Беларусь — ЕС: разрушая стереотипы

Нынешний год внес существенные коррективы в отношения между нашей страной и ЕвросоюзомПервые ощутимые признаки потепления наметились сразу после парламентских выборов. Европейские наблюдатели признали их соответствующими национальному законодательству. Дальнейшее развитие событий не оставляло сомнений: лед тронулся. Официальный Минск прежде неоднократно заявлял, что если Европа сделает нам шаг навстречу, то мы в ответ сделаем несколько шагов. И пока все укладывается в заданную схему.

Говоря фигурально, международные отношения между Беларусью и ЕС долгое время напоминали кипящий котел, который держали закрытым, а потом приоткрыли крышку, и накопившийся пар вырвался наружу. Главный и несомненный плюс нормализации отношений заключается в том, что в нашу страну приезжает все большее число делегаций европейских чиновников, экспертов, банкиров, бизнесменов. Побывав здесь, они кардинально меняют свои представления о Беларуси, которая во многих западных СМИ предстает как этакий “форпост тирании”, где все плохо и нет никакого просвета.
Однако по приезде сюда все выглядит совсем иначе: зарубежные гости видят чистую, уютную европейскую страну, в которой нет разгула преступности, царит порядок и спокойствие. Беларусь лидирует среди стран СНГ по индексу человеческого развития. Экономическую модель, основанную на государственном регулировании стратегически важных отраслей, либералы называли порочной и клеймили на каждом шагу. В реальности свободный “всемогущий” рынок потерпел полное фиаско и оказался беспомощным в условиях экономического кризиса. Пресловутые обвинения в зажиме “свободной” прессы на поверку тоже оказались несостоятельными.
“В Беларуси не существует мер, направленных на ограничение свободы СМИ, — заявил на днях глава офиса ОБСЕ в Минске Ханс-Йохен Шмидт. — Страна может гордиться тем, что занимает первое место в СНГ по количеству пользователей Интернета на душу населения”.
По словам помощника Президента Беларуси — начальника Главного идеологического управления Администрации Президента Всеволода Янчевского, белорусские граждане всегда имели доступ к альтернативной информации. “Государство заинтересовано в том, чтобы выходили абсолютно все СМИ. Главное — не нарушать закон. У оппозиционных изданий даже есть определенная фора по сравнению с государственными, ведь критиковать всегда легче. Но те, кто занимается лишь рьяной и непримиримой критикой абсолютно всего, что предпринимается властями, сами обрекают себя на сектантство”, — отметил Всеволод Янчевский.
На самом деле все эти разговоры о демократии и политических ценностях вторичны и упираются в справедливое стремление нашей страны вести независимую внутреннюю и внешнюю политику. Но в современном мире балом правит экономика. И сколько бы мы ни отдалялись друг от друга, сколько бы ни ставили занавес из визовых и прочих барьеров, рано или поздно прагматичные интересы берут верх. В Брюсселе поняли всю абсурдность и бесперспективность давления на Беларусь. Страна, которая находится между двумя крупными игроками на международной арене — Россией и Евросоюзом, имеет сотни километров общих границ с европейскими государствами и является коридором для экспорта российских энергоресурсов в Европу и транзита европейских грузов на Восток, обеспечивает защиту европейских государств от нелегальной миграции и наркотрафика, априори не может быть изолированной.
Об этом говорил и Президент Александр Лукашенко в недавнем интервью влиятельному информационному агентству “Франс-Пресс”.
“Наша внешняя политика оптимальна на сегодняшний день, и она исходит  из местоположения страны, — заявил глава белорусского государства. — Находясь в центре Европы, невозможно проводить политику, направленную только на восток, на запад, на север или на юг. Но прежде всего мы должны выстраивать нормальные отношения с нашими соседями, Российской Федерацией и Европейским союзом”.
По словам Александра Лукашенко, Россия обладает огромными энергоресурсами, у Евросоюза есть высокие технологии. А мы являемся мостом между ними, и это немалый ресурс для любого государства. “Поэтому мы хотели бы нести ответственность за свои функции при поставках энергоносителей из России в Европу, при поставках грузов из Европейского союза в Россию и наоборот. Четверть природного газа и треть нефти идет через Беларусь. И Европа должна быть заинтересована в том, чтобы здесь была стабильность и чтобы мы имели хорошие отношения с Россией. Также и Россия заинтересована, чтобы у нас с Западом были хорошие отношения. Почти половина внешней торговли Беларуси приходится на страны Евросоюза, и мы хотели бы вести соответствующий диалог с Европой. В последнее время заметны позитивные подвижки в данном направлении, и это нас радует”.
В общем, и для Беларуси, и для Евросоюза нормализация отношений имеет сугубо практический смысл. Для нас это прежде всего поиск передовых технологий и инвестиций, диверсификация рынков сбыта. Европейцы же видят в Беларуси потенциального партнера для вложения капитала, надежный форпост на восточных рубежах с привлекательным транзитным потенциалом. Это подтвердили и прошедшие недавно два крупных мероприятия: Минский форум “Соседство и безопасность: перспективы Беларуси в Европе” и Белорусский инвестиционный форум в Лондоне.
По мнению аналитиков, объявленная в Беларуси либерализации экономики, меры по развитию предпринимательства, упрощение налоговой системы, трехлетний план приватизации, безусловно, повлияют на дальнейшие отношения с Западом. “Беларусь в условиях мирового финансового кризиса чувствует себя более уверенно, чем другие страны. Наступил самый благоприятный момент для развития сотрудничества с международными финансовыми институтами”, — считает руководитель германской консультативной группы экономических реформ в Беларуси Рикардо Джуччи. По его словам, ряд финансовых институтов, таких как Всемирный банк, Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития, готовы инвестировать в белорусскую экономику и предоставлять кредиты на льготных условиях. “Чем “агрессивнее” будут действия белорусских властей в этих направлениях, тем быстрее придут в Беларусь иностранные инвесторы”, — считает Рикардо Джуччи.

 В тему

Беларусь ожидает дальнейших позитивных движений в отношениях с Европейской комиссией, заявил заместитель министра иностранных дел страны Андрей Евдоченко. “Пакет предложений для сотрудничества передан на обсуждение в Еврокомиссию. Это должно быть консолидированное решение с учетом мнения всех государств. Мы рассчитываем уже в декабре текущего года получить конкретные предложения”, — сказал представитель внешнеполитического ведомства.

 Комментарии экспертов

Андрей РУСАКОВИЧ, доцент кафедры международных отношений БГУ:
— Сближению Беларуси и Евросоюза во многом способствуют сложные противоречивые процессы глобализации мирового пространства. Они диктуют необходимость сотрудничества в различных сферах. Это и экономика, и финансы, и энерготранзит, и национальная безопасность. Европа сегодня как никогда заинтересована в выстраивании дружественных отношений с  теми государствами, которые непосредственно граничат с ней. Такая политика отвечает и нашим национальным интересам, учитывая, что на долю ЕС приходится почти половина нашего экспорта. Как будут развиваться эти отношения дальше? Во-первых, надо заложить эффективную договорно-правовую базу между Беларусью и ЕС. Речь может идти либо о модификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1995 года, ратификация которого была приостановлена Евросоюзом, либо о заключения новоформатного политического соглашения, которое позволило бы Беларуси включиться в программу Европейского добрососедства. Вторая задача — всестороннее развитие политического диалога на высшем уровне, дальнейшее структурирование контактов и наполнение их реальным содержанием.
Арнольдас ПРАНЦКЯВИЧЮС, представитель генерального директората зарубежной политики Европарламента:
— Сегодня все больше европарламентариев поддерживают идею снятия визовых барьеров для белорусов и необходимость продолжения соответствующих переговоров в рамках долгосрочной перспективы присоединения Беларуси к Европейской политике соседства. Для того чтобы Евросоюз наращивал торгово-экономическое и финансовое партнерство с Беларусью, вам нужно развивать соответствующую законодательную базу. Никто не говорит о том, чтобы белорусское экономическое законодательство один к одному было подогнано под евростандарты, но его упрощение и либерализация весьма приветствуются. В более отдаленной перспективе можно вести речь о заключении соглашения о свободной торговле. Наличие некоторых проблем в политическом сотрудничестве не исключает продолжения взаимодействия в таких жизненно важных вопросах, как энергетика, транспорт, экология и таможня. Здесь мы имеем четкий взаимный интерес.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter