Бедные родственники

«Старая» Европа не одолжила денег новичкам Евросоюза

«Старая» Европа не одолжила денег новичкам Евросоюза


У Булгакова на этот счет написано однозначно: «Никогда и ничего не просите. Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!» Восточноевропейские лидеры ЕС посчитали иначе и на антикризисном саммите в Брюсселе попросили денег. Ну что такое для богатой Европы 190 миллиардов евро? Тем более что западноевропейские компании и банки в докризисные годы заработали на этом регионе гораздо больше... Зря все–таки Воланда не послушались — и в долг не дали, и пристыдили.


Восточноевропейские экономики в условиях мирового финансового кризиса оказались не слишком конкурентоспособными. По мнению ведущего делового издания Америки «Уолл–cтрит джорнэл», трудности, с которыми сталкиваются живущие к востоку от Одера, «указывают не на минусы рыночной системы как таковой, а на необходимость здравомыслия в экономической политике». Во время «дешевых» денег следовало привлекать прямые инвестиции, создавать новые предприятия, а вместо этого людей приучили жить в долг, процветала банковская сфера. Сейчас национальные валюты обесцениваются, производство сокращается на фоне падения мирового спроса и капитал бежит из тонущего региона.


За несколько часов до открытия саммита Евросоюза главы правительств государств Восточной Европы собрались в польском посольстве в Брюсселе, чтобы выработать общую позицию. «Общая позиция», по приблизительным подсчетам, составила 190 миллиардов евро финансовой помощи Запада Востоку. Но как однажды заметил польский сатирик Веслав Брудзиньский, плохим планам всегда везет на исполнителей.


Ференцу Дюрчаню, премьер–министру Венгрии, наиболее пострадавшей и потому наиболее заинтересованной страны, досталась роль «злого полицейского» и он должен был запугать западноевропейцев. По его прогнозам, в Восточной Европе может произойти несколько крупных дефолтов, за чем последуют социальные потрясения и иммиграция пяти миллионов безработных на запад континента. Когда и это не подействовало, он пустил в ход последний аргумент. Об этом обычно не говорится, но в Евросоюзе наряду с экономикой и общими ценностями не менее важна и геополитика. «Не позволить создать новый «железный занавес» и разделить Европу на две части», — так звучал его призыв к коллегам.


На это канцлер Германии Ангела Меркель заметила, что Венгрия уже получила 20 миллиардов евро от МВФ, что является примером готовности помочь государствам в трудной ситуации (решения фонда принимаются в западных столицах). Латвия, еще одна пострадавшая, получила стабилизационный кредит не только от МВФ, но и непосредственно от Еврокомиссии. Меркель пообещала, что в случае крайней необходимости финансовая помощь тому или иному государству Восточной Европы будет оказана, но оплачивать какой–то специальный региональный план она не будет. Где гарантия, что правительства на этот раз смогут эффективно распорядиться средствами? Поскольку ФРГ является основным донором Евросоюза, то слово канцлера оказалось последним.


Германия вместе с Францией (к слову, именно они инициировали саммит, а не Восточная Европа, как могло показаться) отстаивает ту точку зрения, что каждое правительство само разрабатывает и оплачивает антикризисные меры. На общеевропейском же уровне нужно поддерживать не отдельные страны, а отрасли. Николя Саркози, например, лоббирует интересы автопрома. А Ангела Меркель за очищение финансового рынка — в самой Германии идет национализация банков, которые находятся на грани разорения. Большинство населения, кстати, поддерживает экспроприацию, политики и политологи вовсю цитируют Маркса...


Очевидно одно: у западных государств есть деньги только на то, чтобы помочь своим собственным экономикам. Как говорится в одной французской пословице, даже самая прекрасная девушка Франции может дать только то, что у нее есть. Успокаивая Чехию по поводу увольнений в филиалах французских заводов, Николя Саркози отметил: если обанкротятся головные предприятия во Франции, та же судьба постигнет и заводы в Восточной Европе. Только вряд ли в Праге кому–то от этого полегчало...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter