Баню для души устроит белорусский мюзикл “Байкер” на “Славянском базаре в Витебске”

Первый отечественный мюзикл “Байкер” — это современное прочтение скандального произведения Шодерло де Лакло “Опасные связи”. Эротический роман французского офицера-артиллериста запрещали. Но это только подогревало к нему интерес. Перипетии сюжета в начале XXI века вызывают не менее острый интерес читателей, чем в 1782 году, когда роман увидел свет. “Опасные связи” сейчас входят в “Топ десяти самых классных книг” в Интернете. Вечная тема истинного смысла любви и то, какое значение придает этому наивысшему чувству сегодняшнее поколение, привлекли интерес заслуженного артиста Беларуси, депутата Палаты представителей Национального собрания Беларуси и Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Геннадия Давыдько. Он предложил композитору и художественному руководителю продюсерского центра “Спамаш” Владимиру Кондрусевичу объединить творческие усилия и создать мюзикл по мотивам романа. Геннадий Давыдько, услышав музыку Владимира Петровича, так вдохновился, что за неделю написал диалоги, хотя “Опасные связи” — это роман в письмах, там нет прямой речи.

Однако не это стало самым сложным в создании первого отечественного мюзикла. Сюжет, как хорошее вино, уже выдержал проверку временем. На его основе снимались фильмы. Задача создателей “Байкера” состояла в том, чтобы перенести события, происходящие в романе, в наше время. Герои Шодерло де Лакло — коварные любовники. Они небрежно играют с чувствами, соревнуясь между собой. Чтобы показать, как дорого эта игра может стоить для души человека, и была задумана белорусская интерпретация романа. Кстати, “Опасные связи” в жанре мюзикла “прочитаны” впервые!

Мюзикл “Байкер” — это оптимистическая трагедия. По замыслу художника спектакль будет своеобразной баней для души. После его просмотра зритель должен пребывать в состоянии катарсиса.

“Мы этим спектаклем спасаем слово “любовь”, — говорит Геннадий Давыдько. — Хотим оторвать зрителя от попсы, от бездумного шоу и затеваем с ним серьезный разговор о любви. Мы хотим сказать: “Хватит трепать слово “любовь”. Многие люди, говорящие о любви, понятия не имеют, что это такое”.

Мюзикл сохранил перипетии романа. В центре сюжета “Байкера” — две личности, два талантливых человека — хозяйка ночного клуба Элеонора и популярный режиссер байкер Франк. Они виртуозно играют на человеческих слабостях и недостатках. Желая отомстить своим противникам, Элеонора и Франк затевают изощренную интригу, но становятся жертвами соб-ственных деяний: в их коварные планы врывается любовь. Байкер — это собирательный образ креативного и любвеобильного юноши, который живет на полную катушку. Роль досталась известному белорусскому музыканту Ивану Вабищевичу, солисту группы “ВанХельсинг”, резиденту “Комеди Клаб”, представителю Беларуси на конкурсе “Новая волна-2008” в Юрмале. Как в нем переплетутся образы коварного искусителя и раскаявшейся души в финале, увидим... “Байкер — это как стиль жизни, — объясняет Владимир Кондрусевич. — Главный герой Франк — независимый человек, сильная личность, эмоционален, любвеобилен”.

В мюзикле много эротики. “Без этого роман нельзя было ставить, — говорит Геннадий Давыдько. — Мы хотели “соблазнить” зрителя еще в самом начале, чтобы в конце спектакля наказать его за это. В романе очень многое замешано на сексуальных взаимоотношениях, которые и в наше время часто подменяют любовь и перекрывают само содержание душевных человеческих отношений”.

Сейчас, когда к мюзиклам стали обращаться особенно часто, удивить зрителя не так просто. Но создатели “Байкера” не “выписывали” для постановки заграничных звезд и не стремились нагромоздить на сцене супер-декорации. Но готова ли белорусская публика к мюзиклам без попсы, без преувеличения?

Упор в постановке сделан на эмоционально сильную музыку. В “Байкере” не будет никакой попсовой мишуры и спецэффектов! Вначале он был вовсе задуман в черно-белых тонах. С первых минут внимание публики должна захватить музыка, говорят создатели мюзикла. А еще — сложные пластические номера Надежды Тарашкевич, интересные костюмы Вениамина Маршака и юмор. К слову, это не первая работа в таком авторском составе. Владимир Кондрусевич, Геннадий Давыдько и Вениамин Маршак вместе ставили мюзикл для детей “Африка”, который успешно идет в национальных академических театрах имени Янки Купалы (Минск) и Якуба Коласа (Витебск).

“Наш мюзикл малобюджетный, — говорит Геннадий Давыдько. — У нас нет нужды играть его на стадионах, где зрительское впечатление “рассыпается”, где сложно чем-то привлечь публику, кроме шоу со столбами огня и дыма. У нас тоже будет зрелищность, но зрелищность театральная”.

Актеры мюзикла почти не имеют актерского опыта (всего в работе над этой постановкой заняты 50 человек). Большинство участников — солисты продюсерского центра “Спамаш”. Если раньше они только пели, то сейчас им приходится совмещать все: и актерскую игру, и хореографию, и вокал. Поначалу освоиться в этом многомерном пространстве им было непросто. Тем более что требования Геннадия Давыдько очень высоки. “Актер должен петь, танцевать, существовать в этом материале, понимать то, о чем он поет, во имя чего он существует на сцене, — говорит режиссер-постановщик. — Он должен быть пластичен не только в танце, но и в драматургической канве”.

На отбор для участия в мюзикле съехались молодые артисты из всех уголков Беларуси. Благодаря этому кастингу в продюсерском центре “Спамаш” появился еще один солист — Виталий Гордей, который в этом году представит Беларусь на Международном конкурсе эстрадной песни “Витебск-2008” на “Славянском базаре”.

“Для меня работа в мюзикле нова, — признается певица Венера, одна из исполнительниц роли Элеоноры. — Хотя я и работаю на сцене, познавать с азов актерское мастерство было сложно”.

...В последние дни перед премьерным показом актеры особенно волновались. Хотя “Байкер”, как бродвейские мюзиклы, получил “обкатку”. Его уже видели в Гродно, Лиде, Молодечно, Бресте и Бобруйске. Но ведь витебская публика, все знают, особенно требовательна. Официальная премьера “Байкера” состоится в Минске осенью.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter