Батальная сцена с конфискацией имущества

Почти три месяца в Могилевском районном суде рассматривалось дело о хищении с мемориального комплекса "Буйничское поле" раритетного немецкого танка времен Великой Отечественной войны.
Почти три месяца в Могилевском районном суде рассматривалось дело о хищении с мемориального комплекса "Буйничское поле" раритетного немецкого танка времен Великой Отечественной войны. И вот наконец вынесен приговор...

Немецкий танк Т-3 времен Великой Отечественной войны пропал с мемориала более двух лет назад - в июле 2001 года. Пропажу спустя время обнаружили в деревне Ермоловичи Белыничского района, куда раритетную машину отогнал неработающий 43-летний Александр Ксенюк - житель деревни Лойки Гродненского района.

Как видно из материалов дела, уместившегося в два тома, на Могилевщину аферист приехал, "вооружившись" вышедшими к тому времени из обращения бланками киностудии "Беларусьфильм". На одном из таких бланков он составил прошение на имя тогдашнего председателя Могилевского горисполкома Михаила Краснова. В нем от имени администрации съемочной группы кинокартины "Цвет судьбы" ее "директор" (так он представился, подписавшись, кстати, не своей фамилией) убедительно просил одолжить ему "на время съемок полнометражной кинокартины о партизанском движении в Белоруссии" один из танков времен Великой Отечественной войны, установленных на Буйничском поле. Получив отказ (в горисполкоме посчитали, что для съемок фильма можно вместо оригинала использовать муляж), "киношник" не растерялся и составил новое письмо аналогичного содержания на таком же бланке "Беларусьфильма". И уже с этой филькиной грамотой (подписанной, как значится в материалах уголовного дела, "неустановленным лицом") отправился на Буйничское поле. Охраняющие мемориальный комплекс работники "директору" поверили и позволили ему увезти машину. Что он и сделал с помощью грузоподъемной техники.

Из Могилевского района Александр Ксенюк благополучно перегнал танк в деревню Ермоловичи Белыничского района и пристроил его во дворе одного из местных жителей, которому рассказал ту же легенду - о съемках кинофильма. Неизвестно, какая участь постигла бы в дальнейшем боевую машину, если бы ее не обнаружили в ходе проведения следственно-оперативных мероприятий сотрудники правоохранительных органов, которые и вернули танк на прежнее место.

Сам "директор картины" (его задержали в марте 2003 года) на допросе признался: да, мол, танк действительно вывез в деревню для "хранения, покраски (!) и видеосъемки, без цели его последующей реализации". Естественно, никто из нас этого "кино" никогда бы и не увидел, ведь Александр Ксенюк (по его же словам, внесенным в протокол допроса) на "Беларусьфильме" никогда не работал и сотрудником киностудии не являлся.

На заседание суда в качестве свидетелей было вызвано несколько десятков человек, среди которых были жители не только Могилевской, но и Гродненской областей. Пришлось также провести соответствующую искусствоведческую экспертизу, дабы узнать, во сколько оценивается похищенная бронетехника. Запросы посылали даже в министерство культуры Российской Федерации. Оттуда, точнее - из Центрального музея истории Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., пришел ответ, в котором значилось, что "подобные образцы уникальны и потому бесценны". А вот заключение белорусских экспертов из департамента по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры: "18 января 2002 г. на заседании Белорусского республиканского научно-методического совета по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры Мемориальному комплексу "Буйничское поле" с сооружениями и предметами вооружений был присвоен статус историко-культурной ценности 3 категории, объект включен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь... Танк представляет собой историческую, научную и культурную ценность... Вывод: стоимость данного танка составляет 50 тысяч долларов США". Кстати, по слухам, на "черном" рынке за подобную бронетехнику можно получить до 500 тысяч "зеленых"!

В итоге Могилевский районный суд 10 октября 2003 года признал Александра Ксенюка виновным по статье 209 части 4 УК (завладение имуществом путем обмана и злоупотребления доверием, совершенное в особо крупном размере) и приговорил его к 3 годам лишения свободы в колонии усиленного режима с конфискацией имущества. Приговор может быть обжалован в 10-дневный срок с момента его вынесения.

Военно-историческая справка

Средний танк PzKpfw III (Т-3) был первым по-настоящему боевым танком вермахта. Он разрабатывался в качестве машины для командиров взводов, однако с 1940-го до начала 1943 года был основным средним танком немецкой армии.

Массовое производство машины началось с 1938 года. Первоначально танк комплектовался 37-миллиметровой пушкой, но на последних модификациях стояло уже 75-миллиметровое орудие. Экипаж состоял из 5 человек.

PzKpfw III использовались на всех театрах военных действий - от Восточного фронта до Африки. Удобства, созданные для работы экипажа, можно было считать образцом для подражания. Их не имел ни один советский, английский или американский танк того времени. Прекрасные приборы наблюдения и прицеливания позволяли "тройке" успешно бороться с более мощными Т-34, KB и "матильдами". Трофейные PzKpfw III были в Красной Армии излюбленными командирскими машинами. Впрочем, они, как и другие немецкие танки, с успехом использовались советскими танкистами и по прямому, боевому, назначению. Существовали целые батальоны, вооруженные трофейными танками.

Производство танков PzKpfw III было прекращено в 1943 году, после выпуска примерно 6.000 машин. Однако воевали "тройки" до самого конца войны.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter