«Беларусь – это Ватикан цимбального искусства»

ГАСТРОЛЬНЫЙ тур по Англии, как уже сообщала «БН», коллектив начал с концерта в Кембриджском колледже на площадке St. John’s College in Cambridge. В понедельник, 12 августа, юные музыканты из Беларуси и России выступят в Саутваркском кафедральном соборе — это самое известное туристам готическое здание Лондона после Вестминстерского аббатства. Какой сюрприз специально для англичан подготовил Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр? В чем именно уникальность коллектива Союзного государства? Какой инструмент приведет английскую публику в изумление? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью корреспонденту «БН» ответил московский руководитель Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра Вячеслав ВАЛЕЕВ.

Сегодня вечером на сцене престижнейшего мюзик-холла Лондона выступит Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр

ГАСТРОЛЬНЫЙ тур по Англии, как уже сообщала «БН», коллектив начал с концерта в Кембриджском колледже на площадке St. John’s College in Cambridge. В понедельник, 12 августа, юные музыканты из Беларуси и России выступят в Саутваркском кафедральном соборе — это самое известное туристам готическое здание Лондона после Вестминстерского аббатства. Какой сюрприз специально для англичан подготовил Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр? В чем именно уникальность коллектива Союзного государства? Какой инструмент приведет английскую публику в изумление? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью корреспонденту «БН» ответил московский руководитель Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра Вячеслав ВАЛЕЕВ.

— Вячеслав Ахметович, в большинстве стран мира не существует таких молодежных оркестров. Как правило, подобные проекты создаются и быстро угасают, а белорусско-российскому коллективу в этом году исполняется 5 лет. В чем, на ваш взгляд, секрет проекта Союзного государства?

— В том, что у россиян и белорусов общая история стран. И она пересекается не только в каких-то политических вещах, но в первую очередь в искусстве. Музыканты из Беларуси с огромным успехом выступают России, занимают ведущие позиции в московских оркестрах, других коллективах федерации.

Если говорить непосредственно о ребятах Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра, то им очень комфортно друг с другом. Возраст оркестрантов — от 15 до 18 лет, это ученики Центральной музыкальной школы при Московской консерватории и Республиканского колледжа при Белорусской государственной академии музыки. Наши ребята трепетно друг к другу относятся. Что неудивительно — у нас общая история, схожий менталитет, язык… Каждый раз после очередных гастролей они расстаются со слезами на глазах: так сильно привыкают один к одному, сплачиваются. Другими словами, музыка не имеет никаких барьеров. Играли мы в Германии, в Чехии… Публика встает и даже плачет — настолько талантливы дети. Все они — будущая музыкальная элита Беларуси и России.

Пять лет назад в головы руководителей наших стран, считаю, пришла гениальная идея: собрать в одном коллективе самых одаренных детей двух стран. Особенность в том, что у нас одна школа. В течение года, как только мы (дирижеры. — Прим. авт.) договорились о программе, ребятам рассылаются ноты, идут параллельно репетиции в Минске и Москве. Перед гастролями мы собираемся — и знаете, кажется, что дети просто пришли из разных аудиторий. Сели — и начали репетировать, как будто всю жизнь играли вместе. Это редкость! Ведь когда мы приезжаем в другие страны, иногда видно, что нужно сперва заниматься техникой, а не музицированием. Я вас уверяю — на концерте зал взорвется от восхищения.

— На первой репетиции вы с ребятами отточили всю программу. В ней, как я поняла, традиционно классика: зарубежная, русская, белорусская. Почему акцент делаете именно на такой музыке?

— Вы верно заметили. Мы подготовили увертюру «Гебриды» и скрипичный концерт Мендельсона, «Мелодию» Чайковского, сюиту в старинном стиле Шнитке, концерт для цимбал с оркестром Смольского. Это, по сути, золотой запас музыки, которая не сможет равнодушным оставить никого. Несмотря даже на то, что эти произведения и технически виртуозны, они достаточно понятны людям. А секрет — энергетика. Понимаете, можно играть очень хорошо, но люди будут засыпать в зале. А у нас в коллективе — дети, молодежь. От них исходит мощная энергетика. Думаю, на эти концерты можно даже привозить больных людей, и они будут выздоравливать. Идет позитив: наши ребята морально и психологически готовы к выходу на сцену. Многие ведь неоднократные победители различных международных музыкальных конкурсов.

— В музыкальную школу при консерватории обычно едут со всей страны самые одаренные ребята. Не сложно ли персонально работать с такими творческими индивидуальностями?

— Работать — в удовольствие! Это лучшие дети России и Беларуси. Плоды нашей работы — что эти дети играют на всех международных конкурсах. Ваша музыкальная школа в целом и наша — это одни сплошные звезды. Это и есть истинный генофонд нации. Многие ведь собраны из разных деревень России — от Калининграда до Чечни. Также и у вас в Беларуси.

— Сколько привезли ребят на гастроли из Москвы?

— 45 человек. Но столько и осталось, если не больше. Просто даже физически на сцене нельзя усадить. В Лондон уехали треть ребят от Беларуси, без которых мы ничего сделать не сможем. Ибо в музыке нет более или менее главных — здесь все важны. Это как паровоз не поедет без колес, так и мы не сможем никуда двинуться без вашей страны.

— Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр побывал на гастролях в Италии, Чехии Германии, сейчас — Англия. Где бы еще хотели выступить?

— Хотели бы поездить по России, но и Беларусь хочется объехать. Может быть, удастся съездить в Украину, Казахстан, побывать с концертами в наших странах СНГ. Потому что ностальгия у публики по хорошим коллективам осталась. Тогда были люди, которые вместе открывали континенты, гордились победами на Олимпийских играх. Мы были один народ, а наш оркестр объединяет. Никто не различает, ты — белорус, а ты — «москаль». Такого нет и не будет.

— Вячеслав Ахметович, какими для вас открылись белорусы?

— Вы — кристально чистые люди. Очень открытые, музыкальные, фантастически работоспособные. Белорусы молчаливые, но при этом у них горят глаза. Это значит, что люди живут.

— Интересно, какое впечатление произвела на вас наша страна?

— Я в Минске уже не первый раз. Это город для жизни. Москва все же больше город для работы. Ты там ощущаешь себя маленькой шестеренкой в механизме, до конца не ощущая его величину. Россия — страна огромная. В Минске я вижу, что здесь многое делается для того, чтобы людям жилось лучше. Не видел никаких ларьков с «шаурмой», никаких пивнушек, грязи. Может быть, не там смотрел? (Смеется.) Но вижу чистый хороший город, красивых людей, физически подтянутых.

Я катался на велосипеде по Минску: брал напрокат (в Москве на это физически нет времени). Проехал буквально три километра — это потрясающий ландшафтный дизайн, люди спокойно сидят с детьми...  Все тихо, спокойно, дружелюбно. Для меня это нонсенс! В нашем мегаполисе другой темп жизни. В Москве много приезжих людей: получается какой-то микс агрессии, энергии. А сюда приезжаешь как в рай. Беларусь — это прекрасное место, где я могу спокойно отдаться музыке.

— В программу гастролей в Англии, кстати, включен концерт для цимбал Дмитрия Смольского. Почему выбрали именно это произведение?

— Потому что это фантастическая музыка! Там есть философия, техника, радость. Она настолько натуральна и естественна, приятна и красива, что не оставит равнодушной ни одну аудиторию. Играли концерт в Германии, в Чехии, Испании, Италии. И везде народ встает. А ведь инструмент насчитывает 5 тысяч лет истории. Он, что удивительно, намного древнее, чем скрипка. Вообще, мало кто знает, что Беларусь —  Ватикан цимбального искусства. В этом отношении — центр Земли, где самые лучшие цимбалисты и самая лучшая цимбальная школа. Москва своих цимбалистов не имеет.

— Заметила на репетиции, что и сами дети-россияне с любопытством смотрят на цимбалы…

— Они стоят возле инструмента и спрашивают у солистки Яны Славашевич, что это за «ложки» у тебя в руках. Та отвечает, что это не ложки, а специальные палочки. Но русские дети относятся с огромным уважением к цимбалам, потому что они понимают: что это такой же инструмент, как и любой другой в симфоническом оркестре. Для них просто непонятен принцип звукоизвлечения, но ясно, что инструмент феерически виртуозен. Цимбалам подвластно любое произведение.

— Вячеслав Ахметович, знаю, что вы подготовили несколько сюрпризов для английского слушателя. Приоткроете завесу тайны?

— Да. Мы сыграем специально написанное для Англии попурри: музыка Элгара, Пёрсола, старинная разбойничья песня «Рули, Британия!» — это своего рода неформальный гимн королевства. Там поется: «Правь, Британия, морями, и британцы никогда не будут рабами». Кстати, кто бы знал, что Россия и Англия так близки. В 1816 году Александр I утвердил новый гимн Российской империи. Так вот второй гимн — это нынешний гимн Англии. И мы — Российская империя — с 1816 по 1833 годы имели гимн Великобритании. Первым был «Гей, славяне!», вторым — вот этот, третьим — «Коль славен наш Господь сегодня», четвертый — самый известный — «Боже, царя храни». Этот факт знают и наши дети. Везем и еще один сюрприз. Это иллюстрации симфонического оркестра на темы Шекспира. Произведение готовил нижегородский композитор Эдуард Фельтермейстер. Потрясающе красивая музыка…

Фото БЕЛТА

Татьяна УСКОВА, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter