограничений во взаимной торговле не должно быть. Этот принцип действовал 11 лет. «На его основании наше государство планировало свое развитие, инвестиции, модернизацию экономики», — подчеркнул вице-премьер. При этом он отметил, что фактически за две недели до окончания 2006 года российская сторона сообщила об изменении условий взаимной торговли, в соответствии с которым «мы якобы должны нашим партнерам по уплате $ 3,6 млрд. таможенных платежей за нефть, ввозимую в Беларусь». Правительство страны своевременно проинформировало российскую сторону о том, что нарушается указанный протокол и что «фактически они нас подталкивают к тому, что мы как бы освобождаемся от обязательств по свободе транзита и условиям сохранения российский военных объектов», пояснил Андрей Кобяков. 

Вице-премьер подчеркнул, что Беларусь не пошла на нарушение этих принципов, хотя ее пытались в этом обвинить, когда страна ввела плату за транспортировку нефти. «Никто не за­прещал провозить нефть через территорию Беларуси. Мы не вводили ограничительных, дискриминационных мер по отношению к российской нефти. Поэтому обвинять нас в том, что мы пошли на выход из этого протокола, не надо», отметил Андрей Кобяков. 

По словам заместителя премьер-министра, стороны достигли соглашения, что торговля будет беспошлинной. «И вдруг, когда эти пошлины выросли до определенных размеров, другая сторона решила, что чего-то недополучает», — пояснил он. Это происходило в силу того, что белорусская сторона выполняла свои обязательства. «Получается, что нас кто-то содержит. Но этого ни в коем случае нет. Никогда в отношении с нашими партнерами речи о том, что кто-то кого-то содержал, субсидировал или скрыто оказывал поддержку, не было», — сказал вице-премьер. 

В соответствии с вышеназванным документом, действительно, в случае, если применяются вывозные экспортные пошлины на какие-либо виды продуктов, стороны должны договориться о распределении сумм этих вывозных пошлин между бюджетами стран, что и предлагала белорусская сторона. Это фактически было сделано по итогам прошедших переговоров. «Вся разница в том, что белорусская сторона была вынуждена согласиться, чтобы эти вывозные пошлины платились не по результатам экспорта из Беларуси нефтепродуктов, а сразу при ввозе в нашу страну российской нефти для переработки. Конечно, это нарушение протокола, но это меньшее зло среди того, что могло бы быть и что планировалось сделать с 1 января 2007 года, когда была введена российская экспортная пошлина (около $ 180 за 1 тонну нефти)», — отметил Андрей Кобяков. «Но сказать, что нам при этом подарили $ 2,6 млрд., неверно. Сначала нас искусственно назначили за что-то должными, хотя должниками мы себя не считали и считать не будем», — подчеркнул он. 

Как сказал вице-премьер, аналогичная ситуация складывается и по газу. «Российская сторона предъявляет претензии, что она нас якобы субсидирует на $ 3,2 млрд. Знаете, у нас есть нормативно-правовая база, надлежащим образом ратифицированная, которая является главенствующей по отношению к любым внутренним документам сторон. В частности, подписано соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования Беларуси и России», — сказал Андрей Кобяков. То есть при взаимной торговле стороны должны обеспечивать использование регулируемых цен, тарифов на основе складывающихся цен на внутренних рынках государств. Так, если Россия реализует свободное ценообразование, то Беларусь покупает товары по тем ценам, по которым Россия их продает. Но если Россия принимает решение о том, что цены на газ регулируются государством, то в соответствии с соглашением она должна будет предоставить Беларуси национальный режим. 

Как пояснил заместитель премьер-министра, в обход этого соглашения Россия увеличила для Беларуси цену на газ более чем в два раза. «Мы понимаем правительство России. Они очень ответственно поступают по отношению к своему населению, понимая, что движение по ценам в 2007 году более чем на 15% вызовет негативную ситуацию в экономике России. Но почему-то белорусам в два раза увеличивать цену можно. Вот такая помощь, такая поддержка», — отметил Андрей Кобяков.

При этом он уточнил, что «Газпром» нигде таких условий, как в Беларуси, не имеет». По меньшей мере, два района республики из 118 вырублено просекой и там положены трубы газопровода Ямал—Европа. Причем это собственность России на территории Беларуси. «Нигде в мире Россия стопроцентной собственности в виде трубопроводов не имеет, кроме как в Беларуси. Мы создали все условия, пошли на большие льготы (сотни миллионов долларов), когда строили газопровод Ямал—Европа, когда разрешили беспошлинно на нашу территорию завозить целые комплексы оборудования, трубы для строительства. Мы это осознанно делали, понимая, что в обмен получим соответствующее соглашение с Россией», — сказал вице-премьер. 

«Если уж обеспечивать мягкий переход к союзным отношениям, то нужно понимать, что и белорусская сторона не менее мягко поступит с объектами, которые находятся на нашей территории. Это касается и платы за землю, и тех объектов, которые записаны в протоколе (военные объекты), и целый ряд других вопросов. Испытывать нас уже пытались. Мы можем адекватно на это реагировать, квалифицированно отстаивать свои позиции», — подчеркнул Андрей Кобяков. 

Как сообщил Андрей Кобяков, «в настоящее время обе стороны плотно работают в рамках комиссии по тарифному и нетарифному регулированию. Они выявили ряд претензий во взаимной торговле, которые не в полной мере выполняются сторонами и не соответствуют нормативно-правовой базе в рамках союзных отношений». 

По его словам, стороны берут обязательства привести свое законодательство в соответствие с требованиями нормативных документов в рамках двусторонних отношений. Это техническая работа. 

Андрей Кобяков проинформировал также, что белорусская сторона готовит ряд соответствующих документов, и выразил надежду, что российская сторона тоже предпримет ряд шагов по приведению своей нормативной базой в соответствие с двусторонними соглашениями. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter