Байконур: полста, полет нормальный.

Исполнилось 50 лет одному из самых главных державных символов СССР
Исполнилось 50 лет одному из самых главных державных символов СССР В истории СССР и новейшей России космодром Байконур занимает особенное место. Этот объект возглавлял ударный пропагандистский отряд передовой советской науки и промышленности. Пуск ракеты с Байконура заставлял трепетать сердце каждого советского гражданина. Под звуки торжественных гимнов окутанная дымом и пламенем тяжелая ракета медленно взмывала в небеса, постепенно превращаясь на экранах телевизоров в огненный шар. Даже теперь каждый космический пуск, который показывают по телевидению, становится основным событием в теленовостях. А тогда... Вообще-то, 2 июня можно считать днем рождения космодрома Байконур весьма условно. К этой дате на будущем космодроме, который, кстати, находился в 350 километрах от поселка Бойконыр, уже вовсю кипела работа. На самом деле, в этот день был подписан рабочий документ — директива Генштаба, утверждавшая организационно-штатную структуру 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона для испытаний межконтинентальных баллистических ракет Р-7 (именно так назывался космодром поначалу). Кстати, первым шагом можно было бы назвать и создание комиссии, которой предстояло выбрать место для будущего космодрома. Ее председателем был назначен начальник полигона Капустин Яр генерал-лейтенант артиллерии Вознюк. Комиссия рассматривала множество мест для строительства важного объекта. Байконур не был самым удобным из них по многим параметрам, но это место в целом удовлетворяло одновременно всем требованиям: на других территориях не хватало каких-либо важных для функционирования будущего космодрома условий. Космодром в первую очередь должен был находиться как можно южнее. Дело в том, что по мере приближения к экватору эффект от вращения Земли возрастает, помогая запускать ракету на орбиту. Кроме того, требовалось, чтобы расстояние от этого места до точки падения боеголовок Р-7 (специального полигона на Камчатке) составляло не менее семи тысяч километров. Байконур соответствовал этим требованиям: вблизи располагались сразу три транспортные магистрали — железная и автомобильная дороги, а также река Сырдарья, а предполагаемые траектории полета ракет проходили над безлюдными районами. Темпы работ были ошеломляющими. В течение первых месяцев были проложены автомобильная и железнодорожная ветки и даже начато строительство основного объекта — будущего первого стартового комплекса. Надо отметить, что месторасположение космодрома было настолько же неудобно для строительства, насколько удобно для пусков. Оно находилось в сотнях километров от ближайших населенных пунктов. Кругом лежала степь — ровная, как стол. Нет ни деревьев, чтобы построить бараки, ни складок местности, чтобы укрыться в них от ветра. Климат в этой части Казахстана резко-континентальный. Летом — сорокаградусная жара, зимой — почти такие же морозы, скорость ветра достигает 40 метров в секунду — в таких условиях строился первый космический порт Земли. Еще одной проблемой было полное отсутствие всякого опыта в постройке подобных объектов. Даже сейчас, при нынешнем уровне развития строительной техники, возведение космического комплекса за два года стало бы явлением выдающимся. Тогда оно казалось невероятным. Строители демонстрировали поистине чудеса смекалки и изобретательности: на месте с нуля создавались целые системы будущего космодрома. Объем работ также поражал: чтобы построить космодром, потребовалось поднять около миллиона кубометров грунта и уложить десятки тысяч кубометров бетона. При этом каждый объект космодрома должен был соответствовать самым высоким стандартам качества: все понимали, что работать этим системам придется на пределе нагрузок. Строительство первоочередных объектов Байконура было завершено к декабрю 1956 года. К этому моменту на нем уже работали почти две тысячи военнослужащих и более пятисот рабочих и служащих. Рядом с космодромом уже начал расти поселок, ставший впоследствии городом Ленинском и с декабря 1995 года переименованный в город Байконур. После окончания строительства специалисты приступили к отладке оборудования, подготовке первых пусков. 15 мая 1957 года на космодроме произошел первый пуск. Межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 конструкции Королева пролетела 400 километров и взорвалась в воздухе. Авария произошла из-за пожара, возникшего на ее борту. Второй пуск оказался успешным: 21 августа того же года Р-7 доставила учебную боеголовку в заданный район. Это испытание, помимо проверки боевых качеств ракеты, было призвано также выяснить, сможет ли она вывести на орбиту спутник. После того как этот старт окончился благополучно, 4 октября 1957 года в полпервого утра по местному времени с космодрома стартовала другая ракета Р-7, которая вывела на орбиту Земли искусственный спутник. С этого дня началась великая космическая гонка. Ее этапы широко известны: шаг за шагом, отыгрывая у соперника месяцы, недели и дни, СССР и США посылали в космос спутники и людей, высаживали на Луну аппараты и экспедиции, строили орбитальные станции и новые пусковые комплексы. С советской стороны почти всю тяжесть этой гонки вынес на своих «плечах» космодром Байконур, построенный за два с половиной года в безжизненной казахской степи. Вплоть до развала СССР космодром Байконур принадлежал Министерству обороны СССР — ракетным войскам стратегического назначения, военно-косми-ческим силам. В 1991 году он перешел в собственность Республики Казахстан. В настоящее время этот космодром использует Россия. Согласно договору от 1994 года РФ арендовала космодром на 20-летний срок, который может быть продлен. Срок окончания аренды перенесли недавно на 2050 год. Кроме Байконура, Россия осуществляет пуски с космодромов Капустин Яр, Плесецк и Свободный. В начале апреля руководство Роскосмоса подписало договор с Европейским космическим агентством, касающийся запусков российских ракет с территории Французской Гвианы. Ракеты-носители «Союз-2» будут выводить на орбиту принадлежащий ESA полезный груз с 2008 года. Это довольно перспективный проект: в ходе «экваториального» пуска грузоподъемность «Союзов» увеличится с 1,5 до 4 тонн, благодаря чему каждый запуск позволит сэкономить 60 миллионов долларов. Однако, несмотря на наличие перспективных проектов, Байконур пока остается главным «российским» космодромом. Более того, этот уникальный космический порт планируется развивать и далее. В день полувекового юбилея на одной из его площадок начнется строительство нового совместного российско-казахстанского ракетно-космического комплекса «Байтерек». Этот комплекс планируется ввести в строй в 2008—2009 годах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter