Бег в мешках

К отказу от вредного для окружающей среды полиэтилена идет весь цивилизованный мир. А куда движемся мы?

Помните времена, когда полиэтиленовые пакеты были в дефиците? С трудом? А ведь это было совсем недавно, каких–то лет 10 — 15 назад. За последнее время мы настолько привыкли к их дешевизне и обилию, что вид бабушки, стирающей пакетик, вызывает лишь усмешку. Зачем, если их каждый раз предлагают на кассе? Цивилизация! Впрочем, цивилизация ли? Вот, скажем, в Италии 1 января вступил в силу закон о запрете использования полиэтиленовых пакетов. Теперь там можно носить лишь сумки и мешки из экологически чистых материалов: хлопка, льна, бумаги. Аналогичные правила уже действуют во Франции, Аргентине, Японии, Австралии, Египте, в малайзийском штате Пинанг и на территории турецкой Антальи. К отказу от вредного для окружающей среды полиэтилена идет весь цивилизованный мир. А куда движемся мы?


Пластмассовая жизнь


Минск. Средних размеров универсам. Сетевой, таких по городу около трех десятков. Прошу взвесить полкило колбасы. Пока отвлекся на минутку, рассматривая ассортимент, продавщица уже протягивает мне «Докторскую», завернутую в полиэтиленовый пакетик. Даже не спросила, во что упаковать.


— Извините, но мешочек у меня свой есть, — протягиваю специально припасенный.


— В свои санстанция не разрешает, — отрезает продавщица.


Действительно, принятые летом 2009 года «Гигиенические требования к торговым объектам по торговле продовольственным сырьем и пищевыми продуктами» запрещают реализацию товаров в грязную тару покупателя и печатную макулатуру. Проверять, чистый ли у вас пакетик, нюхать его и разглядывать продавцам некогда, да и не хочется. Поэтому они априори воспринимают любой предложенный покупателем кулек как грязный. Мало ли что... Хотя, возможно, в этом они и правы, ведь пластиковая тара в основном одноразовая и использовать ее по многу раз опасно для здоровья.


Но в то же время санитарные нормы обязывают магазины иметь запас бесплатных упаковочных материалов: пищевой пленки, бумаги, пергамента. Не отступаю и прошу завернуть мою колбасу в пленку или бумажку.


— Пленка закончилась, — разводит руками продавщица, — а бумаги у нас вообще давно не было.


— Устроил тут неизвестно что из–за копеечного пакетика, — начинают возмущаться дамы в образовавшейся за мной очереди.


— Я же не из–за денег, вы об экологии подумайте, — мои доводы на них, к сожалению, не действуют.


Впрочем, как и на руководство магазина, начальство всей торговой сети и дирекцию большинства других гипер–, супер– и прочих «маркетов». За такие мелочи органы по защите прав потребителей вряд ли серьезно накажут.


В итоге несолоно хлебавши забираю «целлофанизированную» колбасу и отправляюсь дальше бродить по универсаму. Курятина почти вся не только упакована в полиэтилен, но еще и уложена на какой–то желтый пластик. Копченая рыба в вакуумной упаковке. Пирожные в пластмассовых контейнерах... И за все это нам приходится платить! Пусть набегает всего несколько тысяч рублей в месяц, но все же. Кстати, в большинстве случаев не стоит сильно радоваться приятным мелочам вроде бесплатного пакета. Его цена просто включена в стоимость товаров.


Авось вернется авоська


Следующая «полиэтиленовая атака» ожидает меня на кассе. «Пакетик нужен?» — почти механически интересуется девушка–кассир. Порывшись по карманам и поняв, что в очередной раз забыл заранее приготовленный мешок на полке в прихожей, грустно выдыхаю: «Да». Относился ли бы я так легкомысленно к таре для переноски продуктов, если бы она стоила не 350 рублей, а, скажем, 10 тысяч? Вопрос риторический.


А вот что выбрать — обычную полиэтиленовую «майку» или стильную и намного более долговечную и безопасную сумку из другого материала, если бы кассиры предлагали такую альтернативу, — задача уже совсем из другой области. Правда, выбора у нас нет.


— Полгода назад, будучи в Польше, я обратил внимание, что многие поляки в супермаркетах и на заправках берут не пакеты, а сумки из биоперерабатываемых материалов — «экоторбы». Они удобнее, прочнее и выглядят вполне даже стильно, — рассказывает эколог, директор мусоросортировочной станции «Западная» Дмитрий Кучук. — Решил сделать нечто подобное у нас. Изготовил образцы «экоторб» из полипропилена. Материал недорогой, отлично идет на переработку, к тому же его производит могилевское «Химволокно». Стоимость получилась такая, что вместе с торговой надбавкой магазина выходило бы тысячи три.


Со своим ноу–хау Дмитрий отправился по крупным торговым объектам Минска. Но сколько ни убеждал людей в маркетинговых отделах хотя бы попробовать разместить «экоторбы» на кассах, сколько ни объяснял, что в Европе они пользуются спросом и у молодежи, потому что модно, и у стариков, потому что удобно, и просто у сознательных граждан, потому что экологично, понимания так и не нашел. Гипермаркеты просто отмахнулись, мол, у нас их никто не будет покупать.


— Хотя вряд ли истинная причина в этом. Скорее всего, магазины, в которых за день расходятся тысячи пакетов (а некоторые из них еще и имеют собственное производство мешков), просто не хотят терять прибыль, — считает Дмитрий Кучук. — Сами они от полиэтилена никогда не откажутся, нужен толчок сверху, хотя бы рекомендация Министерства торговли.


А возможно, хватит и просто желания одной или нескольких торговых сетей пойти на эксперимент. Ведь сочетание экологичности и экономичности сегодня входит в моду не только к западу, но и к востоку от нас. В Москве, например, снова входят в моду очень популярные в советское время авоськи. В прошлом году там открылась целая «Лавка авосек», где можно приобрести плетеные сумки всевозможных расцветок из разных материалов. Есть и современные, и раритетные, изготовленные еще в начале 1990–х годов. Винтажную авоську, которую сплели 20 лет назад, можно купить за 100 российских рублей; дизайнерскую, с кожаными короткими или длинными ручками, чтобы носить на плече, — за 300. Для продвинутой московской молодежи это модный аксессуар, для взрослых — ностальгия. Почему же идея не приживется у нас? Чем мы хуже?


Кстати


Название «авоська» происходит от слова «авось». В широкое употребление термин впервые ввел Аркадий Райкин в 1935 году. Одним из персонажей в его монологе был невзрачный мужичок с сумкой в руках. Демонстрируя ее зрителям, он объяснял: «А это авоська. Авось–ка я что–нибудь в ней принесу...»


Цифры «СБ»


На производство полиэтиленовых пакетов тратится около 4 процентов всей мировой добычи нефти.


Время разложения полиэтилена может длиться до 1.000 лет, а при его сжигании происходят вредные выбросы в атмосферу.


В мире в год используется 4 триллиона пакетов. По подсчетам экологов, они убивают 1 миллион птиц, 100 тысяч морских млекопитающих и неисчислимые косяки рыб.


7 — 9 процентов от всего объема бытового мусора — полиэтиленовые пакеты. Вместе с пластиковыми бутылками и упаковочной пленкой они составляют почти половину всех отходов.


В Танзании за производство, импорт или продажу пластиковых пакетов — штраф 2.000 долларов или год тюрьмы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter