В Белтелерадиокомпании прошел мастер-класс по китайской живописи для ведущих и журналистов

Бамбук моей мечты

Тонкие коленчатые стебли и шелестящие листья бамбука, порхающие стрекозы и цветки сливы мэйхуа, не единожды воспетые мастерами пейзажной лирики, — все это цвело трепетным и нежным цветом на мастер–классе по китайской живописи в Белтелерадиокомпании. Поучиться у известной гродненской художницы Марины Эльяшевич собрались журналисты и популярные ведущие: акция «Сердце земли моей» кочует по городам и весям, отчеты о ней ждут телезрителей в программе «Пин_код» на телеканале «Беларусь 2», добралась она и до Минска.



С Мариной Эльяшевич Белтелерадиокомпания дружит давно, поэтому, когда единственная в Беларуси художница, несколько лет изучавшая традиционные живописные техники в Китае, предложила «Беларусь 2» необычный проект, согласие последовало сразу. Обычно на мастер–классы приглашают детей, но в этот раз вместе с ребятами разного возраста за кисти и краски взялись и мы, взрослые представители печатной и телевизионной прессы.

Ох, нелегкая это работа — изображать бамбук! Особенно если кисть, да и то малярную, ты в последний раз держала в руках пять лет назад во время ремонта, когда надо было покрасить радиатор центрального отопления! А тут главная задача — правильно положить мазок, ибо в этом и заключается искусство китайской живописи. Ее так и называют — живопись одного мазка, каждый элемент выполняется единственным, безукоризненно верным движением. И если мазок лег неправильно — все, начинай сначала.

Китайские кисточки — особенные, их ворс склеен специальным клеем, от которого кончик напоминает луковичку. Нам — а рядом со мной за столиками сидят директор телеканала «Беларусь 2» Наталья Маринова, ведущие Дмитрий Карась, близнецы Насыровы, победитель «Школы ведущих» Герман Малыщицкий — достаются простые ученические кисточки, но и с ними нужно уметь правильно обращаться, сперва как следует размочив кисть в воде, а уж затем приступая к рисованию.



У самой Марины Эльяшевич набор принадлежностей огромный. «Четыре сокровища» традиционной китайской живописи с древнейших времен и по сей день неизменны: это рисовая бумага, кисть, краска и тушечница, в которой растирают тушь и минеральные краски. К слову, китайская тушь от европейской отличается так же, как рисовая бумага от привычной, сделанной из древесины. Маринины кисти разложены на специальном столике, чтобы каждый мог подойти и посмотреть поближе — от небольших, вроде тех, что дали нам в руки, до огромных, и впрямь напоминающих малярные, из шерсти бурого медведя (нет, я не желаю знать, кто ощипывал беднягу Михайло Потапыча, чтобы сделать эту кисть!). Одна кисточка и вовсе экзотическая — больше похожа на метелочку для пыли и сделана из перьев золотого фазана. Перья, правда, на мой взгляд, обычные рыжие, но «золотой фазан» — звучит, безусловно, романтично. Эти огромные кисти, уточняет Марина, служат для закрашивания фона на больших полотнах — или ими можно, опять же на большом формате, изобразить все тот же вездесущий бамбук.

Кстати, обилие бамбука настораживать не должно: изображению этого растения посвящен целый самостоятельный раздел китайской живописи. Отдельно идут пейзажи, отдельно цветы и птицы, животные, люди и бамбук персонально, такой уж это важный и любимый в Китае символ. Обозначает, к слову, благородного мужа выдающихся качеств и несгибаемого характера. Так что хотите сделать комплимент своей второй половине, нарисуйте ему бамбук.


Рисовой бумаги нам, неумехам, разумеется, не выдают, воспользуемся обычной. Пока я кое–как, причитая и обиженно бубня под нос, что желтая краска мне не нравится и дайте, пожалуйста, фиолетовую, учусь класть мазки, сидящая рядом Наталья Маринова в пять минут ловко изображает бамбуковый стебель и колышущиеся от ветра листья. Вот это класс!

Марина Эльяшевич комментирует:

— Давно замечено, что люди, занимающиеся руководящей работой, то есть более сосредоточенные, осваивают технику мазка быстрее прочих.

Что ж, тогда ведущий Дмитрий Карась явно заскучал по руководству чем–нибудь: у него, как я вижу своим завистливым взглядом, бамбуковые заросли тоже получаются дивной красоты, над ними светит романтическая луна и порхает легкая стрекозка. Осталось только перенести эскиз на листочек с логотипом телеканала «Беларусь 2» — и вместо подписи автора поставить специальную печать в виде иероглифа, так китайские художники помечают свои картины.



Наталья Маринова только качает головой:

— У меня такое количество дел, а я сижу здесь с вами, рисую цветы и листья! Но это занятие и правда медитативное, замечательно успокаивает, предельно сосредоточивает и при этом помогает отдохнуть. Идея Марины Эльяшевич в том, чтобы, освоив непривычную нам китайскую технику, с ее помощью изображать свой родной край, потому наша акция так и называется — «Сердце земли моей».

Художница, глядя на наши попытки приобщиться к созданию прекрасного и применить полученные знания на практике, вроде бы довольна:

— На этот мастер–класс собрались люди очень творческие, все талантливые, с такими людьми работать приятно. Вообще же на каждом семинаре я для себя тоже открываю что–то новое. Особенно когда работаю с детьми, у них ведь свое, совершенно необычное видение мира. Иногда у меня замыслы будущих картин рождаются во время мастер–классов, и очень часто после семинаров по дороге домой я в какой–то момент останавливаюсь и сочиняю стихи.

Что ж, мы тоже получили от Марины Эльяшевич заряд творческого позитива — и даже научились в конце концов изображать вполне приличный, пусть и малость кривоватый, бамбук. Впрочем, самой последней своей работы, красивой и, на мой взгляд, совершенной, я недосчиталась: после семинара она исчезла бесследно. Возможно, ее прихватил на память ценитель живописи или, не исключено, даже коллекционер. Так что если вдруг увидите где–нибудь на аукционе Sotheby’s восхитительный бамбук безымянного автора, знайте — это мой!

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 194 (24824). Пятница, 9 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter