Вода в реке Лунинецкого района поднялась выше, чем после циклона «Хавьер», но местные этому только радуются

«Беда — это когда паводка нет!»

Половодья в Беларуси изменили свой характер. С одной стороны, из-за малоснежных зим реки весной зачастую просто остаются в своих берегах. Зато нередкими стали так называемые зимние паводки — подтопления в январе, а то и в декабре, когда температура воздуха внезапно плюсует, талые воды стремятся в низкие места, но не могут уйти в промерзшую землю. Недавно удивила речка Цна в Лунинецком районе: она до такой степени «вышла из себя», что превысила уровень 2013 года, когда, напомним, циклон «Хавьер» завалил страну снегом по пояс. Корреспонденты «СБ. Недели» отправились в дорогу — оценить последствия разлива для полешуков.


Неожиданное признание

Путь держим в агрогородок Дятловичи — говорят, именно здесь обычно узкая извилистая речушка Цна захватила погреба и подворья сельчан и уже подбирается к домам. Готовы увидеть залитые улицы и лодки, переправляющие детишек в школу. По такому поводу даже нарядились в резиновые сапоги, чем немало позабавили председателя Дятловичского сельисполкома Екатерину Гасюк. Она-то приехала на встречу с нами в щегольских ботиночках. Выслушав сочувственные слова, внезапно огорошивает:
— Мы кайфуем, когда река разливается! Это же нормально! Беда, когда она в русле остается. Ведь тогда не будет ни ягод с грибами, ни урожая. Например, в 2015‑м максимальный уровень Цны был всего лишь 79 сантиметров — вот где проблема! Все последние годы от недостатка влаги страдали и люди, и сельскохозяйственные организации. Пашни здесь песчаные, воду не удерживают, так что паводок — единственная возможность надолго насытить землю влагой.
Но никто не спорит с тем, что разлившаяся вода доставляет некоторые неудобства. С ними, впрочем, полешуки Брестчины научились жить. Дома, хозпостройки, как правило, ставят на возвышениях, или, как здесь говорят, на «ўзваллях». Погреба слишком глубоко не копают, а их внутренний «дизайн» позволяет быстро поднять на полки закатки и прочие припасы. Популярностью в водоопасных местах пользуется страхование имущества.



Что касается огородов, которые река превращает в водоемы, то полешуки просто запасаются терпением и ждут, пока все сойдет. Обычно это происходит не позже мая, так что люди успевают посадить картошку в срок. Те, кто всерьез занимается клубникой, устанавливают на плантации помпы. К слову, почти на каждом участке имеются копанки — это своеобразная самостоятельная мелиорация. В деревне Любачин довелось нам увидеть и радикальное решение: дом, стоящий недалеко от реки Смердь, которая тоже любит пошалить, подняли на сваи.

Подворья в группе риска

Все населенные пункты Дятловичского сельисполкома находятся в пойме реки, а значит, подвержены подтоплениям. Но, как правило, жизнедеятельность их не нарушается, никто не остается отрезанным от «большой земли». На территории есть три автомобильных моста и четыре пешеходных. Екатерина Кузьминична с некоторой ностальгией вспоминает, как во времена ее детства ребят из деревни, расположенной за речкой, возили в школу на лодках: «Это же романтика!» А на центральной улице дежурил гусеничный трактор ДТ-75, который перетаскивал машины через «мокрое» место. Но все это осталось в прошлом: еще в 80‑х годах построили дамбу, бесконтрольному разгулу воды препятствуют поднятые и заасфальтированные дороги. А все районные службы пристально следят за развитием паводка, готовы в любой момент поставить ему заслон.

— Мы знаем все места, где вероятны подтопления, и даже хозяев владений, которые находятся в группе риска, — заверяет Сергей Колесниченко, начальник Лунинецкого РОЧС. — Оперативная группа реагирует на любую просьбу о помощи. Да мы и сами без всяких сигналов в период паводков приезжаем, интересуемся ситуацией. Особое внимание — пожилым людям, многодетным семьям.



Несколько раз к спасателям обращались с просьбой откачать воду из подвалов. Но и здесь, оказывается, есть нюансы.
— В подвалах собираются не только грунтовые воды, но и талые. Мы устанавливаем мотопомпу и откачиваем воду один раз, чтобы люди могли достать свои закатки, запасы овощей. После этого, если вода вновь поднялась, но не мешает, трогать ее не надо. В моей практике был случай, когда в подвале установили насос типа «Ручеек». Он постоянно откачивал воду, в результате подмыло фундамент, пошли трещины, в самом подвале появилось много песка.
Вода в реках поднимается достаточно медленно — буквально по паре сантиметров в сутки. Исключение составили теплые дни на минувшей неделе, к уровню реки тогда прибавилось и 10, и 16 сантиметров. Если же такая погодная аномалия не наблюдается, значит, нужно искать причину.


— Поднятие воды на 5 — 10 сантиметров в сутки без видимых причин означает, что где-то закрыт «не тот» шлюз или есть другой затор. Его виновниками могут быть даже бобры, соорудившие плотину. В таком случае с устранением причины уходит и вода.

Сергей Колесниченко подчеркивает: противодействие паводку и подтоплениям — работа коллективная. В ней задействованы ЖКХ, газовые, электрические и дорожные службы, мелиораторы, которые всегда готовы помочь транспортом, людьми, лопатами и мешками с песком. Координируют их деятельность в районном исполнительном комитете. Не обойтись, разумеется, и без местных властей — кто лучше их знает, где и что происходит на селе?

Одна свая на суше

Кроткая на первый взгляд Цна продолжает плюсовать. В этом мы убедились на гидрологическом посту «Дятловичи». Наблюдатель Галина Жук несколько раз в день проводит замеры уровня и температуры воды, скорости течения и многих других показателей, которые нужно знать специалистам.

— В обычное время река имеет ширину буквально в пару метров, — оглядывается она на раскинувшиеся синие просторы.   
— Давно ушла под воду скамеечка для рыбаков. Камыш растет на берегу, но сейчас только его верхушки виднеются. Здесь, у гидрологического поста, есть 12 свай на расстоянии 30 сантиметров друг от друга — белые столбики. Сейчас видны только три, из которых на суше остается лишь одна. Я работаю здесь 16 лет, но впервые вижу такую картину.
За минувшие сутки вода поднялась на 2 сантиметра и побила рекорд 2013 года, когда Беларусь замело циклоном «Хавьер». Тогда она остановилась на отметке 259, а сейчас — 260. В этом году природа по интенсивности осадков за два-три приема дала примерно тот же результат. До отселений не дошло, но сотрудники МЧС питают некоторые опасения.


— Хорошо, что Припять пока воду принимает, — говорит начальник Лунинецкого РОЧС, задумчиво созерцая гладь. — Если перестанет — тогда действительно критическая ситуация может сложиться. Уровень Припяти уже поднялся сантиметров на пять…

Это означает, что мощная полесская река, известная своими разливами, пока что не наполнилась до самых краев. Но в нее несут свои воды многие притоки, так что расслабляться нельзя.

Люди на воде

В будний день на улицах Дятловичей тихо и безлюдно — пока не приходит автолавка Лунинецкого райпо. Благодаря ей знакомимся с бабушками, которые живут на подтопленных улицах. Дом Павлины Васильевны Кацубы стоит на возвышенности. Рядом погреб, чуть поодаль постройка вроде летней кухни. Сразу за ними простирается гладь пруда. Наивно спрашиваю хозяйку, где ее огород.

— Так вот же он! — смеется Павлина Васильевна, указывая на воду.



Присматриваюсь — и вижу поодаль макушки столбиков, которые обозначают границу участка. Летом от них нужно пройти еще более 20 метров, чтобы добраться до реки. А сейчас она сама явилась. Моя душа огородника, наверное, уже разорвалась бы от такой картины. А бабушка настроена оптимистично:

— Скоро вода спадать начнет. Высохнет в апреле, а в мае уже все сажать можно будет.
На этой улице она живет с 1959 года, а там, где летняя кухня, когда-то стояла старая родительская хатка. Мысли переселиться на место посуше не возникало никогда. Более того, сын Павлины Васильевны сейчас намерен построить новый дом на участке матери, прямо над затопленным огородом. Вода их нисколько не смущает.
Сотрудники МЧС проверяют, не затоплен ли погреб, напоминают бабушке, чтобы обращалась, если что.



— Иногда с людьми достаточно просто поговорить, успокоить их, напомнить, что мы всегда готовы помочь, — добавляет Сергей Колесниченко.

На участке Елены Григорьевны Косач глупых вопросов уже не задаю — молча рассматриваю грядку с клубникой, которая наполовину выкарабкалась на сушу из пруда. По-полесски окая, бабушка рассказывает, что в доме и погребе сухо. Немного подтопило курятник, поэтому птицу пока переселили в сарай повыше, где раньше стояла корова.

— В моем возрасте вода уже не страшна, — философски замечает хозяйка. — Это вам, молодым, плохо, что огород заливает, а мне сколько чего уже надо?

А вот молодые дятловчане селятся на улицах Островковой и Тихой. Дома у них красивые, богатые — вот только расположены практически в пойме реки. Оттого у многих оказались залитыми подвалы — так, что даже в резиновых сапогах лучше не соваться, несмотря на наличие настила внизу…



P.S. Уже после нашего отъезда к родному, но скучному асфальту река Цна, воодушевленная вниманием журналистов, поднатужилась и выдала на-гора еще пару сантиметров. Выйдя таким образом из себя, она преодолела дамбу и подтопила более десятка подворий в деревне Кожан Городок, которая имела неосторожность раскинуться на ее живописных берегах. Теперь там кипит работа: экскаваторы местного предприятия мелиоративных систем укрепляют и увеличивают дамбу. Кроме того, насосы значительно выше по течению перенаправляют воду в водохранилище Велута.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

По состоянию на 23 февраля подтопления зафиксированы в 15 районах Беларуси. Среди них — Мстиславский и Чечерский, Новогрудский и Слонимский, Брестский, Гомельский и Мозырский, традиционно — Столбцовский, Житковичский и Петриковский. Еще в 13 районах подтопления прогнозируются. Согласно карте неблагоприятных явлений, вода добралась до 29 участков дорог и даже одного моста, 22 населенных пунктов и 12 садовых товариществ страны.


Нуждаются в диете

На водохранилище Дрозды из ледяного плена освободили лебедей


Помощь потребовалась двум пернатым. У одного не двигались ноги, у второго оказалась повреждена шея. Специалисты ОСВОДа выбыли на место на спецсредстве «Марс» на воздушной подушке, разбили ледяное покрытие, водолаз достал пострадавших. Птиц отвезли на лечение. Такие ситуации возникают из-за кормления: хлеб вызывает ожирение у птиц, они не могут взлететь, а когда замерзает вода, попадают в ледовую западню.

Берега не попутает

В Мозыре продолжается ремонт моста через Припять


Работы проводятся с двух берегов, в них задействовано более 50 человек, а также около 20 единиц техники. Разобрано ограждение, снят асфальт, демонтированы опоры освещения. Сейчас осуществляется демонтаж пролетов и балок. Сообщается, что работы идут с опережением графика. В процессе реконструкции моста установят новое пролетное строение, появится арка. Ширина моста станет больше на три метра. Движение планируют запустить не позднее 7 ноября 2025 года.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter