1 и 2 марта в Большом театре Беларуси премьера - балет "Маленькая смерть" на музыку Вольфганга Амадея Моцарта

Балет без швов

Тройное удовольствие в честь наступления весны сулит балетоманам Большой театр. 1 марта зрителям покажут самую неоднозначную премьеру нынешнего театрального сезона — балет чешского хореографа Иржи Килиана «Маленькая смерть» на музыку Вольфганга Амадея Моцарта. Но это на закуску. На первое и второе предложат блюда уже знакомые: сцену из «Баядерки» Людвига Минкуса и балетные забавы в стиле рококо — спектакль «Шесть танцев» все того же Иржи Килиана. Уже больше месяца ассистенты прославленного хореографа лично наблюдают за танцевальным уровнем нашей труппы и ежедневно рапортуют маэстро о подготовке к волнующей премьере. Сейчас «Маленькую смерть» репетируют 12 человек, это два состава артистов. Главная интрига балета–сенсации: чья фигура возьмет в руки рапиры и снимет с себя академическую броню, разрешится только в день «икс». За «приземлением» классического балета и приближением его к прозе жизни наблюдали корреспонденты «СБ».

В «Маленькой смерти» нет второстепенных танцоров. Каждый артист – главный герой

Подход к мэтру Килиану белорусский Большой нашел еще три года назад. 13–минутная хореографическая миниатюра «Шесть танцев», премьера которой прошла в октябре 2013–го, обошлась бюджету театра в несколько десятков тысяч долларов. Дорогостоящую новинку от мастера танцевального гротеска публика приняла на редкость благосклонно и тут же потребовала продолжения. Генеральный директор театра Владимир Гридюшко долго томить балетоманов не стал и оперативно изыскал средства еще на одну лицензию. По сути, «Маленькая смерть» — это своеобразное продолжение «Шести танцев», две половинки одной моцартовской дилогии. Второй спектакль Иржи Килиана на сцене Большого — событие исключительное. Причем не только для зрителей, но и для самих артистов. Дирижеру–постановщику Ивану Костяхину не терпится встать за дирижерский пульт в день премьеры:


Кто из артистов выйдет на сцену  в день премьеры, узнаем 1 марта

— Музыка Моцарта — это музыка о жизни, любви, о том, как бьется сердце каждого из нас. Килиан чувствует ее очень тонко. У него нет противоречий и расхождений с Моцартом, его хореографическая основа накладывается на музыку очень точно, без швов и неровностей. Но как зрителю мне в этом спектакле интересны не столько сочетание музыки и танца, сколько бессовестный диалог героев, те пути, благодаря которым они находят гармонию между собой. «Маленькая смерть» — это спектакль о бесконечных ликах любви, ее ипостасях.

Интересы плодовитого постановщика, который наловчился делать бессюжетные балеты, до краев наполненные танцем, в Минске представляет Ширли Эссебум. Улыбчивую голландку, правую руку маэстро, наша труппа приняла и полюбила еще в 2013–м — именно она в свое время переносила хореографию «Шести танцев» на подмостки Большого и научила белорусских танцовщиков стилистике и символике Килиана. О повторном приезде Эссебум попросило руководство Большого, хотя Фонд Килиана был волен прислать любого другого ассистента на свой вкус.

— Я безумно рада снова вернуться в Минск, — улыбается хореограф. — Здесь столько прекрасных артистов, которые стали не просто моими коллегами, а друзьями, что я не раздумывая приняла предложение еще раз наведать ваш город. Какой будет «Маленькая смерть» на белорусской сцене? Красивой. Лирической. С определенным чувственным аспектом. Балет целомудренный, одухотворенный, наполненный танцевальными образами. Зритель, глядя на сцену, может проявить свою фантазию, Иржи Килиан дает простор для ассоциаций.

На репетиции Ирину Еромкину сопровождает дочка Ксения

Килиан — мастер рассказывать жизненные истории. Языком танца, конечно. Впрочем, он совсем не желает объяснять зрителю, что тот должен увидеть. Ответ на вопрос «о чем спектакль?» каждый, по мнению постановщика, должен найти сам для себя. В этом и есть отличие хореографии Килиана от классических («лебединых», как их называют в театре) балетов, считает ведущий мастер сцены заслуженная артистка Ирина Еромкина:

— Сюжет здесь внутренний, он развивается не линейно, а системно. Хотя классический балет мне, конечно, ближе — это основа, то, чему нас учили всю жизнь. Когда танцуешь что–то непривычное, нужно постоянно думать — это отвлекает. Но, с другой стороны, здесь у меня больше свободы — могу добавлять что–то от себя, не меняя при этом танцевальную схему. Работать с Ширли очень легко. Она отлично знает свое дело, при этом дает возможность работать и сопостановщикам.

В спектакле нет второстепенных танцоров, кордебалета, подтанцовки. Каждый артист — главный герой. Здесь работает принцип заменяемости: поменял танцора — получишь совершенно другой спектакль. Еще одна особенность постановки — отсутствие привычных балетных нарядов. Танцевать «высоким штилем», оказывается, можно (а порой даже нужно, по мнению Килиана) и без пуантов. Маэстро, кстати, пообещал лично заглянуть на премьерный огонек в Минск.

Кстати

Фонд Иржи Килиана очень ревностно относится ко всем постановкам маэстро. Перед тем как ставить спектакль, в театр приезжают представители фонда. Смотрят репертуар, труппу, технические возможности. Просто так работы не отдают. Иржи Килиан неоднократно подчеркивал: ему важно, чтобы театр находился на определенном исполнительском и культурном уровне.

Справка «СБ»

Балет «Маленькая смерть» на музыку Моцарта был создан Иржи Килианом специально для Зальцбургского фестиваля 1991 года.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 38 (24920). Суббота, 27 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter