О перспективах развития цифрового банкинга

Банки ставят на цифру

О том, насколько дорого обходится выпуск привычных банкнот, сказано немало. В том числе и с помощью социальной рекламы, доходчиво разъясняющей преимущества пластиковых карточек на фоне купюр, набивающих кошелек. Но в масштабах мировой банковской системы переход на безналичные платежи — повестка, скорее, вчерашнего дня. Сегодня ключевым пунктом развития стал другой тезис: время — деньги. В эпоху стремительного развития технологий клиенты попросту не готовы тратить время на стояние в очередях или заполнение бумаг. Они желают получать услуги дистанционно. В стороне от глобальных трендов не остаемся и мы. Национальный банк уже разрабатывает стратегию развития цифрового банкинга в стране на 2016 — 2020 годы.


Цифровизация, или дигитализация. Еще недавно эти определения звучали применительно лишь к области высоких технологий, а теперь все ближе к жизни повседневной. В том числе финансовой. Признанный лидер здесь Юго–Восточная Азия, следом идут США и Европа. Нашей банковской системе пока приходится быть в роли догоняющего, но площадка для потенциально успешного старта есть. В первую очередь речь идет о самом простом, но главном — дистанционных платежах и удаленных услугах. И на 1 октября услуги по дистанционному банковскому обслуживанию физическим лицам предлагал 21 из 23 банков, эмитирующих карточки. Их понимание уже шагнуло за границы обывательского «бросить деньги на телефон, не выходя из дому», сегодня это самый простой уровень из доступных сервисов. В 6 банках можно дистанционно оформить депозит, в 18 — провести валютно–обменные операции, в 13 — операции с электронными деньгами, в трех — оформить карточку, практически во всех банках за исключением одного — получить информационные и консультационные услуги. В 6 банках можно также оставить заявку на получение кредита, но для его оформления все равно придется сходить в ближайший филиал. Однако в общем объеме доля доступных физическим лицам дистанционных операций — лишь чуть более половины. Процент к тому же разнится в зависимости от выбранной «точки доступа»: в более привычном интернет–банкинге он выше, в относительно новом, но быстро набирающем популярность мобильном банкинге — куда ниже. Те же «качели» на различных инструментах и у юридических лиц, хотя дистанционное обслуживание у них появилось раньше и предоставляют его сегодня все 26 банков. Интересно, что обменять валюту таким образом юрлица могут в 24 банках, оформить депозиты — в трех, провести операции с электронными деньгами — только в двух, а с ценными бумагами — вовсе в одном–единственном. Также лишь в одном банке можно оставить заявку на оформление лизинга, но для получения самой услуги опять–таки требуется личное присутствие уполномоченных представителей юридического лица...

Последнее, впрочем, логично, ведь в данном случае требуются вполне конкретные юридические гарантии и четкое понимание для финансового учреждения, с кем же оно имеет дело. А удобно ли это клиенту? Разрешить проблему способен разработанный Нацбанком проект указа «О развитии цифровых банковских технологий», одним из ключевых положений которого является создание межбанковской системы идентификации. Такой, грубо говоря, виртуальный банковский паспорт позволит, единожды пройдя идентификацию в любом из банковских учреждений по предъявлении реального документа, получать самый широкий спектр услуг вообще без присутствия в офисе. Оговорка о том, что после заполнения дистанционной заявки на кредит и предварительного решения банка нужно будет посетить один из его филиалов, попросту исчезнет. Кредитные средства тут же будут зачислены на карточку.

Так может выглядеть работа первого отечественного виртуального банка, потенциальная аудитория которого, уверен начальник главного управления развития цифровых банковских технологий Национального банка Александр Сотников, сформирована, да и часть общества определенно готова к инновации. В перспективе виртуальный банк в стране может появиться уже в 2017 году. Чтобы убедиться, что это не пустые фантазии, достаточно взглянуть в сторону России, где подобные учреждения уже работают. Выгоды для клиентов очевидны: банк добивается сокращения весомых издержек за счет отказа от физических отделений, большого штата сотрудников и может предложить более выгодные условия, скажем, по кредитам. Для такого учреждения нет и каких–то территориальных границ. Его отделения незримо могут присутствовать в любом, даже самом отдаленном регионе. Что ж, возможно, всего через год риторика социальной рекламы на тему финансовой грамотности изменится и нас уже будут убеждать довериться виртуальным банкам и получать любые финансовые услуги не выходя из дому.

akostyukevich@sb.by

Советская Белоруссия № 227 (24857). Вторник, 24 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter