Почему малый производственный бизнес не выходит на внешние рынки

Бегут по малому кругу

Малый бизнес для государства как ребенок. Его лелеют, оберегают, даже прощают ему небольшие провинности и излишнюю шумливость… Но главный хлеб нашей родины — экспортная промышленность. А в этом виде экономического спорта «малыши» и даже «подростки» бизнеса не сильны. Попадаются отдельные звезды, но массовости достигнуть не удалось.

Малый бизнес пока не стал драйвером экспорта, но потенциал есть
фото Samplesresumezone.com

Заядлые домоседы

Внешнеторговая статистика для малого и среднего предпринимательства выглядит очень даже неплохо. На его долю приходится около трети национального экспорта. Прекрасный результат, если бы его не портил другой показатель: многие компании такого размера ориентируются на торговлю. Несомненно, трейдеры нужны и важны. Правда, дискуссия о пользе посредников и их обоснованности тоже актуальности не теряет. В любом случае промышленное направление является далеко не самым популярным в среде малого предпринимательства. Чуть лучше ситуация обстоит в сфере среднего бизнеса, но до идеала тоже далеко. А небольшие экспортные компании для нас вообще большая редкость. Многие ориентируются почти исключительно на внутренний рынок. А выжить на нем, тем более развиваться, с такой стратегией очень непросто. Особенно на фоне роста конкуренции со стороны российских товаров и медленного восстановления платежеспособного спроса.

Диверсификация рынков сбыта — мать экономической безопасности практически любого предприятия, независимо от его размеров. Если не все, то большинство предпринимателей это понимают. Но не всегда могут побороть однобокость своего сбыта. Точнее, даже не могут: объективно силенок не хватает.

фото Gksit.ru

У средних компаний еще есть какой-то шанс, хотя призрачный. а экспортный успех нередко является результатом не продуманной стратегии, а исключительно удачи. Экспортными корифеями они становятся уже позднее, когда вырастают в крупные предприятия или группы компаний.

У «малышей» для полноценного выхода на зарубежные рынки однозначно нет ни соответствующих компетенций, ни финансовых ресурсов. И не может быть по определению. Из каких источников небольшая компания со списочным составом в 15—20 работников может найти десятки тысяч для маркетинговых исследований зарубежных рынков, оплатить участие в выставках, рекламу?.. Плюс затраты на командировки сотрудников. Даже эти расходы для малого предпринимательства являются весомыми.

Да, попытки выйти за порог собственного дома предпринимают многие. Но метких выстрелов слишком мало. Чтобы создать критическую массу, и малый, и средний бизнес должны превратиться в полноценный макроэкономический хребет.

Один в экспорте не воин

В деловом климате уже давно наступила эра глобального потепления. Но эволюцию бизнеса замедляет бедная экосистема. Несомненно, благостная правовая и административная среда — великое дело для становления частных компаний. Но вторая немаловажная составляющая конкурентоспособности бизнеса — наличие разнообразной и разноплановой деловой инфраструктуры, наличие тех стержней, вокруг которых кораллы крохотных предприятий могут превращаться в большие и мощные отраслевые атоллы, способные противостоять внешним волнам. И если на внутреннем рынке еще можно существовать автономно и самостоятельно, то на внешнем сквозь водовороты конкуренции удается прорваться только деловым гениям.

фото Theaccountancy.co.uк

Во многих развитых странах на внешних рынках малый, средний и даже крупный бизнес выступает за рубежом единым фронтом под эгидой деловых ассоциаций. Именно они консолидируют финансовые и интеллектуальные ресурсы для продвижения продукции за рубежом. Скажем, в Италии элитную обувь шьют более 200 компаний: в каждой трудится несколько десятков человек. А их продукция расходится по всему миру. Вопросами моды, маркетинга, выставок, презентаций и многим-многим другим занимается национальная ассоциация обувщиков. И небольшие компании под этой «крышей» чувствуют себя очень даже комфортно.

По разным причинам, но самоорганизация родного бизнеса даже не хромает, а только делает первые шаги. Кое-какие успехи есть, в наличии отраслевые объединения и деловые союзы универсального формата. Но таранами для прорыва даже на соседние рынки их назвать пока сложно. Более того, аналогичные отраслевые подразделения в России, Казахстане, Украине, как правило, более мощные по сравнению с белорусскими коллегами.

Справедливости ради стоит заметить: сильные и грамотные общественные бизнес-союзы появились не совсем сами собой. Формально они независимы от государства и напрямую не используют административный ресурс, но пользуются многочисленными явными и скрытыми преференциями. Многие из зарубежных опций родным общественным объединениям пока недоступны. На проблему вроде бы внимание обратили. Но насколько она быстро решится? Чтобы выстроить взаимоотношения деловой общественности и государства, необходимо весьма существенно пересмотреть нормативную базу. Скажем, давно обсуждался вопрос, чтобы бюджет частично компенсировал предприятиям участие в выставках за рубежом, в том числе и в рамках национальных тематических стендов. Инструмент для развития экспорта интересный и эффективный. Но у Минфина возникал ряд сомнений: а могут ли они бюджетные средства на эти цели перевести, например, БелТПП? Ведь формально эта солидная организация является общественной, а деньги-то государственные. Надо сказать, что немало дебатов получилось на тему, какой должна быть юридическая «обвязка» новых подходов в поддержке зарубежной выставочной деятельности.

Словом, вектор движения благоприятный для небольших компаний. Но потребуется определенный временной лаг. А бизнесу-то необходимо развиваться не завтра, а здесь и сейчас.

Доступно, но неинтересно

Возможно, не в полном многообразии, но ряд инструментов для проникновения на внешние рынки нашим малым предприятиям доступен. Однако даже они не пользуются ажиотажным спросом. Хотя лед несколько тронулся. Председатель БелТПП Владимир Улахович отмечает последний тренд: в палату потянулся не только малый и средний бизнес, но и ИП. Они составляют уже 60% от всех организаций-членов. Правда, общая насыщенность компаниями пока невелика: менее 2200 предприятий. И это при весьма скромных вступительных членских взносах. Для небольших фирм он почти символический — начинается с 23 рублей.

Достаточно активен малый и средний бизнес на биржевых торгах. У Белорусской универсальной товарной биржи (БУТБ) есть секция торгов промышленными и потребительскими товарами. На этой площадке можно разместить заявку на куплю-продажу практически любого товара. Даже, на первый взгляд, совершенно небиржевого. От шариковых ручек и плюшевых мишек до промышленных котлов и силовых установок. Малый и средний бизнес активно участвует в торгах, которые открывают ему доступ к заказам от крупных предприятий. Но, как говорит начальник управления торгов промышленными и потребительскими товарами БУТБ Евгений Миклашевич, 80% сделок заключаются на внутреннем рынке. За рубеж активно продается пакетированные питьевое молоко и сметана, мелиса, лимонная кислота, отходы металлов, цемент… Словом, товары, свойственные для крупных предприятий. К сожалению, экспортный малый и средний бизнес площадку не особенно жалует. Хотя, казалось бы, условия самые «вкусные»: за размещение лота биржа вообще не взимает платы, только комиссию по итогам совершения сделки — от 0,25 до 0,5%. Фактически за бесплатно товар станет доступен для покупателей со всего света. А более 40 зарегистрированных на бирже брокеров — из Беларуси, России, Чехии, Латвии, Турции, Италии — будут продвигать продукцию среди своих клиентов. Но потенциал этой биржевой площадки используется бизнесом слабо. Одна из причин — отсутствие соответствующих компетенций у персонала малых компаний.

Хотя Евгений Миклашевич привел несколько интересных примеров, когда через биржу выгодно продавались, казалось бы, не самые ликвидные товары. Например, Горынский консервный комбинат успешно реализовывал свою консервацию. На их лот через биржу наткнулась российская компания, выигравшая тендер на продовольственное обеспечение северных регионов России. А совсем недавно индивидуальный предприниматель продал через биржу тоже российской компании 8,5 тысячи банок щей из свежей капусты и рассольника.

Борьба с ленью

Иногда посещает крамольная мысль: либерализация внутреннего рынка, многочисленные послабления и преференции, о которых ратует бизнес и которые регулярно дарует ему государство, во вред или во благо компаниям? Да, более мягкие условия на внутреннем рынке позволяют предпринимателям выжить. Но не учат выживать вне теплицы родных стен, отучают конкурировать, решать возникающие проблемы, а не стараться переложить их на законодателей. Отсутствует толчок для перехода торговых компаний в промышленные, ориентированные на экспорт. Ведь пробиваться за рубежом тяжелее, чем дома. Требуется и больше усилий, и компетенций.

Хотя другого выхода-то и нет. Наверное, этот парадокс — одна из фундаментальных проблем развития частной инициативы. Бизнес хочет лояльности и даже преклонения государства, но может жить и процветать только за счет внутреннего спроса. А он формируется благодаря экспорту, который (пока) в чистом виде обеспечивают крупные государственные предприятия. Но никак не малый и средний бизнес.

МНЕНИЕ

Георгий Гриц, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации:

— Чтобы малый и средний бизнес развивал экспорт, необходимо решить вопросы о развитии производственного предпринимательства в принципе. Например, в области услуг и их экспорта у частного сектора есть определенные успехи. А с промышленными компаниями дело обстоит сложнее.

Несомненно, в государстве есть определенные механизмы поддержки производственного бизнеса. В том числе и экспорта. Но достаточно ли этих инструментов для динамичного развития? Есть отдельные примеры успешных предпринимателей, но критическая масса еще не сформировалась.

Возможно, в каких-то аспектах логично изучить и проанализировать зарубежный опыт. Например, в Германии и Австрии государство фактически искусственно создает условия для того, чтобы промышленным гигантам было интересно работать с малым производственным бизнесом. В Турции фирмам, которые выходят на экспортные рынки, выделяют ссуду в 10 тысяч долларов на проведение маркетинговых исследований и продвижение товара. Причем ее можно не возвращать, если выполнены определенные показатели по поставкам за рубеж.

Чтобы наши предприниматели завоевывали ниши на чужих рынках, необходимо постоянно расширять инструменты поддержки экспорта, ориентированные на малые и средние предприятия.

volchkovvv@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter