За 10 лет заболеваемость меланомой в Беларуси выросла в полтора раза

Беда по имени солнце

Опасный загар: за 10 лет заболеваемость меланомой в Беларуси выросла в полтора раза
Белорусы загорают. В парке, на крыше дома, в поле, на курорте. Жарятся на полуденном солнце. Становятся под лампу солярия. Мало принять солнечную ванну во время прогулки, надо долежаться докрасна, а в следующий раз — дочерна. А потом меряться загарами с подружкой перед зеркалом и поражаться дворянкам, не выходившим на променад без зонтика. 



Между тем это наверняка спасало барышень от коварной и беспощадной раковой «царицы». Так сегодня называют меланому – самую агрессивную злокачественную опухоль кожи. Ультрафиолетовое излучение, естественное и искусственное, — ведущий фактор, запускающий ее развитие. За десять лет заболеваемость меланомой в стране выросла в полтора раза. Только в минувшем году заболело более 700 человек.

О диагностике, лечении и профилактике меланомы «Р» рассказывает хирург-онколог, заведующий отделом рекон­структивно-восста­нови­тель­ной хирургии РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова Александр Жуковец.

 На прием к доктору пришла пациентка лет сорока. Пигментное пятно на бедре появилось не вчера. Оно едва заметно увеличивалось годами. Но женщину это изменение на коже не настораживало. После поездки в Малайзию пятно стало расти как на дрожжах. Оказалось, у пациентки – меланома. А взбудоражило ее интенсивное солнце.

— Александр Геннадьевич, с чем вы связываете рост заболеваемости меланомой?

Александр Жуковец— Прежде всего, с чрезмерным увлечением загаром. Обычно, выезжая в жаркие страны, за две недели человек стремится стать шоколадным. Но загар – свидетельство фотоповреждения кожи. И тот, кто много загорает, конечно, рискует. Злокачественный процесс может развиться спустя месяц, три, иногда позже. Во многих странах молодым людям до 18 лет запрещено посещать солярий. Особенно опасны солнечные ожоги до 16 лет.

— Как же определить меру?

— Конечно, нельзя загорать с 10.00 до 16.00, особенно в жарких странах, где уровень ультрафиолета выше. Нужно систематически пользоваться защитным кремом. Для развития меланомы иногда достаточно кратковременного, но интенсивного ультрафиолетового облучения.

— Кому, в первую очередь, угрожает меланома?

— Люди с первым фототипом всегда обгорают. Это светлокожие, голубоглазые и рыжеволосые. Со вторым могут немножко загореть, но все равно загар получается слабым. Эти две категории в группе риска. Хотя меланома может развиваться и у темнокожих, и даже чернокожих. Высок риск у мужчин и женщин с множественными родинками.

— Какие участки тела оголять наиболее опасно?

— У женщин меланома чаще развивается на коже нижних конечностей — голеней и бедер, возможно, потому что ходят летом в шортах, коротких юбках. У мужчин поражаются покровы верхней части туловища и верхних конечностей – работают на даче с голым торсом. Это не значит, что надо ходить в чадре, но самая надежная защита от ультрафиолета – одежда.

— Некоторые загорающие утверждают, что солнце питает их витамином D. Насколько это разумно?

— Загар — не способ борьбы с авитаминозом. Достаточно пройтись по улице 15—20 минут с открытыми кистями рук и лицом, чтобы получить необходимую дозу витамина Д. Есть еще продукты, в которых он содержится. Кроме того, в организме есть запас витамина D.

— Что еще пробуждает меланому, кроме ультрафиолета?

— Любой рак – это поломка генетического аппарата клетки. Поломать можно чем угодно: загаром, гиподинамией, питанием, сигаретами, алкоголем, вирусами, стрессом. Некоторые люди используют все сразу.

Есть наследственная меланома, но она встречается нечасто. Гормональные изменения играют роль, поэтому большие невусы рекомендуют удалять в юношеском возрасте. Детей с большими врожденными родинками надо наблюдать. Но в 70 процентах случаев меланома вырастает не из родинки, а возникает на чистой коже. 



— Как развивается эта агрессивная опухоль?

— На ранней стадии не болит. Какое-то время может увеличиваться медленно. Потом из плоской тонкой превращается в толстую и растет вертикально. Злокачественные клетки отрываются, разносятся с кровью и лимфой и могут прорастать в любом месте. Иногда метастазы появляются даже спустя годы. Такую форму лечить очень непросто.

— Как поймать меланому вовремя?

— Нужно контролировать большие врожденные родинки, осматривать себя раз в квартал. Если в группе риска, то показываться и специалисту раз в полгода-год.

В среднем у человека двадцать родинок. Это пигментные пятна коричневого цвета. Обычно они появляются после рождения. Вероятность того, что в таком невусе разовьется меланома – одна из двадцати тысяч. Но если родинка находится в месте постоянного трения, ее лучше удалить. Хроническая травма опасна. Важно обращать внимание на изменение размера, формы, очертаний существующих родинок. Они могут меняться со временем, но должны насторожить интенсивный рост, резкое изменение цвета, ощущение образования, которого ранее не было.

Если в течение года пятнышко расплывается, покрывается чешуйками, изъязвляется, это может быть тревожным сигналом. Визит к специалисту лучше не откладывать. Вовремя обнаруженную меланому удаляют без последствий.

Александр Геннадьевич включает дерматоскоп. Такой же аппарат для обследования образований кожи есть во многих онкодиспансерах. Доктор загружает из базы фото родинки одного из пациентов. Аппарат позволяет увеличить трудноразличимое образование в 50 раз, сохранить изображение в базе и классифицировать родинку по уровню опасности. Далее врач определяет тактику действий. В Европе такое оборудование на 20 процентов увеличило раннее выявление рака кожи. В ближайшие три года на этот уровень предполагают выйти и у нас.

Дерматоскоп зафиксировал повышенный риск. Основной метод лечения меланомы – хирургический. Новые поколения лекарств пока не решают проблему метастатической меланомы и, как правило, позволяют продлить жизнь на несколько месяцев. Александр Жуковец вспоминает поразившие истории.

— Молодой человек на боковой поверхности живота обнаружил коричневое образование, похожее на бородавку. Выжег его средством против бородавок. Вокруг этого места появилось белое пятно, а через несколько месяцев по его краям нарисовалась черная каемочка. С этим он к нам и пришел. За год парня не стало. А одна пациентка пыталась стереть пятно пемзой. Тоже умерла. Некоторые перевязывают родинки нитками или прижигают йодом. Тут самодеятельность крайне опасна. Иногда просто удивляешься, как человек доводит себя: приходит, когда опухоль уже размером со сливу. Мы удаляем, но угнаться за клеточками, которые пустились по организму, невозможно.

— Наверное, люди боятся такого диагноза…

— Да, и оттягивают до тех пор, когда спасти почти нельзя. Нужно избавляться от стереотипа, что рак – это конец, а заболевший – не работник и не жилец. На ранних стадиях злокачественные образования хорошо лечатся.

ЦИФРА

Половина пациентов, заболевших меланомой, находятся в возрасте от 20 до 60 лет. Крайне редко – дети. У 70-80 процентов пациентов злокачественную опухоль обнаруживают на ранней стадии, когда  ее можно вылечить.

Drug-olya@yandex.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter