Лукашенко назвал ключевые направления сотрудничества Беларуси и Архангельской области России

Беларусь и Архангельская область: пятерка приоритетов сотрудничества

Машиностроение, модернизация предприятий, транспорт и логистика, жилищное строительство, наукоемкое импортозамещение… На встрече ­­Президента с губернатором Архангельской области России Александром Цыбульским обсужден широкий спектр перспективных направлений взаимодействия

Минск словно нарочито подготовил к встрече гостей из северного региона России привычную для них холодную погоду — к прибытию делегации во Дворец Независимости зарядил мокрый снег.


«Мы без снега не ездим. Где мы — там снег. Сейчас мы уедем, и будет +24», — пошутил на этот счет Александр Цыбульский. Архангелогородцы прибыли в Беларусь в минувшее воскресенье. И, что примечательно, на первом прямом авиарейсе Архангельск — Минск, который с 25 апреля станет регулярным — раз в неделю. Этот факт не преминул отметить Александр ­­Лукашенко, приветствуя гостя:

— Первый раз вы в Минске и первым прямым рейсом. Это очень знаково. Хорошее начало и для бизнесменов, и для людей, особенно отдаленных уголков России, — приехать в Беларусь и не только познакомиться с Беларусью, но и получить соответствующие санаторно-курортные процедуры. У нас россиян очень много бывает, и мы боремся за первое-второе место среди российских граждан по посещаемости зарубежных стран.

На встречу к ­Президенту направляется губернатор Архангельской области Александр Цыбульский (справа).

«Настроены решительно». О перспективах товарооборота

Архангельская область — наш давний и очень надежный партнер. И хоть заоблачных цифр в товарообороте мы пока не достигли, ­­Президент уверен, что все впереди. Тем более что темпы роста взаимной торговли радуют год от года. По словам Александра ­­Лукашенко, пять лет назад речь шла о достижении максимального на тот момент обмена товарами в размере примерно 46 миллионов долларов:

— Но уже в 2023 году нами установлен соответствующий рекорд — 85 миллионов долларов. Отлично, что и в начале текущего года сохраняется положительная динамика. Товарооборот увеличился почти в три раза — до 27 миллионов долларов.



 При этом опережающими темпами вырос импорт из Архангельской области — примерно в 4,5 раза, практически до 22 миллионов долларов. Белорусский экспорт растет более скромно — всего на 7,7 процента.

— Но мы настроены решительно, и думаю, что подтянемся в ближайшее время, — заявил Александр ­­Лукашенко.

Глава государства обратил внимание:

— Что касается нашей страны, сегодня удивительным образом дает результат именно то, что не так давно было главным предметом западной критики. Ценой больших усилий в Беларуси сохранили все ключевые отрасли экономики, определяющие отечественную специализацию. Мы развиваем производственную базу на собственной платформе. Постоянно модернизируется сельское хозяйство, но главное — есть люди, научный потенциал в приоритетных для нас секторах.

Наша страна достаточно глубоко проанализировала совместные возможности, а потому в ходе встречи белорусский лидер подробно коснулся главных направлений и перспектив сотрудничества с Архангельской областью.


Первое. Машиностроение

Машиностроение — это наша едва ли не главная фишка. А потому неудивительно, что именно этот сегмент промышленности Александр ­­Лукашенко выделил прежде всего. В частности, флагманское направление — экспорт техники БЕЛАЗ, которая себя прекрасно зарекомендовала, в том числе в условиях Крайнего Севера. Александр ­­Лукашенко заметил, что сегодня активно ведутся переговоры по поставке партии карьерных самосвалов для Первой горнорудной компании.

Следующий блок, который обозначил ­­Президент, — пассажирский транспорт:

— Мы благодарны за выбор современных автобусов МАЗ для масштабного переоснащения перевозок в столице вашего региона. Общая поставка в конце 2022‑го — начале 2023 года составила 150 машин.  

Гарантийное и постгарантийное обслуживание для белорусских производителей — приоритетная задача. Знайте, что все недочеты, которые могут быть выявлены в ходе эксплуатации, будут немедленно устранены.

Кстати, на обслуживании белорусской техники Глава государства делает особый акцент. При необходимости мы готовы не просто оказать содействие, но и обучить специалистов на месте.

— Если нужно будет, мы свою технику будем обслуживать сами. Мы можем поставить несколько инженеров и набрать у вас людей. Мы их обучим, и они будут под руководством наших инженеров обслуживать технику, которую мы вам будем поставлять.


Отдельное перспективное направление — поставки лесозаготовительной техники. Архангельская область является одним из ключевых лесных регионов России. Александр ­­Лукашенко отметил, что в Архангельской области работает техника «АМКОДОР», но есть нюансы:

— Некоторые все еще ориентируются на машины из недружественных стран. Привозят запчасти по серым схемам втридорога, а то и в пять раз дороже, разбирают по винтикам сломанные экземпляры. Это неэффективно.

Уже сегодня в Петрозаводске реализуется уникальный проект, привел пример Глава государства: создается первое в России производство лесных машин «АМКОДОР». Головное предприятие в Минске и «Амкодор-Онего» в Карелии сейчас оттачивают качество и подстраиваются под запросы именно российского покупателя. ­­Президент отметил:

— Надеюсь, у архангельских лесозаготовителей очень скоро будет большой интерес к новой союзной технике. Прошу вас поддержать этот выгодный для нас и вас проект. Притом я не исключаю того, что мы напрямую будем из Минска с вами сотрудничать и обеспечим все потребности — а они немалые — для Архангельской области.

Второе. Модернизация промышленных предприятий

В обновлении производств, обеспечении их развития в ногу со временем и меняющимися технологиями мы поднаторели изрядно. Возможно, этот опыт будет полезен и архангельским партнерам. Глава государства обозначил конкретные направления сотрудничества в этой сфере:

— Прежде всего речь о лесоперерабатывающих, судостроительных, судоремонтных мощностях. За белорусскими современными станками и оборудованием сегодня, к счастью, выстроились очереди до конца этого года. Но резервы у нас есть.

В наличии потенциал для объединения усилий и в транспортной сфере.

— В ближайшее время россиянам предстоит решать вопросы, связанные с существенным наращиванием перевозок по Северному морскому пути. Для этого необходимо строить суда усиленного ледового класса (потребность 90 сейчас, 30 производится). Данная тема для нас актуальна.


­­Президент уточнил:

— Актуальна не только в том, что мы можем быть вам полезны при строительстве этих судов. Нам очень важно серьезно освоить Северный морской путь, а это десятки миллионов тонн груза. Потому что в связи с санкциями западные страны закрыли свои порты, Украина также ненадежный партнер и не сотрудничает с нами.  

Поэтому для нас очень важно освоить Северный морской путь. Мы свои товары в небольшом количестве попробовали поставлять по этому пути, особенно в Китайскую Народную Республику, на Дальний Восток России. Это очень выгодный для нас путь. Поэтому для нас будет очень большой интерес работать с Архангельской областью.

Третье. Логистика и транспорт

­­Президент сделал особый акцент на стратегической для Беларуси задаче — найти новые возможности для перевалки экспортных грузов. Обращаясь к гостю, Глава государства отметил:

— Мы знаем специфику портовой инфраструктуры Архангельска. Она не предназначена для нашего главного экспортного груза — калийных удобрений. Ваша специализация — контейнеры, генеральные грузы. В этом вы можете быть интересны нашим производителям лесо- и металлопродукции. Но конкуренция в данном вопросе острая, в том числе на северо-западе. Экономика перевозки на первом месте. Мы готовы работать сообща.

­­Президент обратил внимание на то, что Архангельск традиционно является одной из опорных точек для Северного завоза:

— Ваш регион — узел для перевалки грузов, в частности строительных материалов для крупных объектов по добыче полезных ископаемых в Арктической зоне. Кроме того, у вас в ближайших планах развитие Архангельского транспортного узла для более активного включения в освоение Северного морского пути. Здесь мы также могли бы быть полезны друг другу.

Четвертое. Жилищное строительство

В Архангельской области сейчас решается важная социальная задача по переселению людей из ветхого жилья. Строительство идет с опережением графика на год, хотя объем работ немалый, заметил белорусский лидер:

— Думаю, что поставки строительных материалов, помощь строителей в каком-то объеме мы также могли бы проработать.

Пятое. Наукоемкие, импортозамещающие проекты на сильной региональной базе

Перспективной сферой Александр ­­Лукашенко назвал разработку торфяных месторождений с последующим производством высокотехнологичных продуктов, таких как регуляторы роста растений, активные кормовые добавки для сельского хозяйства, животноводства, нефтедобычи. В Беларуси производится все необходимое оборудование для добычи и глубокой переработки торфа.

­­Президент акцентировал, что озвученные на встрече предложения — это далеко не полный перечень сфер нашего партнерства:

— Предлагаю обсуждать не единичные проекты, а сразу план наших действий, как принято говорить, дорожную карту, пакетный подход по каждому направлению. Через год или два мы можем подвести итог проделанной работы.



 Большой потенциал для взаимодействия: на что рассчитывает Архангельская область

Александр Цыбульский поблагодарил Главу государства, сотрудников Администрации ­­Президента за теплый прием всей делегации Архангельской области. А делегация, к слову, серьезная: помимо руководителей всех органов исполнительной власти, в Беларусь приехали более 30 представителей крупного и малого бизнеса. Повестка довольно насыщенная: кроме встреч с руководством республики, также запланированы посещения крупнейших предприятий.

Отдельные слова благодарности в адрес ­­Президента прозвучали за глубокое погружение и понимание возможностей региона и взаимодействия между Беларусью и Архангельской областью. И хотя, как отметил гость, регион находится «фактически на краю земли», перспективы у нас хорошие:

— Для Республики Беларусь, для Архангельской области есть большой потенциал для взаимодействия. У нас создана для этого нормативная база.

В частности, в следующем году исполнится 10 лет, как подписано основополагающее соглашение о сотрудничестве между Беларусью и Архангельской областью. В прошлом году в Уфе на Форуме регионов подписан очередной план действий на 2023 — 2026 годы, там достаточно подробно и четко обозначены основные направления сотрудничества, отметил губернатор:

— Но сегодняшняя жизнь диктует новые условия, мы должны достаточно оперативно реагировать на изменения, которые происходят.

Северный маршрут открыт

Позже, общаясь с журналистами, Александр Цыбульский рассказал о некоторых деталях встречи с ­­Президентом Беларуси. В частности, он остановился на перспективах портового сотрудничества:

— Мы сегодня достаточно подробно обсудили эту тему, поскольку она в равной степени важна и актуальна для Архангельской области, Российской Федерации, Республики Беларусь. Архангельск традиционно имеет возможности и компетенции для перевалки на экспорт грузов, в первую очередь по Северному морскому пути. Мы предложили возможности Архангельского морского торгового порта для перевалки экспортных грузов из Республики Беларусь. Дано соответствующее поручение ­­Президентом Беларуси, этот вопрос взят в разработку вместе с компаниями для того, чтобы посмотреть в части формирования тарифов, стоимости перевалки.


Губернатор высказал уверенность, что в ближайшем будущем Архангельский порт будет для белорусских экспортеров очень интересен. Он пояснил:

— Поскольку у нас в соответствии с решением правительства Российской Федерации начинается проект по развитию архангельского транспортного узла, что даст совершенно другие возможности по судам, по их водоизмещению. 

Будет построен новый глубоководный район порта, что существенно увеличит объем перевалки грузов. Но и на сегодня у нас есть возможности дополнительно переваливать до 5 миллионов тонн грузов. Руководство портов работает в Беларуси, встречается с экспортерами, я думаю, что по итогам этого двухдневного визита будут выработаны конкретные предложения. Но в любом случае развитие Северного морского пути, которое неизменно сегодня идет и является одним из приоритетов экономической политики России, должно точно принести пользу всем нашим дружественным соседним странам.

Александр Цыбульский также проинформировал представителей СМИ о перспективах взаимодействия в образовательной сфере:

— Мы обсудили на встрече с Александром Григорьевичем эти вопросы. У нас Северный (Арктический) федеральный университет имени Ломоносова активно взаимодействует с вузами Беларуси. Подписаны соответствующие соглашения. Сегодня мы обсудили возможность совместного создания высшей инженерной школы, на базе САФИ с одним из вузов Беларуси, для того, чтобы начать подготовку высококвалифицированных инженерных кадров. Такой проект может принести серьезную пользу и для Республики Беларусь, и для России, и для Архангельской области в первую очередь.

kryat@sb.by

konon@sb.by

konoga@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter