Бедность - не порок...

Бедность - понятие относительное.
Бедность - понятие относительное. К такому выводу пришли специалисты Министерства труда и социальной защиты после завершения пилотного проекта, призванного определить пути совершенствования политики социальной защиты. Существующая в стране схема не всегда эффективна: раздробленная и запутанная система пособий (льгот) не решает проблему. Несмотря на усилия государства сохранить как можно больше каналов помощи малоимущим, огромное количество домашних хозяйств имеют доходы ниже установленного минимума.

Встает резонный вопрос: почему?

Может, люди просто не хотят работать? Или, может быть, скрывают доходы? Чтобы не возводить на сограждан напраслину, Министерство труда и соцзащиты провело исследование в пилотном регионе. Кстати, привычный термин "за чертой бедности", так широко распространенный на Западе, у нас не в моде. Чаще используется понятие "черта нуждаемости". Если уровень доходов на члена семьи ниже этой черты (60% от бюджета прожиточного минимума), государство будет выделять средства, да и то на время (3 месяца), чтобы подтянуть доходы до гарантированного бюджета прожиточного минимума. При этом учтут трудовую активность и причины, по которым семья оказалась в сложном положении.

В министерских документах эта модель помощи проходит под названием "вариант "Е": "Сокращение выплаты ряда пособий плюс внедрение адресной социальной помощи (АСП)". Забегая вперед, скажем: именно этот вариант был выбран не только как наиболее действенный, но и в качестве меры, способной смягчить негативные последствия социальной реформы. Если наименее обеспеченные домашние хозяйства в результате улучшат свое положение, чистые потери остальных составят 1,3% от их нынешнего дохода. Кроме варианта "Е", отрабатывались и другие сценарии: соответственно "А", "В" и "С". В "А" речь шла о полном сохранении существующей системы (за которую ратуют граждане) плюс внедрение АСП. Отмена всех выплат и субсидий плюс внедрение АСП - модель "В". Этот же вариант, за исключением отмены пособий на детей, - "С". Чтобы проверить эффективность всех четырех моделей, был осуществлен пилотный проект, в ходе которого отрабатывались критерии оценки бедности: проводилось детальное изучение документов, предъявляемых для получения социальной помощи, определялись все доходы, которые, как ни больно некоторым людям это осознавать, необходимо включать в совокупный доход. Чтобы было понятно, о чем речь: каждый претендент в очень скором будущем должен будет "легализовать" свои доходы - трудовые, получаемые в виде льгот, социальных пособий (бесплатное питание детей, путевки в санатории и дома отдыха), помощь по различным программам, средства от коммерческой деятельности или прибыль от подсобного хозяйства. Учитываются и загранпоездки (за последние 3 месяца), и крупные покупки (холодильники, телевизоры и пр.). Если на одного человека в квартире больше одной комнаты, соцпомощь он получать не будет. Словом, нас ждет довольно жесткий контроль, включающий даже стоимостную оценку льгот, потребленных безналично и в натуральном виде.

В результате реформы произойдет банальное перераспределение льгот, особенно тех, которые сегодня получают все - и бедные, и люди со средним достатком, и богатые. Примером могут служить пособия на детей, которые пока не привязаны к доходам. Для богатых людей это сущий мизер, для бедных - хорошее подспорье. Есть мнение, что распылять средства тут не стоит. Вариант "Е" создаст систему временной адресной помощи людям, которые в связи с обстоятельствами (лишился работы, заболел, оказался в трудной жизненной ситуации) нуждаются в средствах. Существенная деталь: деньги до гарантированной части бюджета прожиточного минимума на каждого члена семьи будут не просто доплачивать в течение трех месяцев, а с условием, что за это время человек соберется с мыслями, подумает, из-за чего семья оказалась в сложном положении, и поищет выход из создавшейся ситуации.

Главный же вывод: необходимо пересмотреть категориальную систему государственной поддержки, при которой льготы и субсидии получали отдельные категории граждан и совсем не рассматривались случаи, когда семья, не подпадая под категорию нуждающихся, вдруг оказывалась в сложном положении.

Интересно, как в рамках "пилота" отрабатывались механизмы распространения новой системы. После того как в одном из районных центров был прорекламирован пилотный проект, за помощью в исполком тут же обратились около 500 человек! Эти люди субъективно считали себя нуждающимися. Но когда стало известно об условиях помощи, желающих осталось гораздо меньше - 70 человек. После анализа представленных документов оказалось: только 14 человек попадают в категорию действительно нуждающихся. И даже среди этих людей были те, кто, по большому счету, не должен получать от государства деньги: доходы зачастую бывают низкими потому, что потенциальный "кормилец" просто нигде не работает!

В рамках "пилота" была проведена работа по интеграции разных социальных программ в единую систему соцпомощи. После того как будет разработана единая методика оценки доходов, предполагается создание единого "окна", куда граждане смогут обращаться с заявлением и одним комплектом документов. Решение будет приниматься на одной комиссии, что очень удобно, - такая схема тоже отрабатывалась в пилотном регионе. Единственное, чего не удалось создать в рамках "репетиции", - это единых критериев для определения нуждаемости. Но после того как принцип "пилота" будет распространен на всю страну и необходимые нормативно-законодательные документы будут приняты на государственном уровне, это будет сделано. Надо сказать, что адресная социальная помощь уже распространяется потихоньку и в этом году - "островками". Окончательный срок, который определен Министерством труда и социальной защиты, - 1 января 2004 года.

Справка "СБ"

Социальные выплаты сегодня

: - 14% от ВВП (без учета расходов на здравоохранение и образование).

- Около 200 видов социальных пособий, которыми охвачено 60% населения.

- Незначительные суммы (в среднем около 6 тысяч рублей на одного получателя в 2002 году).
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter