Барская охота

Есть существенная разница между понятиями "хозяйствует" (пользуется добром ко всеобщему благу) и "хозяйничает", то есть больше радеет о себе, а хозяйство скорее разоряет.
Есть существенная разница между понятиями "хозяйствует" (пользуется добром ко всеобщему благу) и "хозяйничает", то есть больше радеет о себе, а хозяйство скорее разоряет...

"17 сентября 2003 года в урочище "Бусловка" Березовского района с вышки на подкормочной площадке гражданином Голландии В.Клеефом был отстрелян взрослый кабан. В результате проверки было установлено, что на месте охоты отсутствуют документы, подтверждающие ее законность (разовое разрешение на добычу, путевка к нему, разрешение на оружие). При этом охота на кабана в урочище "Бусловка" на момент отстрела зверя была запрещена". (Из справки Госинспекции охраны животного и растительного мира при Президенте.)

За что обидели Ван Клеефа?

Меньше всего претензий может быть к гражданину Голландии. Он, скорее всего, мало что понял и заслуживает лишь сочувствия. Ну представьте. Человек за приличные деньги (сумму назову позже) купил охотничий тур. Он ехал на экзотическое "сафари" в страну, которая располагает самыми обширными в Европе девственными лесами и самым большим поголовьем дикого зверя. Добрался, восхитился красотами этой страны и доблестно добыл вепря. Уже наметил стену в своем доме, которую украсит его клыками. И тут трофей конфискуют вместе с дорогущим карабином "Зауэр"...

Что расскажет он своим землякам-охотникам? Приедут ли они после такого конфуза в Беларусь? Кто, наконец, так жестоко "подставил" голландца, заодно опорочив и нашу страну?..

Сначала несколько цифр - в подтверждение того, что зверя в лесах Беларуси хватает, и мы весьма заинтересованы, чтобы его добывали наряду с нашими голландские, немецкие, российские охотники. С начала года в Беларуси выдано 583 лицензии на отстрел лося, 368 - на оленя, 3.259 - на косулю. Больше всего можно добыть кабана: 5.187 голов! Как видим, голландца наказали вовсе не за то, что он нанес невосполнимый ущерб фауне.

Сколько стоит удовольствие? Вот прейскурант охотничьих услуг одной из фирм на Браславских озерах. Трофей лося (голова с рогами) стоит от 580 до 1.100 евро, кабана (клыки) - от 250 до 1.500, косули (голова с рогами) - от 50 до 1.000... "Трофей" - это то, что охотник может увезти домой. Цена зависит от длины рогов или клыков, возраста животного и его веса (количества мяса)... Легко подсчитать, что суммарная плата только за добытых кабанов превышает 4 миллиона евро!

Это лишь стоимость отстрела. Отдельно оплачиваются сопутствующие услуги: транспортные (до 150 евро на одного охотника в сутки), сопровождение егеря (до 90), организация загона (до 35)... Добавим доставку из аэропорта Минск-2 (еще 70) и стоимость гостиницы... Итого за услуги набегает еще полтысячи (долларов или евро - как угодно) с одного "человека с ружьем"!

Не секрет, что большинству наших охотников такие расходы (500 "зеленых" за выстрел и столько же за "эскорт") не по карману. Поэтому округленный расчет прост. Если все лицензии на отстрел крупных животных (всего 9.287 голов) использованы, то это должно принести бюджету около 10 миллионов долларов. Нам бы спасибо сказать тому голландцу... Но - рановато!

Надеюсь, что нет нужды доказывать очевидное. Беларусь, как и любая страна, заинтересована в притоке иностранных охотников. Тем более что они относятся к наиболее состоятельным туристам, любую цену за пальбу платят гарантированно. При этом не требуют европейского комфорта, которого у нас не густо, - скорее удовлетворятся лесными неудобствами: экзотика! Тем более что лось, кабан и олень, даже зубр - это все "ресурс" возобновляемый. При умелом использовании упомянутых миллионов - легко приумножаемый.

Куда деваются деньги?

Чтобы понять это, вернемся в урочище "Бусловка". Руководителем охоты голландского гражданина был не рядовой егерь - сам директор Березовского районного отделения БООР (общества охотников и рыболовов) Иван Быб. Но своими обязанностями директор пренебрег, передоверив дело егерю П.Бондаренко.

Как тот "спутал" кабана с оленем (иностранец имел право на отстрел оленя и косули), можно только гадать. Сам же директор И.Быб к тому моменту имел следующий "послужной список". Еще в январе 2003 года проверка Березовского райисполкома выявила в его хозяйстве более 20 серьезнейших нарушений! С начала аренды охотугодий в 1994 году численность косули сократилась на 45, лося - на 81 процент! Учет зверя и делопроизводство были запущены, отчеты запутаны (точно неизвестны ни количество проданных путевок, ни вырученные за них суммы), неясна судьба бюджетных средств, предназначенных для поддержания звериного поголовья... Райисполком признал работу И.Быба неудовлетворительной и счел нецелесообразным его пребывание в должности. Брестская областная организация БООР мнение поддержала. Но тот остался на своем месте.

Дальше - больше! Итоги первого полугодия показали, что в хозяйстве не работает большинство доходных источников (убытки превысили 2 миллиона рублей), по-прежнему разбазариваются бюджетные средства и неправильно исчисляются налоги, за что хозяйство было оштрафовано на 3.363 тыс. рублей. А в октябре И.Быб и вовсе отказался предоставить документы работникам госинспекции, чем фактически сорвал проверку.

Теперь Березовский райисполком не ограничился констатацией нарушений: решил расторгнуть договор аренды охотугодий и потребовал освободить И.Быба от должности. Требование было адресовано председателю республиканской организации БООР Н.Насекайло.

"ЛОХи"...

Строго говоря, никакой райисполком г-ну Насекайло не указ. БООР, как видно из названия, - общественная организация, живет и действует по своему уставу. Если называть вещи своими именами, то люди добровольно объединились в общество с позитивной целью: совместно получать удовольствие от охоты. И на здоровье! Если бы не одно "но". Их удовольствия фактически оплачивают другие - мы, налогоплательщики.

В самом деле: леса и обитающее в них зверье (как в иных краях нефть или золото) - наше общее, национальное достояние. Государство финансирует содержание поголовья. Средства идут главным образом через областные и местные бюджеты, поэтому подсчитать их непросто. Деньги немалые.

Поэтому мы вправе спросить с И.Быба, Н.Насекайло и других за результаты их хозяйничанья. Ответ, впрочем, известен: снижение поголовья и финансовые убытки, нецелевое использование бюджетных средств - во всяком случае, так свидетельствуют официальные выводы Березовского райисполкома. Специалисты подтвердят типичность выводов в более крупных масштабах.

Надежда Гришанова, заместитель начальника отдела государственного контроля за охраной животного мира Минприроды считает, что арендная плата за охотугодья несоизмерима со стоимостью ресурсов. Смехотворна! За аренду 117 тысяч гектаров "хозяйство" И.Быба, например, платило по 46 тыс. рублей (!) в год. Ладно бы работали на имидж страны. Но, как показывает история с голландцем, скорее вредят.

Понятно, что могут последовать аргументы со ссылками на "объективные причины".

Но вот для сравнения. Частное охотхозяйство "Скиф" в Полоцком районе арендует лесные угодья всего 5 лет. Прежде здесь обитали 2 лося и 3 кабана, сейчас - 200 и 300 голов соответственно: численность зверя выросла в 100 (сто) раз! При этом норма арендной платы для "Скифа" в 10 раз больше, чем для соседнего "бооровского" хозяйства - так решил райисполком. При этом ежегодно "Скиф" засевает по 60 гектаров нового леса, на корм животным расходует по 40 тонн зерна. Все это силами шести егерей и охотоведа, без всякой помощи бюджета и государства. Вот это - хозяйствование!

Преуспевающие угодья можно перечесть по пальцам. Всего же в стране 239 охотхозяйств. Большинство (115) принадлежат именно БООРу, 73 - это "ЛОХи", лесоохотничьи хозяйства, есть ведомственные. 130 хозяйств имеют лицензии на организацию охотничьих туров...

До недавнего времени охотники фактически и "контролировали" себя сами. Лишь в январе этого года специальным указом была создана Госинспекция охраны животного и растительного мира при Президенте. Ее организационная структура была утверждена только в сентябре, а штаты еще формируются (именно ее сотрудники "протоколировали" егеря Бондаренко и голландца Клеефа). Но даже за это столь недолгое время инспекторы выявили более 700 нарушений правил охоты, изъяли у браконьеров 168 ружей (кроме того - более 15 тысяч сетей общей длиной в полтысячи километров и более 7 тысяч незаконных орудий лова) - можно вооружить две стрелковые роты и десяток рыбхозов. Сколько дичи и рыбы ушло к браконьерам? У нас что - бездонная бочка? Вряд ли! При таких "подходах" скоро о лосях будут вспоминать, как о динозаврах...

К картине охотничьей неразберихи можно добавить следующее. Лицензии на охотохозяйственную деятельность в стране выдает Минприроды. А на организацию охотничьих туров - Министерство спорта и туризма. И если год назад лицензия стоила 3,5 тысячи долларов, то сейчас всего сотню. Доступ к зверью упрощен предельно.

... и "олигархи"

Иначе говоря, тех десятков миллионов долларов, которые, как мы подсчитали, бюджет мог бы гарантированно иметь только от охоты, он не получает. Четкой системы - инвестиции, контроль, возврат - не просматривается.

И эта бессистемность позволяет иным директорам быть этакими олигархами от охоты, лично распоряжаться дивидендами от национального ресурса и мало беспокоиться о его умножении.

"В стране никак не регламентирована охота иностранцев за валюту, - утверждает Александр Радьков, начальник отдела охраны животного мира упомянутой госинспекции. - Все условия (время и место охоты, стоимость услуг и порядок расчетов...) определяются исключительно договором между туроператором и арендатором угодий. Последний, пользуясь полной свободой, часто ущемляет права местных охотников или вовсе забывает о них, думая только о собственном интересе". Мысль, надеюсь, понятна: деньги иностранных стрелков делят турфирмы и охотхозяйства.

Охота - дело почти интимное: лес, охотник, егерь, зверь. Никто не будет возражать, если иностранный гость одарит умелого помощника. Ненормально, когда неучтенными "чаевыми" оказываются все деньги!

...Лишь после специального письма Брестского облисполкома на имя Н.Насекайло республиканский совет БООР снял И.Быба с директорской должности и поставил... главным охотоведом в том же хозяйстве. То есть еще ближе к иностранному охотнику, к зверю, но, похоже, еще дальше от контроля.

Зато принять журналиста "СБ" Н.Насекайло не пожелал и порекомендовал обратиться к нему письменно. Что ж, выполняем пожелание. Просим уважаемого г-на Насекайло ответить на вопросы газеты: "Почему столь долго "хозяйствовал" И.Быба вопреки мнению местных органов власти и как БООР понимает государственную политику в отношении сохранности и приумножения животного мира? Почему проштрафившийся Быб "переставлен" по горизонтали? Как понимает Насекайло требование Президента о том, что скомпрометированных работников недопустимо оставлять на ответственных должностях?"

Вот такие недвусмысленные вопросы задает редакция г-ну Насекайло. Напоминаем, что ответ обязателен. В соответствии с требованиями соответствующего декрета Президента.

Вопросы, поднятые в материале, адресуем и другим причастным к охоте и природоохране ведомствам (Минприроды, Министерству спорта и туризма, Комитету лесного хозяйства, облисполкомам). Надеемся сопоставить ответы, для того чтобы общественность смогла увидеть цельную картину. Речь, подчеркиваем, не идет о некоем запрещении на охоту. Но ситуация складывается тревожная: когда-то охота была необходимостью для населения - лес кормил. Сейчас охота - забава! Так что хватит кое-кому из важных горожан корчить аристократов и "баловаться" на досуге ружьишком. Хотите охотиться, хотите удовлетворять свою страсть - платите! И немалые деньги! И не частным лавочкам, а государству! Применение им будет найдено правильное. Да и вообще назрело время для серьезного разговора о человеке с ружьем. Нужны прозрачность, порядок и понимание того, чем располагаем. Если география уготовила Беларуси особое место в охотничьей Европе, так устроим его с толком!

Не нужно опасаться, что отпугнем иностранцев чрезмерной организованностью. Они приучены к строгости давно и лучше нас. Во многих европейских странах отсутствует понятие "бродячие домашние животные", а владельцев кошек и собак привлекают к суду за негуманное к ним отношение. Там принято отвечать за раздавленного машиной ежа! Поэтому строгий порядок отстрела дикого зверя тем более поймут. Не поймут только бардака, который, похоже, царит в нашем охотничьем хозяйстве. И непонятно благодушие тех, кто обязан блюсти в лесах и на реках государственные интересы.

Так что рядовая вроде бы история с "непотопляемым" Быбом приобретает гораздо больший масштаб, чем просто скандальчик в лесах под Березой...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter