Бдительность высокого полета

Корреспондент «СБ» убедился – специальные службы готовы к любым неожиданностям
Корреспондент «СБ» убедился – специальные службы готовы к любым неожиданностям

Мертвый бекас — промысловая птица размером с голубя — лежал на гомельском асфальте. В других обстоятельствах я бы на него и не посмотрел. Мало ли бекасов лежит на асфальте! Но обстоятельства нынче суровые. «Птичий грипп», как известно, атакует. На картах распространения вируса Беларусь остается одним из немногих «белых пятен». Отсюда — повышенная бдительность.

По виду было сложно определить, от чего скончалась перелетная птица — возможно, от голода? На клюве, правда, виднелась кровь, но видимых признаков насильственной смерти не отыскалось — я же не патологоанатом. Да и кто его знает, как выглядят жертвы «птичьего гриппа»?

Некоторое время я все же пытался поставить диагноз себе — бдительность это у меня или паранойя? Решил: одно другому не помеха. Наше дело — сообщить «куда следует». А компетентные службы пусть сами определяют уровень угрозы для всего живого — стоит уже оцепить район или достаточно вызвать дворника, чтобы похоронил несчастную птичку за домом.

Набираю 01, описываю ситуацию. Несколько раз оговорился: мол, сами решайте, насколько это серьезно и надо ли вообще реагировать. В центре оперативного управления вежливо выслушали, по крайней мере, вслух об отношении к моему сообщению и ко мне лично ничего не сказали. Честно говоря, я сомневался, что звонок будет воспринят всерьез. Даже почему–то чувствовал легкую вину — побеспокоил занятых людей, может, у них там пожары бушуют, а я по пустякам отвлекаю...

Компетентные службы перезвонили через несколько минут — попросили выйти, показать место. К мертвому бекасу прибыли аж две машины спасателей. Трогать его не стали — решили дожидаться специалистов из ветслужбы. И все же версия «птичьего гриппа» специалистами по ЧС не рассматривалась.

— Тут действительно дворника надо вызывать, — грустно заметил кто–то из спасателей. — Видать, бедняга летел, да в здание врезался...

Позже главный ветеринарный врач области Виктор Курпатов признался, что переполох вышел нешуточный. Все ждали результатов вскрытия — от чего все–таки умерла птица? Разумеется, «птичий грипп» оказался ни при чем. В официальном заключении причиной смерти значится... черепно–мозговая травма.

Между тем на фоне трагической судьбы отдельного бекаса мы смогли увидеть, насколько готовы соответствующие организации к быстрым действиям. «Птичий грипп» вообще не самая удачная тема для благодушного отношения. Хорошим напоминанием об этом служат румынская цапля, попугай в Англии, сотни тысяч птиц по всей Евразии.

В то же время всеобщая истерия вряд ли поможет делу. Легко представить, что будет, если взволнованные граждане примутся докладывать о каждом голубе, сбитом машиной. Видимо, остается полагаться на собственный здравый смысл.

Совет специалиста

Как все–таки действовать человеку, если он видит мертвую птицу? Вот что посоветовал главный ветеринарный врач Гомельской области Виктор КУРПАТОВ:

— В первую очередь не следует к ней прикасаться — уже из соображений обычной санитарии. Поскольку поставки в страну птичьего мяса жестко контролируются, теоретически одним из путей проникновения вируса могут быть перелетные птицы. На практике же эта угроза довольно условна, так как пути миграции птиц из «грязных» районов не пролегают через нашу территорию. Как бы то ни было, вы поступили правильно, заявив о находке. Вообще, на перелете традиционно гибнет много птиц, хотя «птичий грипп» тут ни при чем. Если вы все же нашли мертвую птицу, тем более перелетную, стоит сообщить о ней в местную ветеринарную службу — специалисты сами определят, присутствует ли угроза.


Кстати

Без паники!

На днях брестчане были обеспокоены массовой гибелью голубей. Не менее десятка мертвых птиц обнаружили, к примеру, на своей территории сотрудники Брестского аэропорта.

Расследованием причин тревожного явления занялся зональный центр гигиены и эпидемиологии, были объединены усилия ветеринарной и санитарной служб, инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.

— Могу успокоить: это не «птичий грипп», — сказал мне главврач Брестского зонального центра гигиены и эпидемиологии Геннадий Радченко. — Голуби отравились пестицидами на колхозных полях, прилегающих к аэропорту. Сегодня продолжается работа с пробами крови, которую ветеринары на всякий случай взяли у птиц, специально отстрелянных в окрестностях аэропорта.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter