Бедность — не «Пророк»

Мировая премьера мюзикла с бюджетом 5 миллионов долларов
В четверг вечером к Минскому Дворцу спорта вряд ли можно будет запросто подъехать: здесь ожидается VIP–премьера VIP–cпектакля с участием VIP–гостей. Во всяком случае, авторы мюзикла «Пророк» хотят, чтобы весть об их детище непременно облетела весь мир. Уникальные декорации и труппа актеров специально задуманы очень мобильными: после Минска «Пророк» выезжает на гастроли по 30 городам Беларуси (сентябрь — октябрь), потом — тур по России, а дальше — Европа, Азия, Америка (даты пока уточняются). Из авторов упомянем Илью Олейникова — он сочинил музыку к «Пророку». Актер Николай Дуксин написал сценарий и либретто. Постановку осуществил модный польский режиссер Януш Юзефович (широко известен как автор первого московского мюзикла «Метро»).

Еще Януш Юзефович известен своим строгим нравом: на репетиции он журналистов не пускал, а когда мы с фотографом все же прорвались, поляк недвусмысленными знаками показал нам, что съемка запрещена. И если в быту Януш похож на Дольче или Габану (весь в черном ультраобаятельный мужчина средних лет), то на репетиционной площадке Юзефович — сущий вождь племени тумба–юмба: жесткий и молчаливый...

Пришлось ретироваться и долго ждать конца репетиции, чтобы накануне премьеры пролить хоть немного света на «минское чудо». По большому счету, мюзиклов у нас не ставилось. Да и театральных постановок, где бы речь шла о бюджете в несколько миллионов долларов, у нас тоже не было. Слава Богу, Олейников с Юзефовичем «приземлились» в Минске, в результате сотни околотеатральных белорусов занялись работой. Например, певец Дмитрий Войтюшкевич сейчас в «Пророке» оттачивает мастерство драматического актера. А то, было, до мюзикла Дима совсем заскучал: стал ремонт в своей квартире делать каждые полгода, а для творческого человека это – кранты.

О сюжете

Сюжет разворачивается вокруг центральной фигуры — слепого старца, который рассказывает о собственной жизни и вызывает острый отклик у окружающих его персонажей. Само название мюзикла «Пророк» не должно ввести нас в заблуждение: цель авторов — показать, что и сегодня (и сегодня, быть может, особенно) есть как истинные, так и ложные пророки. Причем ложные наводнили современный мир: от политики, науки, философии, финансовых кругов до самой религии. Главного лжепророка в спектакле играет Илья Олейников (Дмитрий Войтюшкевич — запасной, на тот случай, если Олейников из–за съемок «Городка» не сможет играть в спектакле).

Слепого старца в мюзикле играет актер Николай Дуксин, он же — автор сценария «Пророка». Он же — и первый человек, кто согласился проронить для читателей «СБ» пару слов о предстоящей премьере.

— Николай Иосифович, до премьеры осталось всего ничего. Вам как автору нравится постановка Юзефовича?

— Януш — гениальнейший режиссер, ему удалось даже улучшить мой сценарий, усилить его что ли, особенно в острых частях сюжета. Я безумно рад, что мое сочинение попало именно в руки Юзефовича. Но если честно и откровенно, меня немножко тревожит, что за невероятной зрелищностью спектакля, танцевальными номерами зритель может и не разглядеть основную мысль автора.

— Да?

— Основная мысль — противостояние человека тем жутким реалиям, которые на него каждый день обрушиваются.

— Между вами и режиссером не было конфликта? Все–таки Юзефовичу нужно сделать яркое шоу для масс, а вы проповедуете библейские ценности...

— Нет, мы с Янушем работали в одной упряжке, я написал слово, а его задача — превратить их в действие.

— Чем заканчивается мюзикл?

— В прологе, возможно, прозвучат такие слова: «Как странно все переплелось/ Смерть старика и звонкий детский смех/ Жизнь одного/ Вдруг стала жизнью всех...» В этих словах, а также в эпиграфе завуалировано мое послание к зрителю: «И тело на кресте распято/ И кровь на царственном венце/ Но чей–то голос тихо шепчет/ Все начинается в конце».

— Понятно... Но в спектакле важен не финал, а послевкусие от просмотра. Что вас заставило написать эту историю?

— Одним из первых слушателей был Александр Абдулов. Когда я ему прочитал, он задал тот же вопрос, что и вы: «Коля, а что тебя вдруг толкнуло на такую тему?» Я ему ответил: «А, надоело!» Надоело все, что вокруг происходит, та информация, которая обрушивается на нас с экранов телевизоров, из газет, с киноэкранов... Надоела наша современная история с ее безответственным отношением к людям. Наверное, я говорю банальные слова, но как бы мы ни усложняли свою современность и ни прикрывали ее витиеватым плащом глянца и гламура, все равно основа человеческого бытия заложена в десяти заповедях.

— А как можно в мюзикле рассказать о десяти заповедях?

— Я беру на себя смелость сказать, что «Пророком» мы открываем новый жанр. Это не мюзикл, это музыкально–драматическое шоу, хочу подчеркнуть — драматическое.

— Интернациональная труппа — это плюс или минус для спектакля?

— Сейчас уже все равно: ребята достигли такого профессионального уровня, что их национальность не имеет никакого значения. Они все практически стали равными, совершив творческий и человеческий подвиг. Вы не представляете, как самоотверженно они работали эти полгода и как безжалостно их обучали.

— Кто был инициатором жесткой муштры?

— Сама жизнь. Законы шоу–бизнеса. Здесь никого не интересовали твои «болячки». Если ты пришел на репетицию — значит, готов работать. Не готов? Уходи из проекта. Никто тебя за это ругать не станет, не спросит причин — просто найдется новый человек на твое место, вот и все дела.

О режиссере

На репетиции все сто человек труппы ищут Януша Юзефовича глазами, и если он приближается — мы наблюдаем сцену приближения удава Каа к стае мартышек. Все трепещут. Я заметила на площадке «Пророка» Теону Дольникову, звезду из российских мюзиклов «Метро» и «Нотр–Дам де Пари», спросила, как ей работается. Теону переполняли эмоции: «Юзефович — гений! Правда–правда! Он даже тумбочку способен научить танцевать». Что ж, просим слова у г–на режиссера:

— Януш, где предел вашего гения?

— Я хорошо пою и рисую — ничего себе. По образованию — актер и хореограф.

— Значит, нет предела?

— К сожалению, в жизни я не очень... Женщины говорят, что какой–то я тяжелый в жизни, забываю все. Для меня работа — это жизнь, круглосуточно о ней думаю.

— Вам нравится история «Пророка»?

— Да, сюжет любопытный. И очень хорошую музыку Илья Олейников написал. Я с удовольствием занимаюсь этим материалом. Но, знаете, трудно в жанре мюзикла быть оригинальным после «Метро», «Кошек», «Нотр–Дам де Пари», все последующие спектакли неизменно становятся кальками. И вот в «Пророке» мне хотелось порвать эту схожесть с другими музыкальными спектаклями.

— Получилось?

— Да, думаю, у нас есть шанс показать зрителям новую форму спектакля, чуть более серьезную, чем просто развлечение.

— Что вы можете сказать об Илье Олейникове как об актере?

— Пока немного. Я его редко вижу, он сильно занят в «Городке». Но я уверен, что его колоссальный опыт и обаяние не подведут его во время премьерных спектаклей.

— А Дима Войтюшкевич?

— Это ваш, да? Белорус? Он очень хороший певец и поэт — тонко чувствует слово. И как актер уже хорошо начинает работать.

— Правда, что вы потратили уже 3 миллиона долларов на постановку и это только начало? Предполагаемый бюджет — 5 миллионов?

— Наверное, да. За полгода работы многое удалось сделать, недавно приступили к последнему этапу работы — пошили костюмы в Варшаве и Лондоне и доставили их в Минск.

— Почему в Лондоне?

— Если я начинаю что–то делать, то стараюсь свою работу сделать максимально качественно. В Лондоне портные работают идеально. Я давно с ними сотрудничаю.

Только цифры и факты

На минской премьере «Пророка» в качестве VIP–гостей обещали присутствовать: Геннадий Хазанов, Николай Фоменко, Александр Ширвиндт, Алла Пугачева, Максим Галкин, Юрий Шевчук, Гоша Куценко, Людмила Гурченко, Валентин Гафт, Лариса Долина, Татьяна Васильева, группа «Чай вдвоем».

На сцене Дворца спорта будут установлены 4 больших экрана 10x10 метров и самые современные 3D–анимационные технологии. В спектакле участвуют более 100 актеров, шоу состоит из 23 танцевальных, вокальных и акробатических номеров. В «Пророке» три состава вокалистов.

Режиссер Януш Юзефович пригласил на минскую премьеру мюзикла «Пророк» также и европейский бомонд. В списке приглашенных — один из первых лидеров группы «Пинк Флойд» Роджер Уотерс.

За 6 месяцев репетиций артисты прошли в танце 250 тысяч километров. Во время спектакля на сцене площадью 520 кв. м одновременно находится 50 артистов, 140 осветительных приборов и 12 тонн железных декораций. За сценой безошибочную работу труппы обеспечивают 45 человек бэк–офиса.

Мюзикл готовился в пяти странах: России, Польше, Германии, Великобритании и США. В этих же странах пройдет и мировое турне труппы «Пророк».

Средний возраст в труппе — 25 лет. И это несмотря на то, что 2 главных героя мюзикла — Николай Дуксин и Илья Олейников — намного старше остальных артистов. Кстати, Илья Олейников в этом году отметил 60–летие.

Говорят, что в планах руководителей проекта «Пророк» — открыть в Беларуси школу мюзикла.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter