В Могилевском областном драматическом театре назначен новый главный режиссер

Балтийская волна

В Могилевском областном драматическом театре назначен новый главный режиссер...

Чужестранный культурный десант (хотя десант, пожалуй, штамп, да и громко в данном случае сказано, скорее, группа культурного реагирования) средь бела дня высадился на белорусской сцене. В Могилевском областном драматическом театре назначен новый главный режиссер — литовец Саулюс Варнас, эстонец же Неэме Кунингас представит в начале марта в Большом театре Беларуси новую версию оперы «Риголетто». Вот так с молчаливого согласия наших режиссеров прибалтийские варяги отвоевывают местное и так не очень по себе большое театральное пространство. И это правильно. Пока земляки выясняют, кто из них наиболее талантлив, оплевывают друг друга, занимаются перебранками, свергают директоров, клянчат деньги, литовцы занимаются своим прямым делом — ищут новый театральный язык, понятный и профессору, и ребенку.


Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться: литовский театр на шаг впереди нашего — по легкости мысли, виртуозному жонглированию символами, по степенности и холодности актерской игры. Хотя можно ли это считать достоинством? Вот и сам запутался в двух соснах. Нам ведь надо, чтобы актерские сопли наматывались на кулак, чтобы все громыхало, чтобы актер на себе рубашку рвал. Прибалтийский же театр никогда не терял ощущения того, что высокое искусство, как к нему ни относись, прежде всего — именно игра, а не каторга. В цветах ли или в заплатах. И нынешний маленький захват сценической территории нам полезен. Тем более что прибалтийская культурная экспансия вполне себе тренд, и даже в, казалось бы, перенасыщенной режиссерскими кадрами Москве руководить двумя старейшими коллективами — театром им. Вахтангова и Маяковского — призвали Римаса Туминаса и Миндаугаса Карбаускиса. До нас тенденция тоже докатилась, правда, с трехгодичным опозданием. Зато в выдержанном виде, как хорошее вино.


Белорусско–литовские театральные скрепы никогда не рвались. Работы Някрошюса и Коршуноваса регулярно показывались в Беларуси на фестивалях. Часто демонстрируют в Минске свои идейные поиски труппы музыкальных театров Каунаса и Клайпеды. Режиссер Альгердас Латенас ставил «Макбета» в Купаловском театре, правда, немного схематичного и выхолощенного, но это, как говорится, дело вкуса. Ученик Римаса Туминаса — Рамунас Циценас — предложил эстетам «Турандот» в Современном художественном театре. Плодотворно работают в Минске Виргиния Тарнаускайте и Витаутас Григалюнас, проявивший себя не только как постановщик, но еще и педагог. Правда, недавно Григалюнас вновь круто изменил свою судьбу и стал худруком Белорусского государственного цирка. И нет сомнения, что под его руководством минский коллектив заткнет за пояс знаменитый Cirque du Soleil. Помнится, в Русский театр в свое время, ставя «Калигулу», он привлек байкеров на сцену. Вот же шуму тогда было.


Огорчает другое. Местные постановщики не перенимают у прибалтийских коллег ни вкуса, ни фантазии. Хочется ошибиться, но, по–моему, белорусские мастера и в Литве мало ставят. Так что процесс культурного обмена — улица с односторонним движением.


Почему не случилось театральной революции в Могилевском драматическом театре у вполне себе талантливой Екатерины Аверковой, чей «Офис» идет с аншлагами в репертуаре Купаловского театра? Не знаю. Но факт налицо. Почему никому из местных мастеров неинтересно встряхнуть как следует «Риголетто»? На моей памяти вообще только два главрежа посягнули на оперу: Николай Пинигин на «Визит дамы» и «Бориса Годунова», Валерий Анисенко — на «Алеко». В то время как для любого европейского режиссера постановка оперы — часть профессии и нет в этом чего–то сверхъестественного. Вот Любимов в 95 лет так монтажно и клипово поставил «Князя Игоря» в Большом театре России, что все, кто имел глаза, ахнули. Не помню у нас в последнее время громких дебютов. Не вижу амбиций. Как давно вообще случалось неслыханное — открывался бы новый театр? Нет, каждый шар в своей лунке и счастлив. Вся надежда на областные театры. Может быть, в них меньше какой–то гордыни и спесивости. Они готовы к диалогу и меньше завидуют. Потому в театре Якуба Коласа болгарские постановщики выпускают «Дом Бернарды Альбы», а в Могилеве Саулюс Варнас обещает всего много нового и интересного. Минские же коллеги так боятся расплескать свою истовую «столичность» и подпустить чужаков к закромам, что те давно покрылись если не тиной, все–таки не сезон, то точно прочной коркой льда.


Добрый зритель в 9–м ряду.


Советская Белоруссия №31 (24414). Вторник, 18 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter