Какие профессии выбирают самые умные, где недобор и почему медалисты готовы идти в педагогический

Барьер проходного балла

Позади накал очередной приемной кампании. Абитуриенты стали студентами. Вузы и факультеты подсчитывают первокурсников, проводят допнаборы, заманивают на платное тех, кто не прошел на бюджет. Всех интересует, какие профессии выбирают самые умные, где недобор и почему медалисты готовы идти в педагогический.


Впечатляют проходные баллы в столичных вузах – в БГУ, БГУИР, медицинский поступают ребята, которые набрали по 300—380 баллов. Совсем другая картина в регионах. Стать студентом университета можно, имея 104 балла. Такой будущий педагог зачислен в Витебский госуниверситет на специальность «физика». Удастся ли ему получить диплом? Сомневаюсь. И не понимаю, с какой целью государство собирается тратить средства на обучение человека, который и на треть не смог усвоить программу средней школы. Но даже если товарищ не вылетит из вуза после второй сессии, не хотела бы я, чтобы такой специалист преподавал физику моему ребенку.

Второй год подряд пристально наблюдаю за приемной кампанией – сыновья-погодки по очереди прошли все ее этапы — и не могу смириться с мыслью, что система высшего образования не должна быть такой доступной, какой мы ее сделали. Школьника, набравшего десять баллов по русскому языку или пятнадцать по физике, нельзя рассматривать как будущего студента. Эти дети объективно не знают элементарного, не умеют и не хотят работать головой. И дело тут вовсе не в школьных педагогах, потому что если ученик хоть что-то делает на уроках, тест по любому из предметов он напишет минимум баллов на сорок.

Когда я выбирала профессию, выпускники школ боролись за место в вузе. Все было так, как написано в Конституции: любому молодому человеку предоставлено право получения бесплатного доступного общего среднего и профессионально-технического образования, а среднее специальное и высшее он может получить на конкурсной основе. Сегодня все изменилось: за выпускника идет реальная борьба между университетами. Многие радуются, что смогли заполнить бюджетные места! Кем? Неважно. А на платное берут всех подавших документы даже в БГУИР.

Казалось бы, нет ничего плохого в том, что большинство людей стремится окончить вуз. Но является ли такое массовое высшее образование профессиональным? Например, в позапрошлом году 46 процентов выпускников вузов получили дипломы юристов и экономистов. Это, между прочим, 38 тысяч человек. Ясно, что большинство из них ждет карьера менеджеров по продажам, операторов в банке и продавцов. Вместо того чтобы тратить время и немалые деньги, они могли бы два года бесплатно отучиться в колледже и устроиться на работу туда же.

Зная это, абитуриенты и их родители все равно считают учебу в вузах престижной и готовы платить за образование. В итоге именно они, а не работодатели стали главными заказчиками на рынке образовательных услуг. И сегодня основная масса учащихся – 60 процентов! – это платники и в вузах, и в ссузах. А что это значит? Это специалисты, которым никто не дает распределение. Люди с высшим образованием, которые сами ищут работу. Почти поголовно с претензией к государству: «Мы никому не нужны!» Сколько за этим личных трагедий?

– На одного работающего мы готовим восемь инженерно-технических кадров. Это проблема, потому что более 80 процентов вакансий рынка труда представлены рабочими профессиями, – говорит Александр Павлов, директор Витебского областного учебно-методического центра профессионального образования. – И когда я слышу: а, абитуриент два балла недобрал, давайте его возьмем в военное училище, думаю: в этом ли смысл? Условия приема — это одно, а показать дорогу — это другое. Надо помочь ребенку в жизни определиться. Сегодня один балл можем ему простить, а что будет завтра?

Проблема в том, что старшеклассник, который точно знает, кем хочет стать, – редкость. Мечта педагога и праздник души для родителей. Потому что, если у подростка есть цель, ему не надо объяснять, зачем посещать факультативы и учиться в субботу. У большинства детей нет ни цели, ни планов. Они выбирают не профессию, а вуз и учатся в большинстве своем, потому что вроде как надо. Помочь им определиться могла бы ранняя система профориентации в школе и, конечно, НИСПО – непрерывная интегрированная система профессионального обучения, когда после ссуза или ПТУ можно по сокращенной программе получить диплом о высшем образовании, уже понимая специфику своей будущей деятельности.

Первый шаг мы сделали – в школах будут профильные классы. Вполне логично было бы повысить проходной балл для поступления в вузы. А третий шаг я бы отдала нанимателям, которые должны сделать все, чтобы молодежь увидела: рабочий высокой квалификации более востребован экономикой, чем специалист с высшим образованием. Потому что, помогая выпускнику правильно выбрать профессиональный путь, мы сделаем бесценный вклад в будущее страны.

infong@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter