Насколько выгодно торговцам приезжать на сельхозярмарки в Минск

Базарный день год кормит

Осенние торги на пике. Временные базары работают по выходным повсеместно. Чтобы купить гродненские колбасы или барановичские соленья, к примеру, жителям пристоличья необязательно ехать в эти города. В Минске по традиции разворачивается бойкая торговля. На две площадки — «Чижовка-Арену» и возле Дворца спорта — съезжаются предприятия Белкоопсоюза, «Белводхоза», фермеры, сельчане. У каждого одна и та же задача — как можно больше продать. Рыночная экономика работает просто и понятно: на выручку влияет ассортимент, на прибыль — минимальные расходы. «СГ» на осеннем базаре около Дворца спорта не только присмотрелась к ассортименту и ценам, но и расспросила продавцов, насколько выгодны сезонные торги. 


Потребкооперация: ставка на ассортимент


Основной и самый крупный игрок на осеннем рынке — предприятия Белкоопсоюза. В эти выходные у Дворца спорта их 17. Если прошлые годы работал территориальный принцип — в Минск съезжались райпо одного региона, то сейчас сами вправе решать, в какой день им торговать. На восьми сотнях метров, которые занимает в эти выходные потребкооперация, широкая география — Горки, Ляховичи, Поставы, Клецк. Представить сельхозбазары без райпо невозможно: горожане ждут продукты из регионов, для самих предприятий кооперации это дело чести. Но в Белкоопсоюзе признают: бизнес нередко затратный. Понятно, что машине из Пружан, к примеру, выгоднее курсировать по Брестчине, нежели ехать в Минск, — расстояние в разы меньше. Но райпо все равно на ярмарке. Почему? У заместителя директора филиала «Продтовары» по торговле Пружанского райпо Елены Новик свои аргументы:

— В Минск везем «дорогую» продукцию. Знаем, что хорошо пойдет говядина духовая и котлетная, колбасы. Их изготавливаем сами — при филиале свой убойный и мясной цеха. Привозим фарш, рулеты — скупают быстро, нас уже знают. Ставку делаем как раз на мясную продукцию, торговать ею выгоднее, нежели сезонными овощами. Поясню: берем у сельчан тот же картофель по 40 копеек, частник же продает его по 45. По такой цене реализовывать не можем, ведь должны установить торговую надбавку. Именно поэтому далеко овощи не возим: большое расстояние, а значит, транспортные расходы, надбавка при этом маленькая. Итог — нерентабельная торговля.

Председатель Белкоопсоюза Валерий ИВАНОВ.

В качестве площадки Елене Михайловне более удачной видится «Чижовка-Арена» — оттуда всегда больше выручки. Но в этот раз Дворец спорта удивил — первые покупатели приценивались уже в семь утра:

— Приехали из Пружан в три утра, выставили палатки и тут же начали торговать. Выйдем ли в плюс? Думаю, да. В прошлом году просчитывали свой финансовый результат и пришли к выводу, что ни разу не вернулись с ярмарки с убытками. Прибыль пусть и небольшая, но есть. Затраты на топливо, гостиницу покрываем для семи командированных — продавцов и водителя. Ставку делаем на объемы.

У Белкоопсоюза своя ярмарочная политика. Акцент не на конкуренцию, а на ассортимент. Когда точки соседствуют друг с другом, двигателем продаж выступают не цены, а выбор продукции. Именно по этому критерию и стараются райпо — представлять покупателям разный товар, чтобы в каждой палатке была своя изюминка. У Постав, к примеру, больше переработки — рулеты, колбасы для гриля, сырокопченые, сыровяленые, хлебобулочные изделия. В Горецком райпо говядина, баранина, утка, в Клецком — соленья, овощи. Кто едет дальше, везет более дорогой товар — выручить за него можно больше.

Ночуем в машине, иначе «турне» не окупится


За палатками Белкоопсоюза разместились фермеры и сельчане, которые привезли продукцию с личных подсобных хозяйств. В начале торговых рядов точка Григория из барановичского Заборья. Продает картофель, свеклу и морковь. Три ходовые позиции, и все по 50 копеек за килограмм, для лучшего счета. Григорий признается, что считать деньги в семье привыкли. Прошу подбить расходы на поездку в Минск. Калькуляция такова: от Заборья, что в 20 километрах от райцентра, до базара и обратно необходимо 30 литров дизтоплива. Траты на дорогу — 55 рублей, питание — домашняя ссобойка.


— Шиковать не привыкли, да и не окупится «турне» на базар, если питаться в ресторане, — приводит свои доводы сельчанин. — Экономим на всем, в том числе и на ночлеге. Загружаем под завязку бус — в этот раз привезли две тонны овощей, и где-то в шесть вечера пятницы стартуем на Минск. В восемь уже на месте. Спать некогда: пока выгрузимся, разложим товар. Отдохнуть пару часов можно и в машине. Утром встречаем первых покупателей.

Торгует сельчанин только в субботу: распродать все удается за день. Если что-то и остается, излишки проще привезти домой, нежели стараться уехать пустым — только трата времени. Выручку от продаж посчитать просто — 1000 рублей, если все распродать. Кажется, поездка из Барановичского района Григорию выгодна, хотя есть и свои «но»:

— Да, это неплохое подспорье к пенсии. Но деньги, которые удается заработать на ярмарке, нелегкие. Три гектара земли, где выращиваем овощи, обрабатываем семьей вчетвером. Средства нужны на семенной материал, подкормку. Да и если выручку подбить просто, то цену труда — нет. Ярмарки, кажется, немного теряют масштаб. Могу судить, потому что езжу в Минск уже лет десять. Еще лет пять назад вез четыре тонны овощей, сейчас еле продаю две. Конкуренция для нас — торговые сети: людям проще приехать на машине к магазину и закупиться, нежели ехать за овощами на ярмарку.

И все же Минск — перспективная площадка, не скрывает Григорий. В Барановичах на рынке тот же объем продукции сельчанин продавал бы, говорит, целую неделю. Политики экономии придерживаются все сельчане, с кем общалась на ярмарке. У столинских и кобринских торговцев дорога, понятно, затратнее. Поэтому стараются по максимуму забивать машину. Больше продашь — больше денег привезешь домой. А комфортом в виде ночлега в гостинице можно и пожертвовать.

Когда есть выбор,  рыба «уплывает»


Представители рыбокомбинатов считают, что выездные ярмарки — дело выгодное в том случае, когда есть ассортимент. Срабатывает покупательский азарт: увидел щуку — купил, рядом толстолобик — нужно попробовать, по соседству еще консервы — беру на пробу. Но не всегда получается привезти широкий ассортимент рыбы. Менеджер по продажам рыбокомбината «Любань» Виктория Стельмах объясняет:


— Живой рыбы у нас около 800 килограммов, есть продукция переработки — вяленая холодного и горячего копчения, консервы из карпа, на месте варим уху. Продавать можем и больше, но сложно привезти. Если амура и толстолобика разместить вместе, то подавят друг друга. Тогда нужно гнать больше машин. А это дополнительные расходы: отель на четверых — двух продавцов и двух водителей — обходится в 120 рублей, топливо — больше 200 рублей в обе стороны. А еще налог на дороги, зарплаты… Поэтому на что машина рассчитана, то и привезли — карпа и толстолобика. Рыба доехала живой, мы ее продали.

Ярмарочные выходные раз на раз не приходятся. В первые торги на «Чижовка-Арене» рыба у «Любани» «уплыла» за полдня. У опытного рыбхоза «Селец» ярмарки у «Чижовка-Арены» и Дворца спорта всегда перспективные. Всего они гоняют в Минск 4 машины — на Комаровский рынок, в Ждановичи, на улицу Каховскую и саму ярмарку. Так вот, на последней удается продать тонну живой рыбы, в Ждановичах — всего 500 килограммов за выходные. Даже с учетом транспортных и командировочных расходов ездить на сельхозбазары рыбхозу выгодно.

bizyk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter