Попытки разрушить деловые связи западного бизнеса и белорусских компаний выглядят как неудачный самопиар беглых политиков новой волны

Беглецу всё к лицу?

bitcoinme.ru

Международная деятельность у Павла Латушко нынче более активна, чем в бытность послом. Видимо, сработала либеральная мотивировка: сейчас-то на себя работает. Или все-таки на кого-то? Так как его телодвижений лично я понять не могу. Переговоры с МИД ФРГ и деловыми ассоциациями о прекращении сотрудничества с белорусскими компаниями из-за несоблюдения прав человека кажутся благородными и перспективными только для людей, совершенно не посвященных в принципы ни западной политики, ни бизнеса. На самом деле постановка вопроса в интерпретации Латушко выглядит даже более провокационно по отношению не к Беларуси, а к его немецким респондентам. 

Как ни парадоксально звучит, но в немецкой традиции права трудящихся находятся вне зоны внутренней немецкой политики. Государство устанавливает какие-то минимальные права трудящихся: по зарплате, нормам охраны труда и социальному пакету. Но ключевые постулаты вырабатываются в дискуссиях различных ассоциаций работодателей и профсоюзов. И те заключают соответствующие соглашения, что деньги имущие должны трудовому классу, скажем, в отрасли автомобилестроения или авиаперевозок. Плюс есть еще договоренности конкретных компаний и корпоративных профсоюзов. И в эти процессы федеральные и местные политики не вмешиваются. От слова совсем. Ибо вклиниться в эти споры равносильно расстрелу собственной политической карьеры. Окажешься крайним и у электората-пролетариата, и у делового сообщества (оно малочисленнее, но у него деньги). Поэтому лучше уж постоять в стороне. 

Конечно, «в гостях» можно отходить от домашних принципов. Но нынче в ЕС не тот случай, чтобы морализаторствовать на чужой территории. Намедни спецдокладчик ООН Оливье де Шуттер в открытом эфире обеспокоился… обнищанием Европы. Уже сейчас, по оценкам ООН, уровень бедности в Европе перешагнул 20 процентов. А к 2021 году еще больше вырастет, если государства перестанут поддерживать компании, которые будут сокращать персонал… Проще говоря, перед западными политиками стоят слишком серьезные внутренние социальные проблемы. Им бы права собственного населения защитить. И если слишком муссировать эту тему, то можно получить социальный взрыв. Спровоцированный в том числе и попыткой участия в белорусских делах. Профсоюзы и другие общественные движения в ЕС не белые и пушистые. И могут быстро предложить тому же немецкому правительству обеспечить «бесправие» белорусских рабочих на своей территории. Будет очень интересно посмотреть, как у них получится. Даже в богатой Германии. 

Ну что касается обсуждения с бизнес-ассоциацией законодательного запрета на сотрудничество с компаниями, на которых не соблюдаются права трудящихся… Как бы немецкие предприниматели не ввели санкции против Пал Палыча. Рискну предположить, что деловые люди предадут его имя анафеме. Не наши бизнесмены, а западные. 

Объясню на пальцах. Европейские компании стонут от антитеррористического законодательства. Они против террора, но законы слишком драконовские. Если, скажем, немецкая фирма сделает платеж зарубежному контрагенту, который не напрямую финансирует экстремизм и другие деструктивные движения, а имел какие-то деловые отношения с лицами или фирмами, хотя бы косвенно взаимосвязанными с преступной деятельностью, возникают огромные неприятности. 

Будет ли рад бизнес (немецкий), если на него повесят еще и обязанность соблюдения прав человека в компаниях-контрагентах? Вопрос суперриторический. Да и права человека — понятие очень размытое. Прогул из-за ареста — уважительная причина или нет?  

Самое примечательное, что на днях Бельгия, Дания, Нидерланды, Норвегия, Финляндия и Швеция присоединились к платежной системе INSTEX, которую ЕС использует для торговли с Ираном в обход американских санкций. А создали ее Великобритания, Франция и Германия. Иран — совершенно другая страна. И тем более далека от европейских социальных и политических стереотипов. Но это не мешает экономическому сотрудничеству. Даже если старший брат в лице США закусил удила и этому сопротивляется. Такое сотрудничество выгодно всем: и Ирану, и ЕС. А когда на дворе кризис, коронавирус и другие напасти, тут не совсем до философии. Надо делом заниматься, чтобы нищета не захлестнула. И протестные демонстрации в той же Европе напоминают традицию голодных бунтов. И соблюдение права человека на кусок хлеба, а с этим даже в развитых странах нынче есть проблемы. Поэтому и нет причин обрывать деловые контакты с Беларусью, перенося вопрос прав человека, как говорят ученые, в отдельную секцию. Как любой философский вопрос, о правах и других морально-этических категориях можно дискутировать до бесконечности с беспрерывным нахождением различных вариаций ответов. А нынче ситуация в мировой экономике заставляет заниматься практикой. И эта проблематика стоит перед ФРГ. Они-то живут в реал-политик, в отличие от бывшего «нашего» Павла Павловича, организовавшего «кружок по интересам» в Варшаве. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter