Глобальные инвесторы переосмысливают свое отношение к доллару

Балласт — за борт!

Большой корабль тонет медленно, но с предсказуемой неизбежностью. Долларовая расчетная финансовая система уже столкнулась с айсбергом, и ее отсеки постепенно заполняются водой. Хотя корпус «зеленого корабля» еще достаточно прочно держится на плаву, но наиболее осведомленные пассажиры уже начинают посматривать в сторону спасательных шлюпок. По данным банка State Street (США), в ноябре произошел крупнейший отток инвесторов из долларовой позиции. Говоря проще, крупные управляющие активами компании начинают продавать американскую валюту и инвестировать в денежные единицы других стран.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Доллар для нас — вражеская валюта. Вот они ушли, расчеты в долларах перекрыли нам. Поэтому мы потихоньку уходим и переходим больше на юани, российские рубли. Нас это устраивает.

Во время посещения ОАО «Могилевский завод лифтового машиностроения», 10 июля 2023 года.


В ожидании снижения

Полуторагодовой цикл повышения ключевой ставки американской ФРС, судя по всему, закончился. Хотя инвесторы уже привыкли к жесткой монетарной политике. Именно благодаря ей доллар укрепился на мировом валютном рынке.
По данным Financial Time, только с июля по октябрь индекс DXY (отражает отношение доллара к корзине из шести резервных валют) повысился более чем на 7 процентов. Доходность по американским облигациям выросла до максимума за последние 16 лет.
Правда, возникали побочные издержки. Высокие ставки создавали сложности по обслуживанию госдолга и размещению новых казначейских облигаций. Были беспокойства по снижению активности на фондовом рынке и в целом деловой активности. В прошлом году мы видели большие проблемы у некоторых крупных американских банков — следствие высокой ключевой ставки. Но ничего архистрашного не произошло. Более того, происходили даже неожиданные процессы. ФРС увеличивала стоимость заемных ресурсов, а рынок труда продолжал расти. И только осенью наметилось некоторое охлаждение. Однако и инфляция снижалась, но не столь динамично, как планировалось изначально.

Еще недавно все предсказывало, что период высоких ставок будет если не бесконечным, то достаточно длительным. Октябрь принес не сенсации, а неожиданности. Во-первых, инфляция снизилась в этом месяце больше, чем ожидалось, — до 3,3 процента. Хуже прогнозов оказалась и статистика рынка труда. Замедление роста цен порадовало потребителей, но обеспокоило инвесторов. Им пришлось срочно пересматривать свои прогнозы. И теперь 99,5 процента инвесторов (согласно расчетам биржи CME) уверены, что после декабрьского заседания ФРС ставка не будет повышаться, а останется неизменной. И немало профессиональных участников рынка предполагают, что в следующем году она станет снижаться.
Хотя официально ФРС и заявляет, что период жесткой монетарной политики продлится ровно столько, сколько необходимо для достижения инфляции целевого показателя (2 процента), но, несмотря на эти вербальные инвестиции, инвесторы начали пересматривать свое отношение к доллару.
Снижение ставок означает, что он будет дешеветь. Соответственно, снижается и его инвестиционная привлекательность.

Валютный разворот

Ключевые биржевые игроки уже начали подготовку к будущим событиям и постепенно аккуратно снижают свои позиции в долларах. Первыми стартовали управляющие активами. Валютный стратег Джефф Ю из банка BNY Mellon отметил, что сейчас клиенты его компании продают доллары рекордными темпами. С ним соглашается и Майкл Меткалф, глава макростратегии State Street. «Если снижение ставок действительно произойдет, мне не нужно держать столько долларов», — отметил он. 
Пока инвесторы сохраняют в своих портфелях необычайно большие доли в долларах. Но недавние распродажи могут свидетельствовать о переосмыслении инвестиционных стратегий.
По данным State Street, за последние 20 лет только шесть раз случались столь стремительные распродажи на глобальном финансовом рынке долларов. Последний аналогичный случай произошел в ноябре 2022‑го. Тогда за два месяца американская валюта потеряла в стоимости около 10 процентов.
Учитывая, что на руках у инвесторов еще достаточно много долларов, аналитики ждут тренда на дальнейшие его продажи и, соответственно, ослабления. Обвала не должно произойти. По крайней мере, каких-то резких изменений не предвидится.
Профессиональные инвесторы — люди осторожные и прагматичные. И хотя они постепенно начинают терять веру в доходность американской валюты, однако не заинтересованы в ее обвале. Поэтому будут продавать, но относительно небольшими пакетами. Процесс может затянуться на достаточно длительный период. Аналитики отмечают, что в целом американские активы могут потерять свою привлекательность.
Такие причудливые тренды свидетельствуют о том, что американская финансовая система так и не вернулась в состояние стабильности после эмиссионных перипетий во время ковида.
Власти в Вашингтоне принимают разные меры, иногда противоречивые. Но им все равно никак не удается абсорбировать излишки «вертолетных денег». Поэтому приходится (как кораблю, идущему против ветра) идти галсами, виляя во все стороны.

Отбили все желание

Высокая инфляция обостряла социальную обстановку, но позволяла Белому дому обесценивать свой непомерный государственный долг. Если бы правительство в Вашингтоне могло жить без вечной кредитной подпитки, то это позволило бы через инфляционный рычаг здорово снизить давление госдолга. Тем более что приблизительно на 70 процентов он является внутренним.
Но дешевый доллар отбивал желание у инвесторов приобретать американские казначейские облигации. А без финансирования извне американская государственная машина уже вращаться не может.
По крайней мере, на это сегодня нет политической воли. Она и не появится в условиях глубокого политического раскола внутри страны. Более жесткая монетарная политика порождает иную проблему. Дорогой доллар делает его более привлекательным для инвесторов. Как и другие американские активы, в том числе и государственные долговые обязательства, доходность по которым растет.
Но одновременно растет и нагрузка на казну по обслуживанию уже взятых обязательств. И сегодня финансовым и политическим властям приходится вилять между двумя крайностями.
Конечно, для США в период их гегемонии в мире вообще и в западном мире в частности это не первый кризис. Но в прошлые периоды Вашингтону удавалось купировать все проблемы через удешевление сырьевых ресурсов на мировых рынках. По большому счету через этот инструмент Штаты выпрыгнули сухими и из мирового финансового кризиса.

Но очевидно, что старая модель мировой экономики если не сломалась полностью, то в значительной степени претерпела изменения. И котировки углеводородов и других полезных ископаемых не спешат падать до комфортного для западного мира уровня. Есть определенные колебания, но баррель по 30 долларов остается несбыточной мечтой. Происходит это по самым разнообразным причинам. Но факт остается фактом: связать излишнюю накопленную долларовую ликвидность привычными методами американцам пока не удается. И страны третьего мира могут от этой оригинальной ситуации выиграть.

Альтернативная история

Дешевеющий доллар благоприятно сказывается на экономиках остального мира. Слабеющая американская валюта облегчает погашение долларовых займов и делает более интересными вложения в эти государства.

Джефф Ю подтвердил: клиенты компании в последние недели увеличили покупки японской йены, канадского доллара и некоторых латиноамериканских валют. «Мы уделяем много внимания акциям развивающихся рынков и сырьевым товарам», — сообщил эксперт Lombard Odier Investment Managers Флориан Иелло.
Для экономики ЕАЭС в целом и белорусской в частности глобальная расстановка сейчас, судя по всему, становится даже очень благоприятной.
Во-первых, выход крупных инвесторов из долларовых активов формирует на мировом финансовом рынке определенную ликвидность, которая частично осядет в коммодити (товары, реализуемые на биржах. — Прим. ред.). Соответственно, котировки на углеводороды (да и в целом на биржевые сырьевые товары, включая и продовольствие) будут оставаться на достаточно высоком уровне. По крайней мере, для их существенного снижения вроде бы нет предпосылок. У Беларуси не очень много подземных богатств.
Но ЕАЭС — наш основной рынок сбыта. И достойные сырьевые цены создают в Евразийском союзе дополнительный спрос, который благоприятно сказывается на сбыте широкого спектра нашей продукции.
Во-вторых, для крупного капитала становится интересным рынок развивающихся стран. А именно они являются нашими реальными и потенциальными партнерами. Приток капитала в эти государства опять же создает дополнительный спрос на нашу продукцию.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter