Балтийский бунт. Предтеча

По мнению некоторых экспертов, нынешний мировой кризис является не финансовым и даже не экономическим, а цивилизационным

По мнению некоторых экспертов, нынешний мировой кризис является не финансовым и даже не экономическим, а цивилизационным. Он не сводится, к примеру, к проблеме с выплатой зарплат, а выявляет  самые глубинные пробелы современного миропорядка. И, пожалуй, те акции протеста, которые прокатились по странам Евросоюза в январе 2009 года, подтверждают это предположение.

Безработица, падение уровня жизни, беспрецедентный рост цен вывели на улицы тысячи людей в Греции и Болгарии. Акции протеста охватили и ранее благополучную Исландию. Затем народный гнев дал о себе знать и в Прибалтике. В Латвии и Литве выступления против неудачной экономической политики руководства этих стран превратились в настоящие народные восстания.

А на днях, 26 января, власти Вильнюса разрешили провести вторую всенародную акцию протеста у стен литовского парламента,  в Латвии 27 января прошла общенациональная акция крестьян, направленная против урезания финансирования сельского хозяйства. Труженики села вышли на дороги в Лиепае, Резекне, Елгаве и других населенных пунктах по всей стране.

Следившие за акциями протеста в Прибалтике все чаще говорят о спланированных и продуманных провокациях. Так, в своей  публикации бывший министр обороны Литвы Аудрюс Буткявичюс, принявший участие в митинге перед стенами литовского парламента, обвинил власти республики в непропорциональном применении силы, а также указал на то, что среди митингующих отчетливо выделялась группа, подталкивавшая толпу к более агрессивным действиям.

Как бы там ни было, очевидно одно: желающих дестабилизировать Восточную Европу в последнее время становится все больше. Ведь в контексте мирового кризиса роль данного региона резко повышается. А потому воздействие на страны, входящие в него, позволяет внешним субъектам (прежде всего США) влиять на судьбу Евросоюза, при необходимости усиливая в нем центробежные тенденции, контролировать российско-европейские отношения, провоцируя эскалации напряженности в духе недавнего газового конфликта, и подрывать процессы интеграции на постсоветском пространстве.

Тем не менее геополитический подтекст общественных беспорядков в странах Центральной и Восточной Европы вряд ли можно считать основным. Куда более важным является мирополитическая основа этих событий.

Мировой кризис показал, прежде всего, банкротство стратегии государственного строительства, приведших Литву, Латвию, Болгарию и ряд других стран к большим проблемам. Так называемый европейский путь в его примитивном понимании как пути безоговорочного принятия требований евробюрократии и вступления на этих условиях в Евросоюз оказался провальным.

В чем состоит «клиническая картина» литовского кризиса (типичная и для других стран региона)? Налицо негативная макроэкономическая динамика: рост инфляции, неплатежей, кризис финансового сектора, замедление роста ВВП (с возможным последующим переходом к рецессии) и так далее. И  социальные проблемы: рост безработицы и эмиграции,  протестные настроения населения, волна ксенофобии, недоверие населения к власти, политическая дезинтеграция общества...

Все эти черты, очень напоминающие кризис в веймарской Германии, безусловно, создают предпосылки для радикализации общественной жизни. В последующем возможен приход к власти крайне жестких, националистически настроенных политиков и поиск «внешних врагов», якобы виноватых в национальных бедах.

Прогноз на будущее весьма неутешительный, если учесть, что даже финансовая помощь из Брюсселя для стран региона, исчисляемая миллиардами евро, нисколько не улучшит положения дел. Ведь пособие по безработице или работа в сфере услуг никогда не заменит созидательного промышленного труда. Именно промышленность, создание собственных уникальных продуктов  является основой суверенитета и антропологической безопасности страны.

Высокий уровень самоубийств, алкоголизации и эмиграции наблюдался в странах Балтии и в «благополучные» докризисные времена,  кризис всего лишь обострил эти тенденции.

Но истоки неблагополучия региона  не в кризисе, а в деиндустриализации стран, проведенной в 1990-е годы, деградации структуры труда и превращении собственных граждан в «ненужных» людей (что проявилось в эмиграции, безработице).

Инновационная промышленность вместе с фундаментальной практикоориентированной наукой и развивающим образованием — основа подлинного суверенитета любой страны. Без этих институтов никакие эффектные внешнеполитические шаги не позволят народу иметь собственную полноценную государственность.

Опыт Центральной и Восточной Европы показал, что Евросоюз не приносит с собой фундаментальные открытия, передовые технологии и лучшее в мире образование. Страны старой Европы готовы скинуть на Восток энергоемкие, экологически вредные производства, но не передовые индустрии. А этого, похоже, страны Балтии  в свое время не учли.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter