Автомобили у дороги вместо рекламных щитов: законна ли такая предпринимательская деятельность?

Баннеры на колесах

Реклама зачастую раздражает. К примеру, когда едешь в автобусе и на фоне относительной тишины там вдруг резко взрываются динамики с радостными новостями про чудо-лекарство, замечательный сок или непревзойденные по мягкости ортопедические матрасы. А если конкретному человеку матрасы не нужны, сок из концентрата он не признает, а с горлом пока, тьфу-тьфу, у него все в порядке? Гражданин законопослушно заплатил за проезд и хочет, чтобы поездка была спокойной, без агрессивной рекламы. Имеет он на это право? Между прочим, навязывание рекламы — это не тонкий маркетинговый ход, а вмешательство в повседневную жизнь человека. Причем иногда даже опасное вмешательство. Почему? В проблеме разбиралась корреспондент «Р».

Такая реклама не только отвлекает водителей, но и закрывает видимость.
board.gmstar.ru
Баня на колесах и не только

…У железнодорожного вокзала в Витебске часто можно увидеть припаркованный на стоянке легковой автомобиль с броским объявлением: «Сауна круглосуточно. Тел: ххххххх…» Ну ладно, стоит себе и стоит машина. Народ идет, смотрит, но особо желающих бросаться звонить я, честно говоря, не видела. 

Точно так же можно снять квартиру на сутки, если въезжать в город со стороны Смоленска. Вообще-то, этот пятачок у кладбища вполне можно назвать лобным. Чего тут только не рекламируют предприимчивые автовладельцы! Но сдача жилья в приоритете. Вне сомнений, россияне, посещающие столицу «Славянского базара» с экскурсионными целями, часто клюют на эту рекламу. Зачем искать гостиницу или обзванивать агентства? Вот оно — предложение. Прямо на дороге. И о банных услугах здесь же можно договориться, и о многом другом.

Там, за поворотом

Броско. Ярко. Действенно. Что еще нужно для рекламодателя? Вот только законно ли? 

Кто-то оставляет «рекламную» машину в точке Х на день, кто-то на неделю, а кто-то и на полгода. Местные жители уже привыкли к такому соседству, но… Рядом идет дорога к коттеджному поселку. И зачастую крытые грузовики ограничивают видимость. 

autotattoo.ru

— Вот эта машина стоит здесь с лета, — утверждает витебчанин Игорь Сивошенко. — Каждый раз приходится лавировать, чтобы из-за нее не просмотреть трассу. Движение-то здесь бойкое, всегда в напряжении… Я пытался даже как-то позвонить по указанным номерам, попросить убрать технику — не ответили. Но это же полноценный баннер! Уверен: человек ничего за него не платит. Почему никто не обращает внимание и не принимает мер?

Действительно, грузовик, предлагающий покупку тентов, явно выглядит бесхозным. Однозначно его используют исключительно в качестве рекламного инструмента. Колеса завеяны снегом, кузов — тоже, на капоте — сугроб. Но броскость рекламных надписей от этого не страдает, скорее наоборот. Что ж, вместе с официальными органами попытаемся разобраться, законна ли такая предпринимательская деятельность. Я имею в виду не изготовление тентов или предоставление услуг по сдаче квартир и саун внаем, а способ, которым эта информация доводится до потенциального клиента. 

Нарушений нет

Старший инспектор управления ГАИ Витебского облисполкома Антон Валюшкевич,
который курирует данный вопрос, однозначен: если так называемые рекламные машины при парковке не нарушают правил дорожного движения (не мешают проезду других авто, не закрывают собой знаки) — претензий к ним предъявить нельзя. Год назад отменили обязательное ранее согласование надписей на кузовах машин, за исключением случаев, когда реклама занимает свыше половины кузова, препятствует цветовосприятию его окраски или имеет сходство с обозначением спецавтомобилей. Теперь главное, чтобы эти надписи не размещались на стеклах. Что касается сфотографированного мной грузовика, то инспекторы проверят, насколько правильно он припаркован у трассы. Если есть нарушения — будут приняты меры. 

Да, Антон Геннадьевич отмечает: решение об отмене согласований в целом упростило процедуру оформления ведомственных автомобилей. Нет ничего плохого в том, что известные в стране предприятия имеют свои отличительные знаки, которые отчасти служат и рекламой. Вот только маленькую лазейку в законодательстве уже давно усмотрели и частники — машину же никто пока не признает билбордом. Поэтому и выставили на стоянках свои «стационарные» авто с рекламой автошкол, такси, разных услуг. Да, жалобы на такой креатив были раньше, есть и сейчас. Например, когда подобная реклама была обязательна для согласования, продавцы стройматериалов разместили в Витебске грузовик с цементными блоками. И именно на них (блоках) написали краской свои телефоны. Нарушение? Нет. Кузов-то никто не разрисовывал! 

А сегодня получается, что и на кузове автомобиля можно написать все, что угодно. Не только предложить баню с сауной клиентам, но и что-нибудь погорячее. Кто же все-таки следит за размещением «авторекламы»?

Виртуальный товар

Итак, каждое рекламное место стоит денег. Под видом клиента я позвонила в одну из фирм, располагающих трехопорной арочной рекламной конструкцией на том же смоленском направлении, где стоит и грузовик, рекламирующий тенты. Для того чтобы разместить у них баннер размером 3х12 метров, нужно заплатить в месяц 400 рублей, плюс монтажные и демонтажные работы. Конечно же, простой старого автомобиля обходится намного дешевле…

В инспекции МНС по Октябрьскому району Витебска тоже не смогли сказать ничего обнадеживающего: законодательство о рекламе налоговики не регулируют. Хотя периодически отслеживают содержание последней. Исключительно для того, чтобы почерпнуть нужные сведения и проверить важную для себя информацию — в целях предупреждения незаконной предпринимательской деятельности. Зарегистрирован ли владелец авто в качестве ИП, уплачивает ли налоги на предоставление тех или иных услуг? Эта реклама подлежит мониторингу точно так же, как и размещенная в интернете, газетах, на столбах и в подъездах домов. 

А что думают по этому поводу в главном управлении торговли и услуг Витебского облисполкома? Специалисты объяснили: вся реклама подлежит обязательному контролю, но в отношении вышеуказанного вида сложности, бесспорно, есть. Автомобиль зарегистрирован как транспортное средство. Чтобы доказать его исключительно стационарное «рекламное» предназначение, нужно прежде всего определить на законодательном уровне временные рамки. Скажем, стоит авто месяц на одном и том же месте — значит, можно расценивать его кузов как рекламный щит. Пока таких рамок нет, нет и рычагов воздействия.

begunova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter