Ровно 30 лет назад, 19 апреля 1995 года, Президент Беларуси Александр Лукашенко посетил Минский тракторный завод. Повод крайне серьезный — финансово-экономическая ситуация на предприятии в то время была аховой. Вопрос стоял жестко: а нужно ли сохранять отечественное тракторостроение? По итогам визита Глава государства принял принципиальное решение о сохранении в стране производства тракторов и поддержке трудового коллектива. Решение, значимость которого трудно переоценить, ведь сегодня техника BELARUS по праву считается одной из визитных карточек нашей страны. Вспоминаем малоизвестные факты 30‑летней давности.
СКАЗАНО
— Немало было «советчиков», которые настойчиво предлагали закрыть производство тракторов в Беларуси. Мол, лучше будем покупать зарубежную, готовую технику, чем возиться со своими промышленными гигантами. Такие «революционные» предложения высказывались на полном серьезе. Ладно тракторы, а куда людей девать? На улицу выбросить десятки тысяч рабочих, специалистов? А еще смежные производства. У каждого семья, дети. Это же сотни тысяч людей! На такой шаг, такую «шоковую реформу» мы тогда не пошли. Пришлось идти своим путем наперекор внешним и внутренним «консультантам». Своевременная господдержка спасла предприятие. Иначе и быть не могло: забота о трудовом коллективе, конкретном человеке — это святая обязанность любого государства.
Президент Беларуси Александр Лукашенко на торжественном собрании, посвященном 60‑летию МТЗ, 30 мая 2006 года.
— Немало было «советчиков», которые настойчиво предлагали закрыть производство тракторов в Беларуси. Мол, лучше будем покупать зарубежную, готовую технику, чем возиться со своими промышленными гигантами. Такие «революционные» предложения высказывались на полном серьезе. Ладно тракторы, а куда людей девать? На улицу выбросить десятки тысяч рабочих, специалистов? А еще смежные производства. У каждого семья, дети. Это же сотни тысяч людей! На такой шаг, такую «шоковую реформу» мы тогда не пошли. Пришлось идти своим путем наперекор внешним и внутренним «консультантам». Своевременная господдержка спасла предприятие. Иначе и быть не могло: забота о трудовом коллективе, конкретном человеке — это святая обязанность любого государства.
Президент Беларуси Александр Лукашенко на торжественном собрании, посвященном 60‑летию МТЗ, 30 мая 2006 года.

Хроника затяжного спада
Для МТЗ первая половина 1990‑х выдалась сложной. После пика 1989‑го, когда на предприятии было выпущено 101 300 тракторов, последовал длительный спад, вызванный развалом Советского Союза и разрывом производственно-технологических связей с партнерами. Платежеспособность потребителей из стран СНГ и Восточной Европы стремилась к нулю. Практически все тракторные заводы бывшего Союза оказались на грани банкротства, а некоторые даже вынуждены были сменить специализацию. МТЗ пока держался на плаву, но… В 1992 — 1995 годах объем производства упал с 100 до 25 тысяч тракторов в год, а кредиторская задолженность к концу 1995‑го достигла 1,4 триллиона рублей (чтобы было понятнее, это стоимость 20 тысяч тракторов), дебиторская — 853 миллиарда рублей. Накопились огромные долги за энергоресурсы.Жили сегодняшним днем. Финансирование статей фонда потребления шло за счет проедания собственных оборотных средств, а фонда накопления — за счет амортизационных отчислений и инвестиционного фонда. Многим тогда действительно казалось, что Минский тракторный неперспективен. И все же запас прочности у отечественного промышленного гиганта был солидным. До 1995 года на внешних рынках шла реализация линейки техники от 20 до 200 л.с. — белорусская и российская продукция.
Когда на предприятиях России и Украины начали стремительно падать объемы производства, на зарубежных рынках остались только минчане со своими МТЗ‑50, МТЗ‑52, МТЗ-510, а также МТЗ-80, МТЗ-82 и их модификациями, МТЗ-100 и МТЗ-102. Этим можно было воспользоваться. Что и делали по мере возможностей. Но реальным импульсом к возрождению Минского тракторного завода стало посещение предприятия Александром Лукашенко в апреле 1995‑го.
Где выход из кризиса?
Больше восьми часов продолжался тот визит недавно избранного первого Президента Беларуси на МТЗ. Вникнуть в суть проблем предприятия, обсудить текущее положение дел со специалистами, поговорить с представителями трудового коллектива, посетить производственные подразделения — все это требовало немало времени.«Только в семь часов вечера Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко покинул Минский тракторный завод, хотя прибыл туда, когда не было еще и одиннадцати, — писала газета «Советская Белоруссия». — Глава государства знакомился с образцами выпускаемой продукции и перспективными машинами и изделиями, которые выпускает коллектив. Отклонение от предусмотренной программы было связано с многочисленными встречами и беседами с работниками предприятия, в ходе которых главной нитью проходила мысль о необходимости повышения качества труда, расширения сбыта продукции, а также политика цен и заработной платы».

Разумеется, состоялся и обстоятельный разговор с руководством МТЗ, главными специалистами, инженерным корпусом.
Президенту доложили: чтобы выбраться из экономической ямы, МТЗ делает ставку на новую технику. Инженерными службами за короткий срок было разработано и модернизировано 12 моделей тракторов по заказам покупателей из дальнего зарубежья — Польши, Пакистана, Венгрии, Германии и других. Кроме того, в 1995 году освоили выпуск 20 видов товаров народного потребления. Однако средств на реализацию проектов у предприятия нет. Причин называлось несколько. Во-первых, несовершенная налоговая система загоняет МТЗ в долговую яму. Во-вторых, значительная часть прибыли расходуется на материалы, цены на которые в Беларуси и СНГ растут галопирующими темпами. Между тем их удельный вес в себестоимости продукции достигал 60 процентов. МТЗ вынужден повышать цены на продукцию (только в 1994‑м они пересматривались 15 раз!). Какой уж тут сбыт?
— Несмотря на эту критическую ситуацию, я рад встрече со специалистами, — отреагировал тогда Александр Лукашенко. — Однако удручает, что и они выхода из этой ситуации не видят. Меня беспокоит как экономика в целом, так и отражение экономической ситуации на жизни каждого человека, в том числе и вашего предприятия.
Президент по итогам визита обозначил основные проблемные моменты на предприятии: низкое качество исполнения, упущения в организации сбыта, убогость в организации рабочих мест, недейственность программы обеспечения экологических условий. И принял принципиальное решение о сохранении в стране производства тракторов и уникальных, компетентных кадров, которыми всегда славился Минский тракторный. Государство со своей стороны будет оказывать заводу необходимую поддержку, пообещал Александр Лукашенко.
— Безусловно, в одиночку из кризиса не выйти. Однако время упускать нельзя, так как потеря времени равнозначна потере рынков. Мы постараемся сделать все, чтобы обеспечить режим наибольшего благоприятствования, но и коллектив не должен терять инициативу, а объединиться и вырваться из сложившейся ситуации, — резюмировал Глава государства.

Под запросы потребителей
Руководство страны в середине 1990‑х помогло МТЗ (как, впрочем, и многим другим предприятиям): отсрочкой уплаты задолженности по налогам в бюджет и внебюджетные фонды, бюджетными ссудами, гарантиями при получении кредитов, включая валютные, налоговыми льготами при закупке сырья, материалов, оборудования… Подъему экономики предприятия способствовали также реализация республиканской программы импортозамещения, снятие таможенных барьеров на границе с Россией, содействие в продвижении продукции на зарубежные рынки. Получив мощную поддержку, коллектив предприятия смог сосредоточиться на решении срочных задач.В октябре 1995‑го на Минском тракторном обновилось руководство — команда приступила к реформам. Она приняла ПО «МТЗ» с отрицательной рентабельностью (минус 9 процентов) и значительным падением объемов производства. Уже за следующий год тракторостроительное объединение увеличило объемы выпуска продукции на 8,7 процента, расширило номенклатуру выпускаемой техники до 30 моделей, реализовало ряд социальных программ. Была проведена глубокая перестройка всех заводских служб, осуществлена реструктуризация социальной сферы на принципах самоокупаемости и самофинансирования.В 1996‑м было изготовлено 27 387 тракторов и машин, что составило почти 60 процентов от выпуска данной техники в странах СНГ. МТЗ сохранил численность коллектива, на 16,4 процента выросла производительность труда.
Рождалось новое поколение тракторов «Беларус». Оно включало в себя базовые модели в диапазоне мощности от 6 до 35 л. с. (малогабаритные), от 55 до 130 л. с. (универсально-пропашные) и от 150 до 300 л. с. (тракторы общего назначения). Если в 1992 году объединение выпускало только четыре модели, то к началу нового тысячелетия предлагало своим заказчикам уже 44 базовые модели различного назначения, причем более чем в 100 сборочных вариантах для всех климатических и эксплуатационных условий, под любые запросы потребителей.
Экспорт рос соразмерно с объемами производства. К концу десятилетия доля ПО «МТЗ» составляла около 8 процентов в мировом объеме экспорта тракторной техники. В 1999-м тракторы и запчасти поставлялись в 45 стран мира. Тракторостроительное объединение обеспечивало рабочими местами 25,5 тысячи человек, а с учетом белорусских поставщиков — не менее 150 тысяч человек.
К сегодняшнему дню предприятие еще более упрочило свои позиции на мировом рынке — более 90 процентов техники под брендом BELARUS идет на экспорт. Для ее продвижения создана крупная товаропроводящая сеть — более 100 организаций (включая около 20 собственных субъектов) являются партнерами в реализации продукции. Активно развивается промкооперация. Так, в прошлом году МТЗ открыл цех по производству кабин и новую линию сборки тракторов в Костанае (Казахстан). Первую партию малогабаритных тракторов BELARUS 321M собрали на базе кубинского завода «Героев 26 июля» в городе Ольгин. В планах — расширение сети сборочных производств техники МТЗ в других государствах.
Разработки предприятия идут в ногу со временем. Свидетельство тому — присвоение трактору BELARUS 1222.3 Государственного знака качества. В 2024‑м ОАО «МТЗ» был награжден премией СНГ за достижения в области качества продукции и услуг. В производственной линейке завода — более 200 моделей и модификаций. Совсем скоро увидит свет долгожданная новинка — трактор мощностью более 500 лошадиных сил. О таком прорыве коллектив МТЗ в середине 1990-х не мог и мечтать…

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Евгений Пошерстник, в 1995 году — председатель профкома кузнечного корпуса МТЗ, сейчас — мастер по административно-хозяйственной части комбината общественного питания:

После визита на завод Президента Александра Лукашенко ситуация изменилась кардинально. Началось расширение гаммы выпускаемых тракторов. Материальное положение коллектива улучшилось, причем зарплату инженерно-технических сотрудников подтянули к доходам представителей рабочих специальностей — это было дальновидное решение. А по-настоящему мы вздохнули спокойно к 1999 году. Люди почувствовали, что у завода есть будущее.
В ТЕМУ
Поручение выполнено!
В мае 1999‑го Александр Лукашенко вновь посетил предприятие, чтобы не только поздравить коллектив с 53‑летием завода, но и оценить результаты работы за последние годы. Общее впечатление было положительным. Александр Лукашенко ознакомился с новинкой МТЗ — энергонасыщенным МТЗ-2522. И даже проехал за рулем опытного образца.

ФАКТЫ
В 1997 году белорусские тракторостроители выпустили в полтора раза больше техники, чем все тракторные заводы СНГ.
Знаковая техника 1990‑х
♦ МТЗ-210/215/220 (20 — 25 л. с.)♦ МТЗ-310/320 (35 л. с.)
♦ МТЗ-510 (62 л. с.)
♦ МТЗ-822 (80 л. с.)
♦ МТЗ-922 (90 л. с.)
♦ МТЗ-1221 (130 л. с.)
♦ МТЗ-1522 (150 л. с.)
♦ МТЗ-1822 (180 л. с.)
♦ МТЗ-2522 (250 л. с.)
♦ МЛПТ-354 (лесная погрузочно-транспортная машина)
♦ МТ-353 (транспортная машина для шахт)
♦ ШУ-356 (шасси тракторное универсальное)
Кадровый баланс
На МТЗ в пять раз увеличат количество договоров на целевую подготовку в вузах
Белорусский тракторостроительный гигант заинтересован в притоке талантливых молодых специалистов. На предприятии отмечают, что ежегодно спрос среди абитуриентов на целевые места растет. В свою очередь, кадровая служба завода регулярно участвует в различных профориентационных мероприятиях. Школьников и их родителей знакомят с востребованными на МТЗ специальностями и квалификациями, возможностями трудоустройства, гарантиями и стимулирующими мерами.
Курс на Алжир
МТЗ намерен усилить свое присутствие в североафриканской стране
Сборочное производство тракторов BELARUS в Алжире налажено в 2011 году. До 2015‑го поставлено более 500 тракторокомплектов. Сейчас МТЗ заинтересован в восстановлении сборки и ищет надежного партнера. По словам гендиректора предприятия Сергея Авраменко, алжирская сторона активно идет на контакт. Прорабатывается возможность сборки малогабаритного трактора BELARUS 152. Но планы шире — вплоть до выпуска энергонасыщенной техники.