Бедность - это не профессиЯ

Вчера страна отметила Международный день борьбы с нищетой.
Вчера страна отметила Международный день борьбы с нищетой. Такая вот необычная "памятная дата", установленная Генеральной Ассамблеей ООН, объявившей к тому же 1997 - 2006 годы десятилетием преодоления этой беды... Думается, на середине пути самое время подвести некоторые итоги.

По данным Министерства труда и соцзащиты, около 5 миллионов жителей Беларуси получают от государства пособия, субсидии, индивидуальные и профессиональные льготы. На это, не считая бесплатных образования и медицины, уходит 14 процентов национального дохода страны. Сумма значительная даже по меркам экономически развитых государств. Однако средний размер адресных выплат, скажем, в Минской и Могилевской областях составил 8 тысяч рублей в месяц. 22 тысячи получает мать, воспитывающая ребенка в возрасте до трех лет. И примерно 9,5 тысячи рублей на каждое дитя в возрасте до 16 лет положено семьям, живущим за чертой бедности. Цифры удручающе малы.

Почему при ярко выраженной социальной направленности государственной политики такие малоутешительные результаты? Ответ, оказывается, прост. Потому что нельзя помочь всем! А ведь именно этот постулат все последние годы безуспешно пытался опровергнуть наш аппарат социальной защиты. По словам начальника управления адресной социальной помощи Минтруда и соцзащиты Татьяны Шеметовец, самыми затратными и неэффективными являются льготы по коммунальным услугам, распыляемые огулом на всех жильцов. А в остальном помощь привязана к стереотипно устоявшимся категориям "бедных". Это семьи неполные, с малолетними детьми, одинокие инвалиды, пенсионеры и т.д. В расчет берется уровень их официально получаемого дохода. Но во всем мире для оказания госпомощи оценивается не это, а нуждаемость семьи, человека. Единой методики полного учета доходов не только денежных, но и от недвижимости, земли, имущества в нашей стране до сих пор нет.

За девять месяцев года за поддержкой в государственные органы соцзащиты обратилось более 42 тысяч семей, или 150 тысяч человек. И 85 процентов ее получили. Львиную долю среди них составляют многодетные и неполные семьи - 94 процента, и только 6 процентов - пенсионеры. С одной стороны, все логично. При средней зарплате в 100 долларов в стране с официальным просчитанным прожиточным минимумом в 35 долларов даже двое детей становятся непосильной ношей. Но есть у проблемы и другой аспект. На него органы соцзащиты не могут повлиять никак. Я недавно побывала в Ушачском районе. Отдел соцзащиты постеснялся привести меня хотя бы в одну многодетную семью, живущую в поселке. Все они - неблагополучные. Это значит, что родители пьют, как правило, нигде не работают и живут на детские пособия. В то же время все приличные многодетные семьи в деревне получают неплохой доход от земли и держат немалое хозяйство. С "живыми" деньгами, конечно, туго. Но, как рассказала мне мать четверых детей, зоотехник местного колхоза, когда нужно было одеть детей в школу, муж взял отпуск и поехал шабашить на стройку. Дети заняты сельским трудом с малых лет. Конечно, умиляться этому не стоит. Деткам, может, полезнее было бы посидеть за книжками. Однако, при всех "но", чем это не разумное решение конкретной жизненной проблемы?

Проблема адресности социальной помощи наконец вышла из рамок разговоров о ней. Правительством страны и Всемирным банком предоставлен специальный грант на разработку единой программы адресной социальной помощи с принципиально новыми механизмами оценки нуждаемости и оказания господдержки. На вооружение взят принятый во всем мире принцип: помощь должна попадать самым нуждающимся. В расчет будут приниматься не только справки о доходах, но и возраст, состояние здоровья членов семьи, ее имущество и недвижимость, способные приносить достаток. По словам Татьяны Шеметовец, в следующем году в одном из белорусских регионов стартует пилотный проект такой адресной помощи. В целом система должна быть юридически и концептуально готова к середине 2003 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter