Барановичскую «липу» срубили под корень

Изобличен синдикат по изготовлению и сбыту поддельных документов на краденые автомобили
Изобличен синдикат по изготовлению и сбыту поддельных документов на краденые автомобили

Рассказ о событиях в Барановичах хотелось бы начать фразой, которая звучала в финале фильма «Семнадцать мгновений весны». Мол, что касается моих источников, то это скромные, честные люди, которые делают свое дело хорошо. Разница, конечно, существенна: сюжет фильма выдуман, Штирлиц действовал в одиночку и против чужих, игру вел глобальную. Тем более наглядна аналогия: в Барановичах большая группа профессионалов из МВД проделала столь же филигранную работу. Многомесячную, хитроумную, конспиративно безупречную, с реальными результатами. Хотя и локальную: выявление и пресечение криминального автобизнеса.

1. Мгновения зимы и весны

В марте во время обыска в одном из домов частного сектора были изъяты печатный станок, ламинатор, компьютер, множество заготовленных бланков различных — белорусских и иностранных — документов, печатей и штампов, типографская краска и бумага, акцизные марки... Обитатель дома, профессиональный полиграфист, был задержан.

То был промежуточный итог сложнейшей операции, которая началась еще в минувшем году. Но очень важный итог. Он доказывал, что именно здесь, в Барановичах, любые виды фальшивых документов на автомобили не только продаются, но и непосредственно изготавливаются.

Барановичи расположены на важнейшем трансъевропейском перекрестке. Город давно, с начала взрывной автомобилизации в 90–х годах, получил репутацию «автомобильного торгового дома». Пожалуй, сохранил ее и сейчас: на улицах множество машин с транзитными номерами, а в «бегущей строке» на местном телеканале преобладают объявления о продаже автомобилей.

Со временем, увы, город приобрел устойчивую славу «теневого» авторынка. Весь постсоветский криминальный мир знал, что здесь можно заказать любую машину и поддельные документы высочайшего качества, необходимые для ее легализации в любой стране. Локальные попытки пресечь криминальный бизнес предпринимались неоднократно, но решающего успеха не имели.

Поэтому специальным распоряжением министра была создана объединенная группа из числа сотрудников Главного управления по борьбе с организованной преступностью, Главного управления предварительного расследования и Главного экспертно–криминалистического центра МВД. Группе придавались сотрудники спецподразделения дорожно–постовой службы «Стрела».

В нее вошли сотрудники Главного управления по борьбе с организованной преступностью, Главного управления предварительного расследования и Главного экспертно–криминалистического центра МВД. Группе придавались сотрудники спецподразделения дорожно–постовой службы «Стрела». 1 декабря все прибыли в Барановичи.

Иными словами, к моменту обыска 18 марта уже была проделана огромная работа. Легко сказать: изъят печатный станок. А каково было вычислить, гарантированно установить адрес? Для этого десятки командированных в течение нескольких месяцев, день и ночь, конспиративно, без помощи местных правоохранителей (почему — об этом ниже) распутывали криминальные сети и... плели свои.

Кого, собственно, ловили?

Теперь, когда в поле зрения группы попали уже сотни «автобизнесменов», можно уверенно говорить, что почти каждый второй из них начинал с перегона машин из Европы. Со временем выяснилось, что тот же навар можно получить с меньшими издержками. Как? Вот одна из установленных схем. Нужная машина, заказанная кем–то в России или в азиатской стране, сама прибывает в Барановичи. Она зарегистрирована, скажем, в Германии, где и застрахована. С владельцем договорено, что в течение одной–двух недель он не заявляет о якобы ее угоне.

В течение этого времени она «отстаивается» где–то в Барановичском районе, заводские номера кузова и двигателя перебиваются, одновременно изготавливаются поддельные документы на «новые» номера.

Вот пример. Был изъят «Рено–Меган» с перебитыми номерами и поддельными голландскими (барановичскими разумеется) документами. Эксперт установил первоначальный номер. Его проверили по всем известным базам данных: Интерпол, Россия... Нигде машина в угоне не значилась. Но ровно через две недели была заявлена в списке Интерпола как украденная.

Но в криминальной практике бывает иначе. Когда владелец заявит об «угоне», машину, скорее всего, уже не найдут: ее фактически не существует в природе, теперь на ней выбиты другие цифры. Причем столь профессионально, что подделку может установить лишь сложная экспертиза. Снабженная украденными белорусскими или российскими госномерами, «соглашенка» (так машина зовется на цеховом жаргоне) уже едет к новому владельцу. Нередко она снабжена двумя комплектами краденых номеров: по Беларуси едет с российскими номерными знаками, в России — наоборот. Так ее труднее идентифицировать, если сотрудник ГАИ остановит в пути, так легче замести следы.

Новому владельцу «соглашенка» обойдется на несколько тысяч долларов дешевле легальной покупки. Несколько тысяч заработает «дилер». Прежний хозяин получит страховку. Довольны все!

Повторюсь: это лишь одна из схем. Номера кузова можно даже не перебивать — достаточно изготовить поддельный техпаспорт на те же номера.

Бывает, что злоумышленники вскрывают компьютерную базу ГАИ самостоятельно или входят в нее через коррумпированные связи. Берут конкретную машину и на ее идентификационные номера «регистрируют» автомобиль–дубликат. Потом в случае чего проверка покажет: такая машина существует, она легально зарегистрирована и ездит, скажем, по Бельгии. А ее «двойник» — где–нибудь в Азербайджане.

Машины не обязательно приедут из Европы. Немало угоняется, например, в Москве, а потом, из Барановичей, направляется на Кавказ или в Тюмень.

Наконец, машине не обязательно заезжать в Барановичи. Она может «отстаиваться», например, в Голландии. Перегонщик может приехать за ней с уже готовыми (сделанными в Барановичах!) поддельными документами и «гнать тачку» прямиком в Среднюю Азию...

2. Кому нужна «липа»

Но при любой схеме фальшивые документы обязательны! Чтобы читатель представил географию заказчиков, приведу выдержку из описи. Вот только печати, изъятые при одном из обысков: «ОГИБДД УВД Псковской области МРЭО ГИБДД УВД г. Пскова N 6»; «Нотариус Старобогатов И.М. г. Санкт–Петербург»; «ГИБДД УВД Ульяновской области отделение ГИБДД Вешкаймского РОВД N 1»; «УВД г. Тольятти Самарской области Межрайоннное экзаменационное отд. ОГИБДД»; «УГИБДД ГУВД г. Москвы МРЭО ОГИБДД УВД СВАО РО 4»...

А вот — наши «документы»: таможенные ордера и удостоверения на ввезенные в Беларусь транспортные средства, печать с надписью «Министерство внутренних дел Республики Беларусь N 511 регистрационно–экзаменационный отдел N 1»; штамп с надписью «МРЭО ГАИ Барановичского ГОР Брестской области»; штамп с надписью «Мытня «Заходнi Буг»...

Какие–то из этих штампов нужны для сбыта «левых» машин в России, но отоваривались в Барановичах и наши земляки. Одному понадобились водительские права взамен конфискованных, другому — техпаспорт взамен утерянного. Кто–то, владеющий правами категории «B», возжелал для работы в Европе иметь все прочие: «C», «D», «E». Нет проблем!

Каковы расценки и объемы оборота «липы»? Поддельный бланк белорусского документа стоит 20 — 40 долларов. «На выходе», заполненный конкретными данными, он обходится покупателю уже под 500. «Оптовик» заказывает обычно полсотни бланков. Российский документ уже на начальной стадии стоит от 100 до 200 долларов — вот и считайте! Год–два работы — и «печатник» покупает дорогой дом, квартиры. Впрочем, одиночке здесь не место: одни работают с заказчиками, другие изготавливают фальшивки, третьи сбывают. Группы (обычно по три человека) строго законспирированы.

Сотрудники следственно–оперативной группы признавались мне, что заняты в этом «бизнесе» люди совсем неглупые. У многих — высшее образование. Связи в этой сфере отлажены идеально. Если где–то задерживается или изымается сомнительная машина, об этом тут же узнают все, прямо или косвенно к делу причастные. На время операции сворачиваются. От мастеров «липы» не укрылось, прямо скажем, появление многочисленной группы профессионалов из столицы. Они резко ограничили контакты, стали осторожнее и хитрее. Если и сбывали фальшивые документы, то лишь поштучно, не имея при себе несколько экземпляров. Для передачи использовали даже тайники — как разведчики! Что же противопоставили оперативники специфическому криминальному сообществу?

Мне привели такой пример. В один из воскресных дней было одновременно проведено 18 (восемнадцать!) обысков по разным адресам. По каждому адресу было задействовано от 6 до 12 человек. Во избежание риска операцию страховало спецподразделение «Алмаз», была привлечена «Стрела»... Представьте размах, массовость операции! Подчеркну: как и прочие, она проводилась в строжайшем соответствии с законом. То есть имелись, разумеется, ордера. Криминальное сообщество, напомню, уже много месяцев знало, что под него «копают». Так вот, при всем этом операция стала полной неожиданностью для фигурантов. Никто не успел спрятаться и что–либо спрятать, многие были арестованы или задержаны, было изъято множество вещественных доказательств. К полудню все закончилось. Накануне об операции знали лишь несколько высших руководителей МВД и прокуратуры, к концу дня о ней уже говорил город.

Это лишь доказывает, сколь ювелирно работала следственно–оперативная группа. Изучая уголовные дела прошлых лет, выявляя новые схемы и связи, прочесывая гаражи и стоянки, гостиницы и частный сектор.

Таким образом, например, вычислили двух гостей из южной страны, бывшей советской республики. Один из них приезжал регулярно на протяжении пяти лет и уезжал всегда на машине. В этот раз гости присмотрели две «Тойоты»: «Кэмри» и «Авенсис». Их брали на выезде из города. Одна машина была остановлена, за другой пришлось организовать погоню, свое дело сделала «Стрела». Обе машины оказались с перебитыми номерами и двумя комплектами, белорусским и российским, поддельных документов.

Расклад таков. Рыночная стоимость «Тойоты–Авенсис» 2004 года — около 20 тысяч долларов. «Соглашенка», как в нашем случае, стоит всего 7 тысяч плюс 500 долларов за поддельные документы. В южной стране «дилер» легко продает ее за 12 — 13 тысяч долларов. И... приезжает за новой.

Мне говорили, что в недавние времена в Барановичах практически открыто действовали 10 — 12 криминальных групп. Каждая из них единовременно имела в своем распоряжении по 5 — 6 машин. Иных «накрывали», машины изымались (штрафстоянки были забиты изъятыми машинами), но... вскоре все продолжалось по–прежнему. Почему это было возможно?

3. Придите и покайтесь!

Здесь следует сказать, что масштабная операция МВД в Барановичах (тотальная «зачистка», если хотите), длящаяся уже почти полгода, еще продолжается. В этом, кстати, состоит одна из успешных хитростей оперативников. Их работа поначалу вызывала солидарный скепсис как местных правоохранителей, так и местных правонарушителей. Дескать, до вас многие пытались, да осеклись. Вы, мол, тоже зубы обломаете.

Ясно, что группа серьезно мешала тем и другим. Покушалась на репутацию одних и мешала делать бизнес другим. Обе стороны рассчитывали: кое–что группа «накопает» для отчета и уедет.

Ан нет! Группа добивалась успеха — скажем, проведя обыски и задержания, изъятия краденых автомобилей и типографской техники — но продолжала работу. Только еще более изобретательно.

Проводила отвлекающие маневры — да какие! Скажем, создавала видимость, что ее цель — незаконный оборот оружия. Оружие находилось и изымалось: боеприпасы, пистолеты и пулеметы. Параллельно изобличались рэкетиры и разбойные группы. Или, например, велась масштабная проверка финансово–хозяйственной деятельности предприятий и тоже «по полной программе». В бюджет возвращались сотни миллионов рублей, возбуждались уголовные дела. Всего таких, «параллельных», дел было возбуждено более двадцати! Кстати, лишний раз оценим универсальность и профессионализм оперативников. Где финансы и где — незаконный оборот оружия!

Но только они, якобы финансисты и якобы оружейники, знали главную свою цель — криминальный автобизнес. Постепенно, шаг за шагом, они проверили в Барановичах и районе более полутора тысяч сомнительных машин! Местный криминалитет держали в постоянном, многомесячном напряге, и он, похоже, не выдержал давления.

Но я отвлекся. Продолжение масштабной операции в Барановичах означает следующее. Мы пока не можем раскрывать ее детали, даже называть имена задержанных и арестованных, разглашать фамилии сотрудников группы. Последние обещали: подробнее об итогах работы поговорим позже. Сейчас скажем лишь, что руководит следственно–оперативной группой штатный сотрудник ГУБОП подполковник милиции Игорь Таперкин. Главное управление предварительного расследования в ее составе представляет старший следователь по особо важным делам подполковник милиции Юрий Ендовицкий.

В чем же, по их мнению, причина столь долгого благоденствия торговцев крадеными машинами и их прямых подельников, подпольных «печатников»?

Пока воздержимся говорить о коррумпированности местных правоохранителей. Очевидно, во–первых, что выявить липовые документы бывает непросто и профессиональному эксперту: качество подделок высочайшее. А если их проверяет на дороге сотрудник ДПС? Причем белорус вынужден проверять российские документы, а россиянин — белорусские...

Часто факт подделки может выявить только обращение к заводу–изготовителю. Оперативно–следственная группа делала такие запросы через официального представителя немецкой полиции в Беларуси. Вот один из последних ответов немецкой стороны: автомобили с такими–то номерами кузова («Мерседесы», БМВ, «Ауди») заводом не выпускались. Или: идентифицировать указанный номер не представляется возможным. Одно слово: «липа»! Но как ее выявить сотруднику ГАИ на магистрали?

Во–вторых, тем более сложно изобличить торговца поддельными документами: вычислить его, документировать куплю–продажу... Масштабную операцию, как правило, не проведешь: в городах, где все друг друга знают, такого не утаишь (потому, кстати, следственно–оперативная группа была полностью автономна от местных правоохранителей — чтобы ни малейшей утечки!). Потом еще мороки не оберешься, если кто–то кому–то придется кумом, сватом или одноклассником. В небольших городах — это дело житейское...

Статья 380 УК Республики Беларусь «Подделка, изготовление, использование либо сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков» предполагает наказания в виде общественных работ или штрафа, или исправительных работ, или ареста на срок до шести месяцев, или ограничения свободы на срок до двух лет. Лишь те же преступные действия, совершенные повторно либо группой лиц, грозят трехлетним сроком. На практике поддельщики получают несколько месяцев, в худшем случае — год. И вновь берутся за свое. Так стоит ли исхитряться, тратить силы и время на их изобличение?..

Думается, есть тут вопрос для законодателя. Одно дело — поддельная зачетка, почти невинная студенческая шалость. Другое — липовый техпаспорт машины, за которым неизбежно, гарантированно стоит краденая машина стоимостью в десятки тысяч долларов, а в совокупности — «теневые» обороты уже в десятки миллионов долларов.

Слушая рассказ оперативников, я думал вот о чем. По продолжительности, размаху и сложности их беспрецедентная для Беларуси операция сравнима, пожалуй, лишь со знаменитым «хлопковым делом» времен СССР. Их изнурительная для физических сил и нервов работа, очевидно, закончится полным успехом. Но будет ли это конец криминального автобизнеса в Беларуси? Фальшивые документы делаются по той же технологии, по какой в МРЭО миллионами печатают легальные. Процесс отнюдь не секретен, известен множеству полиграфистов. Техника и материалы для него компактны, и в Европе, очевидно, доступны. Если разобрать станок, мало кто догадается, что это за «запчасти».

Не найдутся ли последователи у изобличенных «печатников»?..

Ответим так. Они долго чувствовали свою неуязвимость, но ей пришел конец. Следственно–оперативная группа, помимо прочего, наработала методику, технологию изобличения. И если последователи найдутся в другом городе страны... Будьте уверены, к ним рано или поздно постучат серьезные люди в форме.

Пока же продолжение операции в Барановичах имеет и такую цель. Мастерам «липы» дан сигнал: мы, дескать, знаем, кто и что печатал, кто у кого и что покупал. Придите сами и сознайтесь, вам зачтется. Как деликатно выразился подполковник Таперкин, «этот призыв имеет положительные результаты».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter