Четверть хозяйств Беларуси формирует 68% всей выручки отрасли

Банкротство - еще не приговор

Немногим более четверти хозяйств формируют сейчас 68 процентов всей выручки отрасли. И 76 процентов прибыли
Есть такая поговорка: у одних жемчуг мелкий, у других супчик жидкий. Применительно к АПК — совершенно разные проблемы у тех, кто производит много, и у тех, кто   мало. Немногим более четверти хозяйств формируют сейчас 68 процентов всей выручки отрасли. И 76 процентов прибыли. В то же время почти треть сельхозпредприятий работает неэффективно. Нет денег, тянет кредитная ноша, с технологиями дружить не получается. Нехватка оборотных средств, просрочки — звенья одной цепи. Зачастую она обрывается в самый неподходящий момент.

Сегодня более трех с половиной сотен хозяйств стоит перед пугающим словом «банкротство». Однако для многих единственное спасение именно в банкротстве и санации. То есть финансовом оздоровлении. Такая реабилитация — мировая тенденция. Ведь, согласитесь, лучший бизнес — здоровый бизнес. И новый старт может быть куда успешнее.

Уверен, трудовым коллективам бояться не стоит. Это реанимация, а вовсе не смерть. Даже если предприятие объявят банкротом, работа останется. Просто во время тяжелого периода государство подставит плечо. И довольно мощное. Во-первых, объявит мораторий на применение штрафов и начисление процентов по кредитам. Во-вторых, замораживаются все выплаты по долгам и размораживаются счета. Наконец, из ямы предприятие будет доставать не предыдущее руководство, а новый антикризисный управляющий. Указ № 253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельхозорганизаций» все разложил по полочкам. Главное — не упустить время, когда осталось еще что оздоравливать.

Конкретный пример — Кобринская птицефабрика. До банкротства здесь зарплата в два миллиона неденоминированных рублей и многомиллиардные убытки. Спустя год после решения о несостоятельности заработок вырос в четыре раза. Кстати, самый высокий сейчас в АПК района. Вышли и на рекордную  производительность за всю историю предприятия — 380 тысяч яиц в сутки. При этом не сократили ни одного работника. Солидная сумма  и на банковском счету фабрики. Здесь сумели использовать все льготы, которые дает законодательство предприятию для  выхода из кризиса. 

В то же время чистый  убыток хозяйств, подлежащих банкротству или санации, — 86,6 миллиона деноминированных рублей. Это только за полугодие. Поднять их с земли под силу только креативному, опытному менеджеру, так называемому антикризисному управляющему. Вот только где найти столько специалистов? Лично мне непонятно. К тому же далеко не каждый согласится подметать пыль за прежним руководителем. Хотя метлой нерадивых нужно было гнать сразу, а не ждать обострения болезни.

В главном аграрном ведомстве многие называют Указ № 253 не иначе как революционным. Соглашусь. Он позволит не только повысить конкурентоспособность сельхозпредприятий, но привлекательность агропромышленного комплекса в целом.

Конечно, такая интеграция «слабых» и «сильных» игроков на рынке АПК не поможет сразу избавиться от понятия «убыточное производство». Впрочем, сиюминутного результата никто и не ждет. А вот новые возможности, в том числе для  неравнодушных хозяйственников, новый документ, безусловно, откроет.

Негоже, когда на фоне общего подъема села есть сельхозпредприятия с жирным минусом в статистике. Они ставят под удар рентабельность всей отрасли, которая дает 16 процентов внутреннего валового продукта. Так что для хронически больных лекарство соответствующее. Будем надеяться, и эффективное.

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter