Тройное удовольствие в честь наступления весны сулит балетоманам Большой театр. 1 марта зрителям покажут самую неоднозначную премьеру нынешнего театрального сезона — балет чешского хореографа Иржи Килиана «Маленькая смерть» на музыку Вольфганга Амадея Моцарта. Но это на закуску. На первое и второе предложат блюда уже знакомые: сцену из «Баядерки» Людвига Минкуса и балетные забавы в стиле рококо — спектакль «Шесть танцев» все того же Иржи Килиана. Уже больше месяца ассистенты прославленного хореографа лично наблюдают за танцевальным уровнем нашей труппы и ежедневно рапортуют маэстро о подготовке к волнующей премьере. Сейчас «Маленькую смерть» репетируют 12 человек, это два состава артистов. Главная интрига балета–сенсации: чья фигура возьмет в руки рапиры и снимет с себя академическую броню, разрешится только в день «икс». За «приземлением» классического балета и приближением его к прозе жизни наблюдали корреспонденты «СБ».
Подход к мэтру Килиану белорусский Большой нашел еще три года назад. 13–минутная хореографическая миниатюра «Шесть танцев», премьера которой прошла в октябре 2013–го, обошлась бюджету театра в несколько десятков тысяч долларов. Дорогостоящую новинку от мастера танцевального гротеска публика приняла на редкость благосклонно и тут же потребовала продолжения. Генеральный директор театра Владимир Гридюшко долго томить балетоманов не стал и оперативно изыскал средства еще на одну лицензию. По сути, «Маленькая смерть» — это своеобразное продолжение «Шести танцев», две половинки одной моцартовской дилогии. Второй спектакль Иржи Килиана на сцене Большого — событие исключительное. Причем не только для зрителей, но и для самих артистов. Дирижеру–постановщику Ивану Костяхину не терпится встать за дирижерский пульт в день премьеры:
Кто из артистов выйдет на сцену в день премьеры, узнаем 1 марта
— Музыка Моцарта — это музыка о жизни, любви, о том, как бьется сердце каждого из нас. Килиан чувствует ее очень тонко. У него нет противоречий и расхождений с Моцартом, его хореографическая основа накладывается на музыку очень точно, без швов и неровностей. Но как зрителю мне в этом спектакле интересны не столько сочетание музыки и танца, сколько бессовестный диалог героев, те пути, благодаря которым они находят гармонию между собой. «Маленькая смерть» — это спектакль о бесконечных ликах любви, ее ипостасях.
Интересы плодовитого постановщика, который наловчился делать бессюжетные балеты, до краев наполненные танцем, в Минске представляет Ширли Эссебум. Улыбчивую голландку, правую руку маэстро, наша труппа приняла и полюбила еще в 2013–м — именно она в свое время переносила хореографию «Шести танцев» на подмостки Большого и научила белорусских танцовщиков стилистике и символике Килиана. О повторном приезде Эссебум попросило руководство Большого, хотя Фонд Килиана был волен прислать любого другого ассистента на свой вкус.
— Я безумно рада снова вернуться в Минск, — улыбается хореограф. — Здесь столько прекрасных артистов, которые стали не просто моими коллегами, а друзьями, что я не раздумывая приняла предложение еще раз наведать ваш город. Какой будет «Маленькая смерть» на белорусской сцене? Красивой. Лирической. С определенным чувственным аспектом. Балет целомудренный, одухотворенный, наполненный танцевальными образами. Зритель, глядя на сцену, может проявить свою фантазию, Иржи Килиан дает простор для ассоциаций.
— Сюжет здесь внутренний, он развивается не линейно, а системно. Хотя классический балет мне, конечно, ближе — это основа, то, чему нас учили всю жизнь. Когда танцуешь что–то непривычное, нужно постоянно думать — это отвлекает. Но, с другой стороны, здесь у меня больше свободы — могу добавлять что–то от себя, не меняя при этом танцевальную схему. Работать с Ширли очень легко. Она отлично знает свое дело, при этом дает возможность работать и сопостановщикам.
В спектакле нет второстепенных танцоров, кордебалета, подтанцовки. Каждый артист — главный герой. Здесь работает принцип заменяемости: поменял танцора — получишь совершенно другой спектакль. Еще одна особенность постановки — отсутствие привычных балетных нарядов. Танцевать «высоким штилем», оказывается, можно (а порой даже нужно, по мнению Килиана) и без пуантов. Маэстро, кстати, пообещал лично заглянуть на премьерный огонек в Минск.
Кстати
Фонд Иржи Килиана очень ревностно относится ко всем постановкам маэстро. Перед тем как ставить спектакль, в театр приезжают представители фонда. Смотрят репертуар, труппу, технические возможности. Просто так работы не отдают. Иржи Килиан неоднократно подчеркивал: ему важно, чтобы театр находился на определенном исполнительском и культурном уровне.
Справка «СБ»
Балет «Маленькая смерть» на музыку Моцарта был создан Иржи Килианом специально для Зальцбургского фестиваля 1991 года.
leonovich@sb.by
Советская Белоруссия № 38 (24920). Суббота, 27 февраля 2016