Непрофильные активы, инертность частников, высокие тарифы энергетиков – какие еще проблемы мешают реформе отрасли ЖКХ

Балласт на балансе

Задача отрасли ЖКХ — снизить затраты на услуги и увеличить уровень их возмещения населением, не запус-кая при этом руку в карман потребителя. Реформа ЖКХ стартовала в начале 2015 года. Почти три года систе-ма постепенно освобождается от несвойственных ей функций, непрофильных активов и излишнего количества работников. Все это должно избавить от необоснованных расходов, а значит, снизить себестоимость техниче-ского обслуживания жилого фонда. Но удалось ли провести реформу без шероховатостей? Корреспонденты «Р» искали ответ на этот вопрос.



Лиха беда начало

Опыт Минска, ставшего главной площадкой эксперимента по совершенствованию ЖКХ, — главное подтверждение тому, что реформа все-таки удалась. Здесь сокращены расходы на содержание управленческого аппарата, создана единая структура управления жилищных объединений, снижены затраты на техобслуживание жилфонда. Создание контакт-центра и единой диспетчерской службы с номером 115, филиала «Единый расчетно-справочный центр Минска», объединившего 43 РСЦ города, – все это звенья одной цепи реформирования.

Не все задачи, правда, были решены. Например, до сих пор нет единого оператора по вывозу мусора. Причина несостоявшихся торгов — несоответствие представленных предложений конкурсным документам и небольшое количество желающих принять участие. Хотя частных компаний по вывозу мусора в городе более десятка. Одних не устраивают государственные расценки, другие не могут преодолеть законодательные барьеры. В течение прошлого года менялось законодательство в части обращения с твердыми коммунальными отходами. Принят ряд нормативных документов, которые изменили подходы с обращением с ТКО. Например, в эту услугу входит содержание контейнерных площадок. А это дополнительные расходы, которые никто не хочет нести. У третьих есть желание, но нет материально-технической базы.

Самое главное, что получилось, — это разделить функции заказчика и подрядчика. Во всех районах города созданы службы заказчика — предприятия «Жилищно-коммунального хозяйства». Их задача -– контролировать работу ЖКХ. В профильном министерстве уверены: создание службы заказчика — прямой путь к конкуренции. Это должно отразиться на качестве оказываемых ЖК-услуг. Потому что раньше организация оказывала услугу и сама же у себя ее принимала. Сейчас, если услуга некачественная либо не оказана вовсе, то подрядчик за нее денег не получит.

Лишний вес ЖКХ

Сегодня активно проводятся конкурсы на оказание ЖК-услуг и выполнение других видов работ. В прошлом году в Минске проведено 1207 таких конкурсов. Многие договоры заключены со снижением первоначальной стоимости от 9% до 40%. Значит, конкуренция есть. И частник, пусть и неспешным шагом, но идет на этот рынок. Но это в Минске. В регионах службы заказчика нет. И в райцентре ее будет сложно внедрить из-за специфики предприятий ЖКХ. Все они — комплексные, то есть занимаются обслуживанием и улично-дорожной сети, и зеленого хозяйства, и наружного освещения. А заодно совмещают работу по тепло-, водо- и газоснабжению. Исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости (МАМН) Геннадий Каленов так видит ситуацию:


— Опыт Минска не приживается в регионах в силу сложившихся условий хозяйствования в малых городах. Там просто нет подрядчиков — только райжилкомхоз. Все в одних руках — и водоподготовка, и энергетика, и эксплуатация. Если создать службу заказчика, все подряды выиграет... райжилкомхоз! Больше никого нет. Местные подрядчики могут появиться в случае внедрения дифференцированных тарифов.

Еще один момент не в пользу снижения затрат на ЖК-услуги. На балансе многих региональных организаций ЖКХ висят непрофильные активы. Более того, некоторые из них до сих пор передаются. Несмотря на принятые на законодательном уровне решения. В КГК приводят пример. Так, в 2016—2017 годах организациям ЖКХ в Лунинце передан ремонтно-механический завод, в Барановичах и Ляховичах — здания столовых, в Рогачеве – трансформаторные подстанции. Все эти объекты не имеют отношения к непосредственной деятельности ЖКХ, однако затраты на их содержание и эксплуатацию приходится оплачивать организациям жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, выявлены факты передачи организациям ЖКХ не только непрофильных объектов, но и убытков прошлых лет по этим объектам.

Непроизводительные расходы снижают финансовые результаты организаций ЖКХ на сумму около 15 млн в год. Эти деньги могут быть направлены на возмещение расходов по услугам ЖКХ.

Экономия должна быть экономной

Впрочем, дело не только в непрофильных активах. А, например, в высокой себестоимости тепловой энергии. Треть «зимней» жировки – это отопление. Сегодня в стране 310 котельных, мощность которых значительно превышает присоединенную нагрузку. На отдельных котельных в областях себестоимость теплоэнергии в 3—6 раз превышает среднюю по системе ЖКХ. Переключение нагрузки с неэффективных котельных на другие теплоисточники существенно снизит себестоимость тепловой энергии. Такой вариант предложили специалисты КГК после того, как проанализировали обоснованность формирования затрат на жилищно-коммунальные услуги.

Современный ремонт и замена систем теплоснабжения — еще один источник экономии
Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

Еще один источник экономии, по мнению госконтролеров, — своевременный ремонт и замена сетей теплоснабжения. Неудовлетворительное состояние тепловых сетей – это сверхнормативные потери и увеличение затрат на услуги теплоснабжения. Например, в Гомельской, Минской и Витебской областях более 25 лет эксплуатируется почти треть теплосетей. Похожая ситуация и с заменой сетей водоснабжения и канализации: почти треть их превысили установленный срок службы. Потери в сетях водоснабжения по стране в прошлом году составили 18%.

Снизят затраты на тепловую энергию также эффективная заготовка и использование местных видов топлива, закупка топлива без посредников, заготовка древесного сырья собственными силами предприятий ЖКХ. Последнее предложение позволит снизить не менее чем на 20% затраты на закупку дров. Расчеты подтверждает эксперимент, проведенный в Чаусском районе. Работники местного жилкомхоза заготавливали порубочные остатки древесины, оставшиеся от заготовки лесхозом. Итог — затраты оказались в 1,5 раза ниже цены, за которую эту щепу продавал лесхоз.

В прошлом году мероприятия сэкономили организациям ЖКХ 267 млн рублей. В этом позволят уменьшить годовые затраты на жилищно-коммунальные услуги на сумму около 220 млн руб. и снизить себестоимость услуг на 7,3%.

МНЕНИЕ

Геннадий КАЛЕНОВ, директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости (МАМН):


— Как совершенствование системы отражается на работе ТС и ЖСПК? Насколько честной получается жировка для потребителя жилищно-коммунальных услуг? Попробую ответить на эти вопросы. Сразу назову несколько плюсов реформирования. Первый — это признание государством управления совместным домовладением как отдельного вида деятельности и профессионализацию этого вида деятельности. Второй — внедрение в практику приемки работ у подрядчиков, чего ранее не было. А вот система управления через «Службу заказчика», увы, несовершенна.

Что хотелось бы изменить, улучшить? Во-первых, внедрить дифференцированные экономически обоснованные тарифы на техобслуживание многоквартирного жилого дома и подомовой учет таких затрат. Разные многоквартирные дома требуют совершенно разных затрат на эксплуатацию и ремонт. Во-вторых, изменить неэффективную практику заключения договоров на жилищно-коммунальные услуги между подрядчиками и потребителями этих услуг. Потребители должны заключать один договор со «Службой заказчика» (ТС, ЖСПК). В-третьих, при объявлении тендера необходимо выбирать предложение исходя не из самой низкой стоимости, а в соотношении цены и качества. Это повлечет существенное улучшение качества услуг. В реализации этих трех условий, считаю, заинтересованы как государственные организации, так и объединения собственников квартир — ТС и ЖСПК.


misnik@sb.by

Счетчик на приколе

Сорокалетняя могилевчанка Антонина Гринева девятый год не может найти ответ на один вопрос: зачем в ее однокомнатной квартире в новостройке по улице Гагарина установлен счетчик тепла?

— Мало того, что я оплатила прибор и его установку, оплачен ведь еще и тот «квадрат», который занимает сам стояк отопления с этим оборудованием, — призналась Антонина. — Я бы очень хотела, чтобы он, наконец, заработал. Чтобы, уходя на работу, можно было бы регулировать градусы и таким образом экономить. Но счетчик продолжает пылиться. Мы поднимали этот вопрос, но внятного ответа ни от председателя товарищества, ни от обслуживающей организации не получили.

Жильцы дома № 32 по улице Левая Дубровенка такую же жалобу, подписанную более чем десятком горожан, недавно адресовали Комитету госконтроля Могилевской области. Начальник управления комитета Дмитрий Захаров не скрывает, что вникать в проблему использования счетчиков тепла он начал давно:

— Современные дома, как правило, сдаются уже с приборами учета. Считается, что это — одна из мер экономии и бережного использования энергии. Однако реальная картина, к сожалению, от идеала очень далека. В подавляющем большинстве случаев счетчики даже не подключены, и люди продолжают рассчитываться за тепло по усредненному тарифу.

Всего в Могилевской области 114 домов, где квартиры оборудованы приборами индивидуального учета тепла. Однако в большинстве из них хозяева за обогрев жилья рассчитываются по старинке. Что мешает изменить ситуацию? Начальник управления ЖКХ Могилевского облисполкома Сергей Вашкевич считает: чаще всего препятствием на пути к продвижению современной схемы учета и оплаты тепла становятся… сами пользователи. Свою точку зрения он обосновал так:

— Решение о запуске счетчиков должны принять жильцы дома — на собрании, где будет присутствовать не меньше двух третей проживающих. Потом председателю товарищества необходимо оформить это решение документально и заключить договор с фирмой, имеющей лицензию на такого рода услуги.

Правда, на деле этот механизм начинает давать сбои еще на старте. Во-первых, далеко не всегда получается собрать нужное количество жильцов для легитимности. А, во-вторых, немало конфликтов возникает на этапе расчетов. Скажем, чтобы обогреть квартиру на нижнем этаже, нужен больший расход тепла, а на среднем — меньший. Горожане начинают вникать в детали калькуляции и возмущаться: почему, мол, у меня в итоге получается сумма больше, чем у соседа? В итоге — отказываются от возмещения расходов тепла по счетчику. Решать эту проблему, уверен Вашкевич, нужно в том числе законодательно. То есть — обязать хозяев квартир со счетчиками тепла платить по показаниям приборов.

Впрочем, в Могилеве есть четыре многоэтажных дома, где индивидуальные счетчики тепла уже третий год подряд работают в полной мере. Главный инженер ОДО «Коммунальник» Максим Лесковец поделился подробностями:

— Председатели товариществ заключили договор с минской и гомельской компаниями, которые открыли свои филиалы и в нашем городе. Они снимают показания с приборов, и на основе полученных данных производится конечный расчет. Чтобы найти оптимальный вариант подсчета гигакалорий, жильцы даже просчитали, что для них выгоднее: снимать показания каждый месяц или в конце отопительного сезона. В результате решили остановиться на втором варианте.

Сэкономить на счетчике можно от 15% тепла и выше — в зависимости от того, какой градус человек хочет задать в своей квартире. Сам прибор учета стоит в среднем около тысячи рублей. Окупается он за 3—4 года — разумеется, если работает, а не является частью декорации квартиры.

svet.markova@gmail.com

За счет бюджета

Последние проверки Комитета госконтроля Гомельской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства выявили факты незаконного получения денег из бюджета. Предприятия «Коммунальник Калинковичский» и «Речицкий райжилкомхоз» лишние расходы и амортизацию своих неиспользуемых объектов незаконно включали в себестоимость услуг, оказанных населению. Разницу между тем, что возмещает население, и прилично завышенной себестоимостью возмещал бюджет. Подробности нам удалось узнать у начальника управления контроля отраслей хозяйства областного Комитета госконтроля Виктора РУНОВА.

— Сейчас перед всеми предприятиями жилищно-коммунального хозяйства стоит задача экономить ресурсы и затягивать пояса. Есть нормы расходов ресурсов, заложенных в себестоимость услуг, которые нам оказывают. «Коммунальник Калинковичский» и «Речицкий райжилкомхоз» свои предельные нормы превысили?


— Все должны следить как за тем, чтобы лишняя лампочка не горела, так и за тем, чтобы теплотрассы были укрыты. За экономию топливно-энергетических ресурсов предусмотрено премирование. В этих двух организациях были установлены факты бесхозяйственности и нерационального использования ресурсов. «Коммунальник Калинковичский» допустил сверхнормативные потери теплоэнергии в количестве 18 790 Гкал на выработку тепловой энергии, а ее стоимость около 688 тысяч рублей. Такие нарушения происходили с октября 2013-го по сентябрь 2016-го. Сверхнормативное потребление электроэнергии «Речицкого райжилкомхоза» с 2014 года по март 2016-го при оказании услуг по теплоснабжению и водоснабжению составило 3,5 млн кВт/ч, а это более 300 тысяч рублей. Сумма, как видите, довольно большая.

— По законодательству эти сверхнормативные затраты должны были бы лечь на плечи самих организаций...

— Да, только они решили поступить по-другому. Их необоснованно отнесли на себестоимость жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению. К тому же и калинковичское, и речицкое предприятия туда же отнесли амортизацию по неиспользуемым длительное время артезианским скважинам и котельному оборудованию. Население оплачивает потребленные коммунальные услуги по субсидируемым тарифам (только часть себестоимости), а разница возмещается из бюджета. В этом случае на бюджет легла дополнительная нагрузка. Плюс к тому у предприятий уменьшилась и налогооблагаемая база. В результате «Коммунальник Калинковичский» незаконно получил из бюджета 295 тысяч рублей, а «Речицкий райжилкомхоз» — более 100 тысяч. После вмешательства Комитета области незаконно полученные средства в бюджет возвращены, а налоги доплачены — более 380 тысяч рублей.

— А отчитывались предприятия в том, что в нормы расходов топливно-энергетических ресурсов они укладываются?

— Более того, за «положительные отчеты» некоторые специалисты получали премии. В Калинковичах на это было потрачено 1430 рублей, в Речице — более двух тысяч. Эти деньги работникам пришлось вернуть.


valchencko@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter