Бегущие напролом

Подвижный, неугомонный, импульсивный, рассеянный... Это всегда неудобный ребенок для родителей и педагогов...

«Он теряется повсюду и находится везде. И всегда куда–то мчится, ведь ужасно огорчится, если что–нибудь на свете вдруг случится без него». Подвижный, неугомонный, импульсивный, рассеянный... Это всегда неудобный ребенок для родителей и педагогов. От его «акробатических этюдов» те и сами готовы бегать по потолку от отчаяния и невозможности никак повлиять. Что же становится причиной столь необычного поведения у детей? Холерический темперамент? Дурное воспитание? Медицинский диагноз? У таких сорванцов, утверждают психотерапевты, есть синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).


Скоростные маневры


— Этому синдрому подвержено до 10 процентов детей, причем большинство среди них составляют мальчики, а не девочки. Соотношение здесь примерно от 3:1 до 9:1, — раскрывает медицинские тонкости заведующая отделением дневного пребывания № 1 Минского клинического психоневрологического детского диспансера Алла Терещенко. — Только у нас на контроле по Минску 750 таких детей. И это при том, что случаи самые тяжелые, когда с ребенком не может справиться никто из близкого окружения.


Почему же развивается такое состояние? По сей день медицина опирается на теории и гипотезы — механизм развития СДВГ до конца не изучен. Большое значение придают генетическому фактору и раннему органическому поражению центральной нервной системы. Провокаторами могут быть: токсикоз во время беременности, обострение хронических заболеваний у будущей мамы, злоупотребление алкоголем, тяжелые стрессы до родов и пр. А еще перенесенные ребенком в младенческом возрасте сотрясения мозга, ушибы, инфекционные заболевания с высокой температурой и др. Считается, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это функциональная незрелость центральной нервной системы. При этом интеллект может быть развит достаточно хорошо.


Вся проблема — в импульсивности, невнимательности, расторможенности ребенка. Он всегда и во все сует нос, ему все интересно — что это там на полке, в шкафчике, стиральной машине и т.д.? Рядом с такими детьми все падает, летает, ломается.


В школе с «вечными моторами» одни проблемы. Учитель пол–урока тратит на то, чтобы угомонить гиперактивного смутьяна, который привлекает к себе внимание, срывая занятия. Причем злого умысла в его поведении нет. Это не намеренное желание похулиганить и вывести из себя педагога, просто ребенок «не знает», как иначе. Так, один из пациентов диспансера, ученик 2–го класса Леша Е., находится на уроках попеременно рядом с мамой или бабушкой. Необходимо это для сдерживания и контроля, иначе он просто не дает учиться другим. Отвлекается, выкрикивает что–то с места, ругается. Что только не вытворял — дрался, топил в унитазе после урока физкультуры школьную форму одноклассницы, пытался спрыгнуть с крыши! «Потому довольно часто таких детей хотят вытеснить из коллектива — перевести на домашнее обучение. Но для них это решение взрастит еще большую проблему. Их социальная незрелость и симптомы СДВГ будут только усугубляться», — точка зрения психолога диспансера Оксаны Кудрявцевой.


Однако у таких детей немало положительных качеств. Как правило, они веселые, общительные, легко отходчивые — не могут долго накапливать обиду, потому что быстро переключаются.


Дальше — больше


С другой стороны, из–за особенностей своего поведения дети с СДВГ часто попадают в опасные ситуации. Они не задумываются о последствиях своих действий, что становится причиной травм и несчастных случаев. Прогнозировать и анализировать свои слова им не удается, а это оборачивается конфликтами со сверстниками и учителями. В общем, сплошной «порыв и импровизация».


Если не корректировать со специалистом такое поведение, клинические симптомы СДВГ в 50 — 80 процентах случаев переходят в подростковый возраст. А значит, дело усугубляется еще и агрессивностью. Ведь за свою жизнь ребенок накопил тяжкий багаж негативного отношения к себе. Его понукали, одергивали, стыдили, критиковали. Он привык защищаться, выпуская острые колючки. Потому начинает выдавать жесткие протестные реакции. Последствиями этого могут стать алкогольная и наркозависимость, формирование асоциального поведения и пр.


Но... Может, это все же не болезнь, а только тип темперамента, черта характера? Как говорят врачи, отличить холерика от гиперактивного ребенка несложно. Первый может делать все очень быстро — говорить, двигаться, выполнять какие–то задания. При этом большинство начатых дел доводит до конца. А вот гиперактивный ребенок из–за общего двигательного беспокойства теряет целенаправленность. Потому сконцентрироваться на одной задаче и завершить ее не в силах. Начинает что–то и тут же бросает, иногда две минуты — это предел его терпения.


Управляемая энергия


Что же можно противопоставить СДВГ? Советуют Оксана Кудрявцева и Алла Терещенко.


Важно понимать, что это не плохо воспитанный отпрыск, который все крушит–ломает и не признает авторитетов, а ребенок с особенностями развития. Конечно, мудрости и терпения по отношению к таким детям нужно, пожалуй, раза в три больше, чем обычно. Прежде всего, надо знать, что для этих сорванцов необходимо четкое планирование дня: обязательный ритуал ежедневных дел дает настроиться на спокойный лад.


Родителям стоит подавать собственный пример рассудительности. Как говорится, долог путь наставлений, краток путь примера. Здесь чрезвычайно важно обозначить конечную точку завершения любого начатого дела. Например, сын ходил в бассейн всего три раза, больше не хочет — не нравилось. Все равно фиксируйте его внимание на позитивном окончании опыта. Он молодец, ведь теперь не боится воды, научился нырять. Необходимо это, чтобы у ребенка не терялась мотивация.


Поскольку дети с СДВГ имеют неустойчивую самооценку, для них очень важно моральное поощрение. Но тут не допускайте ошибки: хвалите его по отношению не к кому–то, а только к самому себе: не умел, а научился, не понимал, а теперь разбирается! Далее, обязательно учите ребенка становиться на позицию другого человека. И в некоторых случаях приходится «отзеркаливать» его поведение, чтобы показать, насколько оно недопустимо. Работа эта кропотливая, длительная, на перспективу. И растягивается порой не на один год.


Из лекарств часто таким детям назначают ноотропы — средства, которые усиливают снабжение мозга кислородом, таким образом улучшая память, концентрацию внимания и др. Кому–то из ребят нужны успокоительные или противотревожные средства. Все решается врачом только индивидуально. А вот психостимуляторы, которые применяют для коррекции СДВГ, в нашей стране не зарегистрированы. Однако медики надеются, что вскоре ситуация изменится. Ведь по результатам зарубежных исследований, в сочетании с работой психологов такая тактика дает хорошие результаты.


Стоит направить кипучую энергию ребенка в активные физические занятия, что не требует олимпийских высот. При этом лучше занять его каким–то групповым видом спорта. Ведь в команде победа одна на всех и неудачи тоже делят поровну. Важно это для гиперактивных детей потому, что они глубоко переживают поражения и критику, которые касаются лично их. А командный дух поднимает их на небывалую высоту. Ведь обязательно в жизни таких суперживчиков должен быть дружественный микросоциум, где их принимают и ценят.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter