Барановичский узел

Наши собственные корреспонденты в регионах продолжают выяснять, как выполняется Директива Президента "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины" на местах.
Наши собственные корреспонденты в регионах продолжают выяснять, как выполняется Директива Президента "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины" на местах. Адрес очередной командировки - Барановичи, второй по величине город Брестской области.

После праздника

Накануне нашего приезда здесь прошел городской праздник. На первый взгляд улицы чисты и ухожены - глаз радуется! Впрочем...

"Вот же люди! Загадили в День города фонтан!" - сетует пожилой дворник Зенон Иванович, показывая на битые бутылки, куски хлеба, конфетные обертки, надкушенную селедку...

К сожалению, не только возле фонтана остались веские доказательства того, что многие местные жители исповедуют лозунг "Пиво без водки - деньги на ветер". В дежурку ГОВД за разные правонарушения, совершенные в нетрезвом состоянии, было доставлено за два дня более 30 человек. А восьмерых поместили в вытрезвитель. В обычные дни в этом спецучреждении, открывшемся в апреле в здании бывшего кожвендиспансера, ночуют не более четырех человек. Изрядно перебравших в городе, конечно, больше, но сейчас в милиции нет так называемой группы подбора, собирающей "клиентов" по барановичским улицам. А патрульно-постовая служба не повезет пьяного с другого конца города - для этого просто нет бензина. Вот и пустует вытрезвитель, рассчитанный на одновременный прием 20 выпивох.

Между тем в результате сильных морозов прошлой зимой в Барановичах от переохлаждения умерли 4 человека, более 30 получили обморожения сильной степени тяжести. Как правило, это были люди, не дошедшие до дома с дружеской попойки. Им бы могли помочь именно в вытрезвителе...

Впрочем, все понимают: только медвытрезвитель проблему пьянства не решит. С этим злом сегодня нужно бороться всем обществом. Что в Барановичах и делается. В частности, за появление на рабочем месте в нетрезвом состоянии с начала года задержаны сотрудниками местного отдела департамента охраны при МВД 16 человек, 6 из них - на комбинате пищевых продуктов. А со "Спецавтобазы" недавно уволены за пьянство на рабочем месте две женщины-бухгалтеры. Случай неприятный, но, к сожалению, не единичный. И это достаточно печальное положение дел в Барановичах никто не скрывает. Руководство города понимает: украшательством и липовой статистикой жизнь не изменишь. Нужно действовать. И Директива N 1 - тому подспорье.

"Башмачник" - профессия трезвая

Заместитель начальника главного градообразующего предприятия - Барановичского отделения Белорусской железной дороги Владимир Ноздрин приводит статистику: после появления Директивы Президента почти вдвое снизилось количество нарушений дисциплины среди работников предприятия. Как результат - в этом году не зафиксировано ни одного случая травматизма и гибели железнодорожников.

- А вот тема пьянства - отдельная, - считает наш собеседник. - В прошлом году на дорогах, обслуживаемых нашим отделением, 13 человек получили травмы. Из них 8 скончались. Почти все попали под поезд в нетрезвом состоянии. К сожалению, и в этом году гибнут люди. Несмотря ни на что, водители нарушают правила пересечения железнодорожных переездов. Зачастую они игнорируют включенную звуковую и световую сигнализацию. А при столкновениях на железнодорожных переездах остаться живым трудно.

"В свое время, - продолжает Владимир Ноздрин, - железная дорога являлась военизированным подразделением с жесткой дисциплиной. Сегодня мы остаемся гражданскими, но дисциплина у нас вновь стала армейской. Особенно после принятия Директивы N 1. Если кто-то из наших работников будет замечен в районе железной дороги нетрезвым после работы и даже в выходной день, он сразу останется не у дел".

На сортировочную станцию Барановичи-Центральные мы приехали, чтобы увидеть и услышать, как к Директиве относится Анатолий Орочко, человек, у которого здесь одна из самых опасных профессий - регулировщик скорости движения вагонов. По-простому - "башмачник".

"Башмак" - примитивное приспособление, с помощью которого железнодорожники регулируют скорость спускаемых с горки вагонов при формировании составов. Регулировщики подкладывают "башмаки" под колеса вагонов, создавая искусственную преграду. Один неверный шаг - и можешь оказаться на рельсах. А можно не рассчитать скорость вагона, сбавить ее слишком поздно, и тогда он со всей силы ударится в последний вагон состава. Мало того, что может выйти из строя вся система сцепки, так еще сдвинется груз. Если же груз опасный, что на железной дороге не редкость, может случиться большая беда.

Анатолий Орочко проработал регулировщиком 17 лет. Замечаний не получал. Но не обижается, что после выхода Директивы его стали допускать на работу лишь после того, как медик предложит дыхнуть в "трубку" и определит физическое состояние визуально.

- Это дисциплинирует, ведь люди заботятся прежде всего о моей личной безопасности, о том, чтобы я, не дай Бог, не получил травму, - так понимает новые требования ветеран производства.

В автобус - штурмом

На городском гербе Барановичей красуется паровоз. Когда мы не без иронии спрашивали, почему не бараны или баранки, что напрашивается из "народной этимологии" названия города, нам гордо отвечали: поезда отсюда расходятся по шести направлениям - на Минск, Брест, Слуцк, Лунинец, Волковыск и Лиду, скоро появится высокоскоростная железнодорожная трасса Париж - Москва, а вы про каких-то баранов...

Но если с поездами в городе и его окрестностях все в порядке, то с другим общественным транспортом проблемы есть. В чем мы убедились, пытаясь добраться из центра Барановичей до железнодорожного вокзала. Автобус ждали 15 минут, еще минуты 3 пробивались в переполненный салон. Впечатления, признаться, неприятные: в других городах Брестчины подобные трудности уже позабыты благодаря конкуренции государственных и частных перевозчиков. Почему же в городе со 150-тысячным населением так мало маршруток и нет троллейбусов? Разве они не помогли бы разгрузить устаревший и небезопасный парк автобусов? Это отвечало бы требованиям Директивы N 1, в которой, напомним, говорится и о повышении безопасности дорожного движения, и о мерах, обеспечивающих безопасность перевозок пассажиров.

В горисполкоме нам рассказали, что для того, чтобы пустить троллейбусы, нужно расширить улицы. Пока же для троллейбусного движения пригодны лишь определенные участки, причем вдалеке от центра. Жители Барановичей понимают, что решение транспортной проблемы - перспектива отдаленная, поэтому привычно атакуют "Икарусы". И в автобусах, в которых мы ездили, никто не высказывал протеста по поводу "ненавязчивого" сервиса местного автопарка.

Чем по-настоящему недовольны жители - так это дорогами. Например, дом пенсионерки Антонины Раткевич расположен на перекрестке улиц Брестской и Притыцкого. После расширения улицы он оказался почти на проезжей части, поэтому двор уже 5 раз был разворочен заехавшим автомобилем. Часто случаются аварии на улицах Гельмана, Брестской, Притыцкого, 50 лет БССР, Ленина, Советской... Каждый месяц в травмопункт городской больницы с легкими травмами обращаются до 10 человек, пострадавших в ДТП. Еще 5 - 7 жертв дорожных происшествий госпитализируются с тяжелыми травмами. Хотя не все так мрачно.

- Мы постоянно контролируем обстановку, ежедневно ее анализируем, - рассказал нам начальник отдела ГАИ Барановичского ГОВД Вячеслав Хмелев. - Усиливаем наряды патрулирования в наиболее опасных местах, своевременно реагируем на ухудшение ситуации, а после принятия Директивы N 1 еще большее внимание уделяем профилактике: выступаем в трудовых коллективах, в учебных заведениях, проводим целевые операции "Алкоголь", "Пешеход", "Внимание: дети!".

Железобетонные аргументы

Могут ли в Барановичах произойти ЧП? На этот вопрос в городском отделе по чрезвычайным ситуациям нам ответили: могут, как и везде. И самые разные. В городе не единичны случаи проникновения посторонних в электрощитовые, самовольного подключения к действующим электроустановкам. Это чревато крупными авариями. Еще беспокоит спасателей перегруженность Барановичей промышленными зонами. Зонами повышенного риска являются мясокомбинат и особенно "Бархим" - предприятие, производящее стиральные порошки.

В Брестском областном управлении по ЧС заверили, что в Барановичах, согласно требованиям Директивы N 1, обследованы все объекты социально-бытового и культурного назначения. Отдельные, вызвавшие у членов комиссии тревогу, еще ждут так называемого специализированного обследования, которое проводят специалисты Брестского государственного технического университета и РУП "Научно-технический центр". Но уже сегодня участь многих объектов практически решена. Закрыта, к примеру, вечерняя школа, а ее здание подлежит утилизации. Приостановлены занятия в спортивном и актовом залах лицея N 1, запрещена эксплуатация бассейна гимназии N 1, бассейна и спортивного зала Дома детского творчества. Читальный зал филиала N 1 городской библиотеки также вызвал тревогу у проверяющих - его работа приостановлена. Во многих учреждениях на стенах и потолках прикреплены так называемые маячки, с помощью которых контролируется состояние конструкций. Со временем будут даны экспертные заключения по всем объектам культуры, образования и быта.

После трагедии в Краснополье под особым контролем находится работа предприятий, выпускающих железобетонные изделия. Барановичский центр стандартизации, метрологии и сертификации проводит проверки соблюдения требований стандартов строительной продукции. По результатам первой проверки были запрещены к реализации 9 партий железобетонных изделий местных предприятий. За реализацию нестандартной продукции они оштрафованы в общей сложности на 3,2 миллиона рублей. Основные выявленные нарушения - отклонение геометрических размеров железобетонных изделий, несоответствие внешнего вида требованиям стандарта и конструкторской документации.

Улицы без риска

Знакомые жители Барановичей посоветовали нам без особой нужды вечером из гостиницы не выходить. Мол, встреча с компаниями нетрезвых юношей может оказаться крайне неприятной. В милиции не стали убеждать в обратном, подтвердив, что подростковая преступность растет.

Барановичи - город студенческий. Здесь 13 высших и средних учебных заведений. Но с нового учебного года их станет меньше. Как известно, на базе четырех вузов (педагогического колледжа, филиалов Белорусского национального технического, Брестского государственного университетов и негосударственного Института правоведения) будет создан один университет. В горисполкоме надеются, что появление нового вуза скорее всего повысит имидж Барановичей и благоприятно повлияет на ситуацию в городе. Частично новый университет разместится на базе бывшего колледжа милиции. У иногородних студентов, многие из которых жили в рабочих общежитиях и впитали в себя не лучшие привычки, сложившиеся там с давних времен, теперь появятся цивилизованные условия для проживания, учебы и здорового образа жизни. Скоро в Барановичах появятся народные дружины. Желание помогать милиции изъявили почти 200 человек, работающих на разных предприятиях города. С дружинниками проведут инструктаж, выдадут повязки и удостоверения. Дежурить они будут с участковыми инспекторами и сотрудниками ППС. Привлекать к этому забытому, но, по мнению горожан, полезному делу, будут и молодежь, например, тех же студентов. И это будет еще один шаг по выполнению Директивы Президента.

"Директива N 1 должна стать центральным документом нашей жизни", - сказал после ее выхода в свет председатель Барановичского горисполкома Виктор Дичковский. В том, что это не просто декларация, мы убедились, пообщавшись в Барановичах с десятками людей. Но работы в направлении укрепления общественной безопасности и дисциплины - непочатый край. Всем ясно: время пустых слов прошло.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter