Баллада об альпийской идиллии.

Здесь много работают, еще больше голосуют, гоняют мирный атом и не считают, что “счастливые часов не наблюдают”.

Здесь много работают, еще больше голосуют, гоняют мирный атом и не считают, что “счастливые часов не наблюдают”.

В Швейцарии за последние пятнадцать лет производительность труда выросла в среднем на 20 процентов, тогда как средний уровень зарплат — всего на 4 процента. Казалось бы, дело идет к социальному недовольству. Отнюдь: на прошедшем в первой половине марта референдуме граждане конфедерации проголосовали... против увеличения оплачиваемого отпуска с четырех недель в год до шести. Какими еще чудесами, помимо столь понятного нам трудолюбия и обилия озер, известна альпийская страна, едва не сделавшая своим гимном песню о белорусской реке?

Заветам Кальвина верны!

На мартовском референдуме швейцарцы приняли во внимание предупреждения правительства о том, что увеличение отпускных дней приведет к росту издержек работодателей и создаст дополнительные риски для национальной экономики. Но не только. “Для многих дополнительный отпуск — просто катастрофа, — говорит базельский социолог Уэли Мэдер. — В нас глубоко засел кальвинистский дух, который мешает радоваться положенному на бумаге отдыху. Для нас работа — это не просто деньги, безопасность или социальная интеграция. Работа делает нас полезными!”

Озера, Альпы и АЭС
Швейцария богата и знаменита своими озерами.
55 процентов потребляемой в стране электроэнергии произведено гидроэлектростанциями, около 42 процентов — атомными. По инициативе “зеленых” строительство новых АЭС временно прекращено, однако в перспективе Швейцария не собирается сворачивать атомную энергетику

На первый взгляд подобный трудоголизм — бальзам на душу любого нанимателя. Однако профсоюзы Швейцарии при этом бьют тревогу: треть населения страны страдает от стрессов, подрывающих здоровье людей и обходящихся более чем в восемь миллиардов евро страховых выплат. У белорусских же “пчелок” швейцарское трудолюбие и вовсе вызывает грустный смех: считаясь одними из самых работящих в Европе, граждане конфедерации “у станка” в среднем проводят... 45 часов в неделю.

Политический конвейер

Швейцария — федеративная республика, ныне действующая конституция которой моложе белорусской: она принята в 1999 году.

Все принятые депутатами законы могут быть утверждены или отвергнуты на всенародном референдуме, которых с 1848 года прошло здесь великое множество. Из 521 всенародного волеизъявления в 216 случаях предметом голосования являлась ревизия конституции, в 148 случаях — принятие законопроекта или одобрение какого-либо договора. Изменения в конституцию принимались 156 раз. Только с конца XIX века к народной инициативе в Швейцарии прибегали более двухсот раз.

Swiss made, или Качество во всем

В условиях минимума полезных ископаемых здесь смогли сделать акцент на крупных транснациональных объединениях, успешно выдерживающих конкуренцию на мировом рынке. Кто в Беларуси не знает концерн “Нестле”, его логотип (птицу в гнезде) и продукцию — пищевые продукты, фармацевтические и косметические изделия? А кто ни разу не слышал про часы “Ролекс”, “Омега”, “Свотч” и любимый пушкинским Онегиным “недремлющий “Брегет”? Впрочем, дорогие часы, как и изысканная “ювелирка”, относятся скорее к предметам роскоши. А вот комфорт и уют швейцарских электропоездов “Штадлер” уже по достоинству оценили сотни тысяч наших соотечественников.

Кстати, не исключено, что эти симпатичные электрички вскоре начнут выпускаться и на белорусской земле. Недавно в СЭЗ “Минск” появился новый резидент — ОАО “Электрический транспорт”, учредителями которого выступили “Белкоммунмаш” и швейцарская компания “Штадлер рэйл груп” — один из ведущих европейских производителей рельсовых автобусов, дизель- и электропоездов, двух-
этажных электропоездов, пассажирских вагонов и трамваев. Ранее же швейцарская часовая компания “Франк Мюллер” заявила о намерении выпускать свою продукцию на Минском часовом заводе “Луч”. Словом, наши страны объединяет не только обилие озер.

В чем еще здесь “перешли Березину”?

Двести лет назад около двух тысяч швейцарцев погибли у белорусского города Борисова в составе наполеоновской армии. В память о них возникла одна из самых популярных в стране народных песен Das Beresina-Lied — “Песня о Березине”. Некоторые политики предлагали, чтобы она стала национальным гимном страны. Так не случилось, однако выражение “перейти Березину” по сей день считается устойчивым. И означает сделать что-то очень сложное, почти невозможное.

Впрочем, не только 900 спасшихся в наполеоновские годы швейцарцев, но и вся нация свою Березину перешла, и не раз. Здесь в горах проложено более шестисот тоннелей, а четыре года назад появилось первая в стране подземка, поезда которой управляются без машиниста. В 2010 году официальный Берн объявил об успешном запуске десяти летающих роботов, разработанных для быстрой организации сетей связи в зонах бедствия. При их создании ученые Федеральной политехнической школы Лозанны использовали хитроумные алгоритмы, позаимствованные у муравьев.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter