Батальоны просят... нефти

Проблема возможной американской военной интервенции в Ираке - вот главная на сегодня тема международных дискуссий.
Проблема возможной американской военной интервенции в Ираке - вот главная на сегодня тема международных дискуссий. Ею перегружен эфир радиосвязи между посольствами и правительствами, она не утихает в кулуарных разговорах мировых лидеров, напряженно звучит на ночных блиц-совещаниях в Совете Безопасности ООН. Накал страстей выражается кратко - "на грани". А международные политологи продолжают анализировать причины, которые опять поставили хрупкий баланс войны и мира "на ребро". Представляем вниманию читателей точку зрения российского политолога директора Московского аналитического центра изучения общественно значимых проблем Владимира СУРИНА

: - Проблема подмены понятий стара как мир. Говоря о сегодняшнем дне, становится очевидным, что коллизия, определяемая как "проблема Ирака", в действительности определяется как глобальная проблема Америки. Мировое сообщество имеет на выбор целый арсенал средств воздействия на Ирак. Продлевать экономические санкции или прекращать, продолжать инспекции или нет, использовать силу или не использовать или, наконец, использовать силу с санкции ООН или без таковой. Предположим теперь, что США в нарушение решения Совбеза ООН начинают бомбить Ирак. Возможно ли в принципе, хотя бы гипотетически, затем привести в действие конкретные санкции ООН против Америки? Ответ очевиден: нет.

Вот почему особую тревогу и озабоченность вызывает тот факт, что менталитет американской нации медленно, но верно становится все более имперским.

Боевые действия в Чечне - это внутренняя война России. И потому планы нанесения упреждающих ударов по базам боевиков на сопредельной с Россией грузинской территории имеют смысл и право на обсуждение. Точно так же Турция и Ирак в рамках обоюдной курдской проблемы могут обсуждать вопрос о превентивных ударах. Но можно ли представить, что Ирак и Россия или Турция и Россия начинают обсуждать вопрос о взаимообусловленности своих превентивных ударов между собой "через голову" своих непосредственных соседей? Естественно, такое невозможно в принципе и по определению.

Стало быть, "проблема Ирака" на ментальном уровне для Америки в гораздо большей степени внутренняя проблема, чем для России Чечня. А внутренняя война де-юре войной не является и по определению не может быть официально объявленной. Таким образом, Вашингтон сумел навязать миру ситуацию, когда любые акты агрессии США фактически оказываются вне "юридической системы координат", вне поля действия международного права. В результате, идя на поводу у агрессора, жертва отказывается от своего законного права на официальное объявление войны. То обстоятельство, что война начинается и заканчивается как необъявленная, и делает США неподсудными.

Не вдаваясь в детали, можно утверждать, что судьба Милошевича и всей Югославии могла быть иной, если бы ее лидер объявил НАТО войну в ответ на западные "гуманитарные бомбардировки". О каких запоздалых претензиях Белграда к НАТО по возмещению колоссального ущерба может идти речь, если войны де-юре не было? На нет, как говорится, и суда нет.

Для того чтобы сломать эту порочную систему, есть реальные рычаги. Сегодня Багдаду необходимо заявить о своем твердом решении официально объявить войну США и Великобритании, как только первая бомба упадет на его территорию. Есть основания полагать, что такой ход вернет всю международно-правовую ситуацию к состоянию нормы.

США, несомненно, являясь мощным мировым центром силы, давно утратили статус сверхдержавы по той простой и неоспоримой причине, что его не может иметь государство-банкрот. Национальный долг страны сегодня превысил 6 триллионов долларов. США, в общем и целом это гигантская корпорация, построенная по принципу финансовой пирамиды и находящаяся накануне обрушения. В связи с недавним арестом в Москве Сергея Мавроди напрашивается прямая аналогия с МММ.

Весьма показательно, что США имеют сегодня две валюты. Первая - это собственно доллар, продукт неэффективной американской экономики, внутренние деньги с виртуальным клеймом реального долга в 6 триллионов у.е. И вторая - это полновесно конвертируемые нефтедоллары. Ведь сегодня нефть стала двуединой стратегической валютой-сырьем, то есть один баррель нефти и есть валюта валют. Сейчас перед США стоит вопрос, который принято называть традиционно русским: что делать? Жесткая дилемма - признать себя банкротом или начать войну с Багдадом - не оставляет сомнений в том, что США для себя уже начали войну в Ираке. Только война позволит Штатам захватить иракские нефтепромыслы, что сделает дензнаки США переводными нефтедолларами.

Правда, самопровозглашенному "праву" США на вооруженный захват национального достояния Ирака - иракской нефти - симметрично абсолютно соответствует точно такое же "законное право" Ирака печатать у себя национальную американскую валюту - американские доллары. Причем для мирового сообщества последний вариант даже предпочтительнее: во-первых, это гарантированно будут только реальные, полновесные нефтедоллары. И во-вторых, это абсолютно мирный вариант действий. Единственный его недостаток - он не решает проблему экономического краха Америки. Поскольку экономическое крушение дутой сверхдержавы - уже свершившийся факт.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter