Мы вместе с инспекторами ГАИ посчитали водителей, проезжающих светофоры на запрещающий сигнал

Беда приходит в красном

В прошлом году УГАИ МВД анонсировало возможные изменения в КоАП. Одно из них — фотофиксация проезда на красный свет. Планируется, что фиксировать проезд стоп-линии на запрещающий сигнал светофора будут стационарные камеры, установленные в местах, где происходит много ДТП. Это нововведение поддержали. Оно необходимо? Безусловно! Например, я практически каждый вечер, возвращаясь с работы домой, попадаю в минскую пробку из-за водителей, желающих прорваться на красный сигнал светофора. Как следствие, глупые ДТП, заторы и полная неразбериха.

При запуске светофоров рассчитывается, когда должны сменяться зеленый и красный на том или ином участке дороги в определенное время, чтобы не было проблем. Все продумано, но часто водители сами создают ситуации с пробками.

Багровый пик

Личное наблюдение: каждый раз, когда водители по соседнему ряду проезжают на красный, чтобы быстрее успеть домой, встречаюсь с ними же на следующем красном светофоре. Вроде бы пару минут назад он проскочил и умчался, как вот передо мной загорелся зеленый, и я его нагнала. Чего он торопился? Риторический вопрос. Но, наверное, такому водителю стало чуточку легче. Правда, другие участники движения, вероятнее всего, его ругают. А может, проклинают?.. Все было бы смешно, если бы не было так грустно. 

Вот какую статистику нам предоставили в УГАИ МВД: за прошлый год в стране произошло 87 ДТП, совершенных по причине неподчинения сигналам регулирования дорожного движения, требованиям дорожных знаков и разметки, в которых пострадали и погибли люди. Это значит, проезд на красный стоил кому-то здоровья и жизни. Поэтому, пока прорабатывается вопрос о закреплении на законодательном уровне возможности использования фиксации нарушений выезда на запрещающий сигнал светофора в автоматическом режиме, остается лишь взывать к пролетающим: пожалуйста, не надо. 

Инспекторы Сергей Нарбутович (слева) и Александр КАПУСТА (справа).

«Думал, проскочу»

Чтобы проверить, как часто в час пик автовладельцы проезжают на красный, мы вместе с инспекторами ДПС отдела ГАИ Ленинского РУВД Минска Сергеем Нарбутовичем и Александром Капустой выехали на перекрестки, где случаются такие нарушения. Причем в пятницу в 16.30 — когда начинается активное движение по городу. Пока едем, старший инспектор Сергей Нарбутович рассказывает:

— Чаще всего нарушают в часы пик — утром и вечером. Какие причины? Прежде всего невнимательность на дороге. Есть, конечно, и те, кто спешит и сознательно нарушает. Говорят: «Ребенка забрать надо», «на работу опаздываю», «в больницу надо» и другое. В зависимости от ситуации объясняем, что из-за таких маневров могут пострадать и другие граждане. 

Для примера: неделю назад на проспекте Рокоссовского, 75 водитель ехал на красный и сбил пешехода, переходящего на зеленый сигнал светофора. Как потом объяснял: «Не успел затормозить. Думал, проскочу». Благо пешеход не сильно пострадал, машина слегка помялась. 

Мы прибыли на первое проверочное место — перекресток улиц Ленина и Ульяновской. Здесь сделали разворот, чтобы на соседнем перекрестке не было заторов. Издалека кажется, что у дороги два обычных светофора, но это не так: на каждой секции красного, желтого и зеленого есть стрелки налево. А на соседнем светофоре — чистые круги сигналов. Тут водители и путаются: когда горит красный там, где стрелки, тогда же загорается зеленый сигнал на обычном светофоре. Невнимательно оценив ситуацию, некоторые водители едут на зеленый основной, пытаясь развернуться. В итоге нарушение. Только из-за невнимательности? Или… 

Фотофиксация, возможно, стабилизирует ситуацию на дорогах. Когда будет введена на практике? О сроках пока не сообщается.

Первый нарушитель объявился на Subaru через 8 минут. Его слова при виде автоинспектора: «Ни в чем не виноват». Ему объяснили, что он разворачивался на красный, да и сзади мог ехать трамвай! Две опасные ситуации. Но тот еще больше отпирался: «Не нарушал… Ну ладно, думал, проскочу». Как итог, штраф в 1 базовую — 27 рублей. 

Прошло лишь 4 минуты, и следующим инспектор останавливает Mercedes. Водитель также поехал на красный. Запутался и не разобрался. Извинился, признал вину и отделался предупреждением. 

Нам хватило 15 минут на этом перекрестке, чтобы убедиться: даже в начале часа пик нарушений достаточно — за это время 3 авто проехали на красный и одно на желтый сигнал. Едем дальше. 

Наглость — второе счастье? 

Пока двигались к проспекту Рокоссовского, проезжали мимо перекрестка улиц Кирова и Карла Маркса. Увидели, как два автомобилиста проехали на красный на повороте… Подъезжаем к перекрестку Независимости — Ленина: мы остановились на желтый сигнал у стоп-линии со стороны улицы Ленина, а вот водитель на соседней полосе резко вдавил педаль газа в пол и помчался, преграждая путь автомобилистам, следующим прямо по проспекту. Какая смелость при авто ДПС!

На перекрестке Чижевских — Игуменский тракт на одном светофоре заметили за пару минут 4 проезда на красный. Едем дальше на один из самых аварийных перекрестков — Ванеева — Рокоссовского. На часах 17.30 — час пик в разгаре: в пятницу вечером сильно хочется домой… По рациям слышу: в таком-то месте пьяный дорогу перебежал, а на такой-то улице ДТП. Начинается активная фаза работы. Пока инспекторы оформляют одно из происшествий, становимся у светофора и смотрим, сколько машин на перекрестке в направлении улицы Денисовской у гипермаркета будет проезжать на красный. Ну, наверное, такой наглости можно позавидовать: за 30 минут 23 машины двигались на желтый и красный сигнал светофора! 

— Если бы водители с одного потока не проскакивали на красный и не создавали непроходимые ситуации для других потоков, то и заторов не было бы таких, — резюмирует старший инспектор Сергей Нарбутович. 

Увы, некоторым необходимо проверить на себе, что такое опасность. Недавно на проспекте Рокоссовского произошло ДТП сразу с тремя авто из-за проезда на запрещающий сигнал светофора. Так, рассказывает старший инспектор по агитации и пропаганде ОГАИ Ленинского РУВД Минска Ангелина Волосарь, водитель Skoda совершал поворот налево на запрещающий сигнал светофора, когда столкнулся с Citroen, который двигался в направлении улицы Плеханова. От удара Citroen выбросило на разделительное ограждение, а металлические конструкции, в свою очередь, повредили Volkswagen, стоящий в ожидании зеленого сигнала светофора… 

Мы спросили у Юрия Важника, председателя правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС), как, на его взгляд, обстоят дела в Минске с проездом на красный? Он замечает, что, действительно, когда на дорогах оживленно, автомобилисты воспринимают ситуацию как особый режим, начинают двигаться по своим правилам, но обычно это происходит на низких скоростях. Конечно, случаются и ДТП: 

— А недавно в Гомеле мы изуча­ли ситуацию на улице Советской, где происходят серьезные аварии из-за проезда на красный сигнал. Там причина ДТП в том, что водители не видят светофора: по первой полосе идет троллейбус или автобус, закрывая обзор, и автомобилисты на других полосах не замечают момента переключения сигналов — это не в их поле зрения. Они проскакивают на красный и, случается, сбивают пешеходов. В таких случаях фотофиксация не поможет, потому что это недостаток видимости светофора. В качестве решения проблемы мы предложили установить светофоры над проезжей частью...

kasel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter