Первый в СНГ бесплатный прокат велосипедов начинает новый сезон

Байки собирают лайки

Стать владельцем велосипеда на время можно абсолютно бесплатно. Пару кликов мышкой в интернете — и двухколесник станет вашим на целых 12 часов. За спасибо можно и отремонтировать свой байк: энтузиасты организовали мастерскую. Накануне открытия нового сезона проекта «Добры ровар» корреспондент «Р» проверила, как он работает.

Велосипеды готовы к новому сезону.

«Пару лет назад удивился в Праге: прохожие что-то нажимают в смартфоне, подходят к велосипедам розового цвета, снимают с них кодовые замки и… едут по своим делам. Оказалось, такой прокат в Чехии популярен давно», — представитель Минского велосипедного общества Кирилл Кудравец вспоминает, где почерпнул вдохновение. 

Приехал домой, дал клич в соцсетях, и при поддержке активистов «Зеленой сети» и других энтузиастов стали реализовывать проект в Минске. Чтобы собрать парк двухколесного транспорта, принимали в дар любое «железо»: от гаек и колес до горных или ржавых велосипедов, что десятилетиями хранились на чердаке. Благодаря кропотливому труду большой команды волонтеров полностью восстановили 50 байков. «В СНГ мы были первыми, кто запустил такой социальный проект. И уже за первый сезон бесплатным прокатом воспользовались около трех тысяч человек», — собеседник делится секретом, как реализовать стоящую идею практически без денег.

12 стоянок с велосипедами находятся на пересечении крупных транспортных узлов Минска. «Регистрируетесь на нашем сайте, нужный велосипед находите на интерактивной карте. Жмете кнопку «забронировать» — вам придет комбинация кодового замка», — Кирилл предлагает провести тест-драйв сервиса. Пару минут — готово. И добавляет: «Когда вдоволь накрутитесь педалей, велосипед можно оставить на ближайшей парковке проекта».

Признаться, далеко я не уехала: сказался пятилетний перерыв в велопрогулках. После падения не пострадала, зато велосипед значительно покоробился. «Мастерская недалеко, в центре», — утешил Кирилл. «Гараж-38» — так называется импровизированная велокухня, расположенная у дома № 44 на проспекте Независимости. 

С оживленной магистрали сворачиваем в живописный дворик, где вовсю кипит работа. «Заехал шину поменять», — в мастерской встречает Роман Иванов. Велолюбителю помогает механик, но парень и сам давно в «теме», на байке третий год катается и зимой, и летом. «Работаю водителем, на машине в день наматываю около 250 километров. После смены сразу пересаживаюсь на двухколесник, на нем кручу педали еще пару часов», — рассказывает, но не отвлекается от его «переобувки».

Велосипед в этом случае — удобный способ оставаться в хорошей физической форме, если рабочие дни проводишь в сидячем положении. «Наши люди на авто едут в спортзал, там наматывают километры на беговой дорожке, велотренажере. А почему бы не покататься на велосипеде? Деньги и время можно порядочно сэкономить», — уверен Кирилл Кудравец. 

Сам, признается, давно выбрал такой метод передвижения. «Многие думают, что велосипед подходит для сельской местности. В лучшем случае на нем можно с ветерком прокатиться по городскому парку в знойный денек. Но на работу ехать — не вариант: зимой замерзнешь, летом вспотеешь. Но это не совсем так», — Кирилл показывает свои январские фото. На снимках парень одет, как капуста. Так, объясняет, можно снять несколько «слоев», если жарко, или, наоборот, утеплиться при необходимости. 

На следующей картинке в телефоне — мэр Лондона Борис Джонсон на велосипеде. Политик считает байки хорошей альтернативой автомобилям в городе, да и сам легко передвигается на двухколеснике. «За границей таких примеров много. Знаменитости, светские люди подают пример, и народ все больше пересаживается на экотранспорт», — Кирилл вспоминает, как в Швеции, к примеру, офисные работники в дорогих костюмах повсеместно передвигаются на велосипедах. Доминирующим видом транспорта байк успешно является во многих западноевропейских городах. Яркие примеры тому — Амстердам и Копенгаген.

Иностранцы-велолюбители, кстати, тоже активно пользуются нашим бесплатным сервисом. Так, недавно починить свой байк в «Гараж-38» на площади Победы приезжал австралиец. «Он путешествовал с Востока на Запад, а под Минском сломал несколько спиц колеса. Наши ребята поломку устранили, еще и ночлег ему предоставили. Заморский гость искренне благодарил», — собеседник прерывается: пришел новый посетитель. 

Пока энтузиасты заняты работой, рассматриваю мастерскую. Сотни инструментов аккуратно рассортированы и подписаны, в гараже есть и зона для отдыха — столик для чаепитий с печеньем. «Стараемся по максимуму беречь ресурсы, энергию черпаем от солнца», — Кирилл указывает на крышу, где установлена специальная батарея, экологически чистый источник энергии. 

Вопрос, готова ли я пересесть на велосипед, мучил меня на протяжении всей беседы с активистами проекта «Добры ровар». Здоровый образ жизни — так-то оно так, но в голове сразу всплывают и другие картинки, к примеру, как в конце дня поднимаю байк на пятый этаж… Не самая заманчивая перспектива. 

Кирилл Кудравец будто замечает мои сомнения: «Уверен, город всегда отреагирует на наше решение. Станет больше велосипедистов — появятся крытые парковки во дворах жилых домов, решится проблема бордюров. И, главное, повысятся имидж и культура велосипедистов».

К слову

Бесплатная веломастерская недавно открылась и в Гродно. Энтузиасты собрали необходимое оборудование и инструменты, чтобы посетители могли сами отремонтировать свой двухколесник. Как проводить те или иные работы, при необходимости могут подсказать опытные велолюбители. В мастерской можно выровнять обод, заклеить шину, перебортировать колесо и многое другое.

В тему

В прошлом году 38 пунктов платного проката Минска предлагали более одной тысячи велосипедов. В нынешнем сезоне сеть получит дальнейшее развитие, отмечают в Минском городском методическом центре физического воспитания населения. К тому же во всех городских парках и вдоль магистральных велодорожек будут установлены стационарные точки питания для велосипедистов. По оценке управления спорта и туризма Мингорисполкома, двухколесным видом транспорта пользуются уже более 300 тысяч человек. В городе оборудовано 27 км магистральных велодорожек, более 70 км адаптированных пешеходно-велосипедных дорожек и свыше 300 парковок. 

ypopko@bk.ru

Фото из личного архива героя материала
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter