Баня на колесах

О проблемах общественного транспорта

В эти жаркие дни общественный транспорт все больше напоминает общественную баню. Пока доедешь — сгонишь литр пота. Духота! Только веников не хватает. Кто–то не выдерживает раскаленной парилки и на ближайшей остановке выскакивает на улицу, кому–то от невыносимой жары и вовсе становится плохо. Минские медики привели статистику: только за июль скорую помощь в общественные места вызывали для 15 человек. Диагноз — тепловой удар. Среди них, по словам врачей, были и пассажиры автобусов и троллейбусов. А каково водителям, вынужденным проводить за баранкой по 6 — 8 часов? Плевать на правила! Створка передней двери открыта настежь... Майка, шорты и шлепанцы — вот и весь дресс–код. Хорошее самочувствие важнее.


Не повезло коллегам, которые отправились в командировку в Узду. В дороге запарились от... работающей в салоне печки. «Она не выключается», — оправдывался водитель. А вот нередкая ситуация для Минска. Столбик термометра уже давно перевалил отметку тридцать градусов, но водитель будто поддает парку. К конвекторам не прикоснуться, а порой в салоне опять же жарит печь. Почему наши транспортники перепутали зиму и лето?


Читаю ответы в публичной «жалобной книге» — на форуме сайта «Минсктранса». Ссылки на конструктивные недоработки. Мол, неоднократно обращались к заводу–изготовителю, но никаких рекомендаций так и не получили. Представители МАЗа, напротив, твердят о неправильной эксплуатации. В общем, как это часто бывает, кивают друг на друга. О некоторых причинах, правда, рассказали опытные водители. Они намекнули: не нужно разбавлять или заменять охлаждающую жидкость водой. Ее температура кипения на двадцать градусов ниже. Неэффективно! При такой жаре двигатель не охладится так, как нужно, и, не дай Бог, выйдет из строя! Хитрые транспортники уже давно придумали, как решить проблему. Они... включают печь. Отопитель заберет на себя часть тепловой нагрузки, мотор остынет. Но есть нюанс: МАЗ — не «Икарус», двигатели, установленные в большинстве современных автобусов, при правильной эксплуатации выдерживают гораздо большие температуры.


Похоже, водители учли это только сейчас, ибо, выражаясь языком свежих официальных ответов, «проверки проведены, нарушений не выявлено». Что ж, если сравнивать с прохладным летом 2009–го, ситуация действительно поменялась к лучшему. Водители сейчас сто раз подумают, прежде чем нажать кнопку «вкл». Чревато штрафными и дисциплинарными санкциями.


Однако жарко и без печек. Форточки в основном откидные и узкие, кондиционеров при этом нет. А почему? Дорого, в городских условиях от них нет толку (ведь этот агрегат и открытые двери — вещи несовместимые), жаркий сезон короткий? Нужное подчеркнуть.


Ну а форточки? Неужели нельзя поставить в автобус нормальные широкие сдвижные форточки? Услышал интересное мнение: дескать, плохо влияют на безопасность. Авось, кто–то высунет голову в окно? Но почему, скажем, из–за десятка «экстремалов» должны страдать сотни тысяч добропорядочных пассажиров? Не понимаю. И сколько бы меня ни убеждали в том, что все автобусы перед началом серийного производства прошли необходимую сертификацию и рассчитаны на работу в наших климатических условиях, останусь при своем мнении.


Напоследок спешу обнадежить пассажиров: шаг вперед уже сделан. Этим летом в минские автопарки пришла новая партия городских автобусов. Белоснежные красавцы МАЗы выглядят настоящим светлым пятном на фоне своих предшественников. Главное достоинство: в салоне в жару комфортно. Сам ощутил! Транспортники, похоже, учли ошибки прошлых лет и наконец–то поставили в листе заказов птички напротив важных опций: широкие окна и потолочные вентиляторы. Включают их, правда, далеко не всегда. Думается, это только поначалу. Многие водители пока еще не успели оценить все достоинства нового транспорта, да и привычка — великое дело.
Приятной вам дороги!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter