Что гонит ребенка из внешне благополучной семьи?

Бегом из родного дома

Новость о том, что в Минске пропал десятилетний Никита, появилась на новостных порталах 18 января. Хотя еще 15-го в обед он ушел из квартиры, где жил с мамой и бабушкой, и домой не вернулся. История, к счастью, закончилась хеппи-эндом: живой и здоровый беглец был обнаружен недалеко от своей родной улицы Якубова и передан милиционерами семье. К слову, не состоящей на учете как социально опасная. Вот только не мать, а бабушка почему-то является опекуном мальчика. Да и бродяжничал Никита, как выяснилось, весьма условно: провел несколько дней у другой своей бабушки, никого об этом не предупредив.


Чужой среди своих

Одноклассники завидовали 13-летнему Андрею и даже не пытались это скрывать. Сын преуспевающего бизнесмена, “упакованный” по полной программе: последняя версия айфона, карманные деньги в количестве, равном среднемесячной зарплате отцов большинства ребят. Неудивительно, что известие об исчезновении Андрея из дома поначалу всеми — и учениками, и учителями — было воспринято как похищение с целью выкупа. Однако через несколько дней паренек нашелся на квартире девочки, с которой познакомился в социальных сетях. Обескураженные родители задали сыну всего один вопрос: “Чего тебе не хватало?” И получили потрясший их ответ: “Да задрали вы с вашей работой! Когда мы последний раз все вместе собирались за одним столом? А у Таньки хорошая семья, там все друг друга любят и всё друг о друге знают...”

Разбиравшаяся в ситуации психолог Анна Неглинная получила возможность откровенно, без свидетелей, поговорить с подростком. Выяснилось, что он страшно комплексовал по поводу того, что родителей почти никогда не бывает рядом: личный шофер отца отвозит Андрея в школу, домработница готовит еду, нанятый репетитор помогает делать уроки.

— Сначала ребенок пытался завести друзей среди одноклассников, но быстро понял, что те испытывают к нему исключительно меркантильный интерес: Андрей сводит в “МакДональдс”, купит сигареты, у него дома можно устроить вечеринку. Отец мальчика в это время сутками пропадал на работе, мотался по командировкам, а мать, убедившая себя, что белорусский климат вредит ее здоровью, по полгода жила в Болгарии. Причем родители совершенно искренне полагали, что раз ребенок всем обеспечен, у него не может быть никаких претензий. Сами они выросли в семьях с уровнем дохода ниже среднего, поэтому главным для них было обеспечить растущему сыну максимальный материальный комфорт.

Вот только Андрею этого оказалось недостаточно: точно так же, как одноклассники завидовали материальному достатку его семьи, он тянулся к людям, в доме которых царили любовь, взаимопонимание, семейный уют. Мама девочки, у которой подросток провел три дня, вспоминает:

— Буквально на вторые сутки Андрей, совравший, будто его родители лежат в больнице, вдруг произнес: “Может, вы меня усыновите? Я ведь никому не нужен...”

По статистике, только 30% побегов детей из дома происходят в неблагополучных семьях. Оказывается, недостаточно считаться просто хорошими родителями, чтобы быть застрахованными от попыток сына или дочери уйти туда, где, как они считают, их понимают. Самая ходовая фраза среди родителей бродяжек — “им кто-то морочит голову, сбивает с пути истинного!” — верна лишь на треть. Дети бегут из дома, когда именно в кругу семьи им становится невмоготу

Как она была вундеркиндом

Мама Даши в свое время из-за большой любви, внеплановой беременности и скоропалительного замужества бросила институт. Брак не сложился, но вернуться в вуз она уже не сумела: дочка отнимала все свободное от сна время, помогать было некому, а на жизненную перлюстрацию судьбы Кати Тихомировой из фильма “Москва слезам не верит” у молодой женщины не оставалось ни сил, ни желания. Поэтому все свои нереализованные амбиции Елена Эдуардовна постаралась воплотить в устройстве Дашиной судьбы. Гимназия с углубленным изучением английского языка, музыкальная школа, бассейн, танцевальный кружок. Доходило до абсурда: стоило девочке выиграть школьные соревнования по лыжным гонкам, как мать уже всерьез обсуждала с учителем физкультуры возможность отдать Дашу в биатлон — будет, мол, как Домрачева, у нее даже имя то же...

Времени, чтобы просто погулять с подружками во дворе или сходить на школьную дискотеку, у Даши не было. Однажды она отправилась на занятия танцами и нашлась только через четыре дня на даче у прабабушки. Бурное объяснение с матерью закончилось выставлением требований со стороны дочери: “Больше никаких кружков и секций! Я хочу жить по-человечески”. В итоге смирившаяся Елена Эдуардовна даже спустя год считает, что, отстояв собственную позицию, дочка попросту предала мать.

Часто из уст представителей правоохранительных органов мы слышим такие советы: пусть лучше ребенок занимается в секциях, чем шляется без дела по улицам. Однако, предупреждают психологи, многие родители, беря эти слова на заметку, несколько перегибают палку: вместо того чтобы заботиться о сыне или дочери, окружать их вниманием, поручают эту нелегкую миссию руководителю какого-нибудь кружка. Но признайтесь честно: горели ли вы сами в детстве желанием посещать секции, которые выбрали для вас родители? Так почему же ваш ребенок должен заниматься тем, что ему не по душе? Дайте ему возможность общаться с друзьями, проводить время за интересной книгой или просто на свежем воздухе. В любом воспитательном процессе должны присутствовать мера и разум.

Вам и не снилось

На реальные побеги из дома в другие страны способны немногие дети. Но одноклассники Егор и Юля оказались как раз из таких. Переживая пору идеализированной подростковой влюбленности, ребята совсем забросили учебу. А педагоги быстро открыли глаза их родителям на истинную причину падения успеваемости некогда лучших учеников. Мамы и папы объявили настоящую войну первому серьезному чувству своих детей. В ответ Егор и Юля, собрав нехитрые пожитки, автостопом добрались до Москвы, где планировали жить вместе и устроиться на работу, ничего не сообщая родителям. На тот момент обоим было по 17 лет, впереди — выпускные экзамены в школе и поступление в вуз.

Влюбленность, как это нередко бывает, сдулась под напором бытовых проблем — взрослой жизни ребятам хватило на неделю. Первая же ссора, которая разгорелась при распределении крохотного бюджета, состоявшего из накопленных карманных денег, закончилась Юлиной истерикой и решением вернуться под мамино крыло. Спустя несколько дней беглецы торжественно вошли в класс и на долгие месяцы стали героями школьного “фольклора”.

Однако эта история возымела и весьма неприятные последствия: парень и девушка замкнулись в себе, так и не примирились с родителями, да и спустя десять лет после памятного побега не спешат обзаводиться семьями. Душевная травма, нанесенная черствыми людьми и равнодушными обстоятельствами в самую трогательную пору взросления, до сих пор дает о себе знать.

Скрытое на виду у всех

Самые печальные случаи побега детей из дома связаны с проявлением семейной тирании. Только с января по август 2014 года 51 ребенок пострадал от бытовых преступлений, в том числе 8 детей подверглись сексуальному насилию. Например, жертвами педофила из Кобрина в течение нескольких месяцев были его дочь и падчерица. Воспитанные в атмосфере побоев мальчики и девочки хотя и пытаются бежать от домашних тиранов, однако в дальнейшем невольно копируют поведение родителей. По данным, приведенным в глобальном докладе ЮНИСЕФ о насилии в отношении детей “Скрытое на виду у всех”, почти половина девочек-подростков в возрасте от 15 до 19 лет полагают, что в определенных обстоятельствах муж имеет право бить жену.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter