Беларусь идет в ногу со временем

Наколай Адамович ЖАГОРА в силу своей должности - хранитель национальных эталонов единиц измерений. Беседовать с ним на эту тему очень интересно, поскольку обычный человек даже не представляет, насколько возросла роль метрологии в современном мире.
— Николай Адамович, вам выпала почетная обязанность сверять белорусское время с международным. Как это происходит?
— Путем постоянного сравнения информации от двух глобальных навигационных систем, установленных на спутниках. Они определяют точное время и географические координаты Земли. Эти системы — российская ГЛОНАСС и американская GPS. Сигналы принимаются многократно в течение суток согласно специальному графику.
— Другие эталоны тоже необходимо постоянно сравнивать с зарубежными?
— Разумеется. Правда, профессионалы говорят не “сравнивать”, а “сличать”. Любые достижения нашей страны в сфере метрологии без международного признания ничего не стоят. Все наши эталоны должны быть известны международной организации под названием Метрическая конвенция, в состав которой входит Генеральная конференция по мерам и весам, и периодически или непрерывно должны проходить сличения с их эталонами или с признанными эталонами других государств, что обычно обходится дешевле. Мы постоянно сравниваем свои эталоны с эталонами России, Украины, Германии, Франции, Словакии, Польши, то есть тех стран, с которыми у Беларуси большой товарооборот.
В нашей стране 24 эталона единиц измерений. Их международные сличения требуют больших затрат. Однако это та статья расходов, на которой недопустимо экономить. К примеру, в ближайшее время необходимо провеcти сличение эталона электрической мощности ватта, что очень важно для белорусских изготовителей приборов учета электроэнергии. Заранее известно, что это обойдется в несколько тысяч евро. Но поскольку отпадет необходимость вывозить приборы на испытания и аттестацию за рубеж, то, по сути, это инвестиционные вложения в экономику республики, и государству выгодно на них пойти.
— Сколько должно быть в стране эталонов?
— Этот вопрос нам очень часто задают, но на него не существует точного ответа. Все зависит от потребностей экономики. В Советском Союзе было 125 эталонов. В России их и сегодня где-то на этом уровне. Япония имеет 250 эталонов и хочет еще столько же. В Штатах порядка 300 эталонов. Каждый эталон — это деньги, и немалые: от 100 тысяч долларов до миллиона на изготовление и сдачу плюс приличные затраты на эксплуатацию. Если бы наша страна развивала ядерную энергетику, то мы должны были бы сделать много новых эталонов под ядерную энергетику. Если бы наши космонавты летали в космос, то мы бы делали эталоны под космические программы. А так мы создаем эталоны под сегодняшнюю белорусскую экономику с учетом имеющихся в ней отраслей народного хозяйства. Это эталоны секунды, килограмма, метра, вольта, ватта, градуса Цельсия и другие. Большинство из них вполне понятны простому человеку.
Отдельно хотелось бы остановиться на эталонном комплексе объемной активности радона в воздухе, введенном в эксплуатацию в прошлом году. У него сложное название, но простая суть: измерение газа радона, еще недавно являющееся проблемой. Радон чаще всего скапливается в подвальных помещениях. Данный эталон — совместная разработка БелГИМ, Института физико-органической химии НАН Беларуси и Всероссийского научно-исследовательского института метрологии имени Д.И.Менделеева (г. Санкт-Петербург). Он позволяет сократить затраты на обеспечение радиационной безопасности населения при проектировании и эксплуатации зданий, вообще дает возможность определить наиболее важные направления обеспечения радиационной безопасности населения.
Эталонная база республики постоянно и планомерно пополняется. В течение прошлой пятилетки число национальных эталонов было увеличено почти в два раза. К 2010 году намечено их новое двукратное увеличение — до 45—48.
Среднегодовые затраты Беларуси на создание и поддержание эталонной базы составляют около миллиона долларов. Это не очень много. Для сравнения: чешские метрологи получают от государства на эти цели минимум 2 миллиона долларов в год, польские — еще больше. Между тем считается, что каждый рубль, вложенный в метрологию, дает от 7 до 15 рублей дохода...
— Создания каких новых эталонов можно ожидать в ближайшем будущем?
— Прежде всего эталона по аудиометрии, в течение двух ближайших лет. Он крайне необходим нашей стране для метрологического обеспечения аудиологического оборудования (аудиометров, слуховых аппаратов), что является условием качественной диагностики и лечения заболеваний органов слуха. Улучшится и профилактика заболеваний слухового аппарата человека — благодаря раннему выявлению такого рода нарушений.
В более далекой перспективе хотелось бы еще изготовить высококачественный эталон для измерения электромагнитного поля в широком диапазоне спектра. Правда, это очень дорогостоящий проект...
Другое направление нашей сегодняшней работы с эталонной базой — модернизация уже созданных эталонов. На очереди прежде всего национальный эталон единицы температуры Кельвин. Его модернизация ставит своей конечной целью создание такого современного автоматизированного комплекса, который будет воспроизводить градус Кельвина в диапазоне от минус 38 до плюс 961 градуса Цельсия, то есть в соответствии с международной температурной шкалой.
— Как вы оцениваете достижения белорусской метрологии в целом?
— Отечественная метрология находится на уровне, достаточном для вступления во Всемирную торговую организацию. Мы смогли также выполнить дополнительное условие ВТО — по непрерывному и стабильному обеспечению точности наших эталонов в соответствии с системой менеджмента качества по стандарту ИСО 9001. В прошлом году в БелГИМ был внешний аудит, и институт с честью выдержал самую серьезную международную проверку из всех, которые бывают. Несмотря на то, что с нашей работой ознакомились метрологи из большого количества промышленно развитых стран, в составленном ими акте нет ни одного существенного замечания.
— Потребители вам очень благодарны за новый стандарт на предварительно упакованные товары. Правильно ли мы понимаем, что в нем предложены принципиально новые подходы в этой области?
— Это действительно так. Называется этот стандарт “Товары фасованные. Общие требования к количеству товара” и уже вступил в силу. Если в прежних нормативных документах оговаривались положительные и отрицательные допуски к количеству товара в упаковке, то сегодня оговаривается только отрицательный допуск. Кроме того, вводится показатель “среднее содержимое партии”. Оно должно равняться или превышать номинальное количество товара, промаркированное на упаковке, что исключает возможность систематического недовложения товара.
Возьмем для примера сливочное масло, которое, как правило, фасуют в пачки. При номинальной массе пачки 200 граммов раньше устанавливался допуск плюс-минус 3 грамма, в результате чего каждая упаковка масла могла весить 197 грамм, а никаких претензий к изготовителю нельзя было предъявить. Благодаря же новому стандарту эта ситуация стала невозможной.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter