Баланс миграционных последствий. Влияние движения населения на экономику государства.

Миграция становится одной из острых социально-экономических проблем для развитых стран мира, в том числе такая проблема стоит и перед Россией. Процессы миграции оказывают многогранное влияние на экономику, социальную сферу и внутриполитическое положение как принимающих стран, так и стран-доноров. Баланс позитивных и негативных последствий для стран – участниц данного процесса обусловливается конкретными внутренними экономическими условиями каждой страны.

Миграция становится одной из острых социально-экономических проблем для развитых стран мира, в том числе такая проблема стоит и перед Россией. Процессы миграции оказывают многогранное влияние на экономику, социальную сферу и внутриполитическое положение как принимающих стран, так и стран-доноров. Баланс позитивных и негативных последствий для стран – участниц данного процесса обусловливается конкретными внутренними экономическими условиями каждой страны.

Специалисты выделяют четыре основных вида пространственного движения населения: эпизодическая, маятниковая, сезонная и безвозвратная миграции. Все эти четыре вида специфичны по своему характеру, а участвующее в них население преследует различные цели.
Эпизодическая миграция – это деловые и иные поездки, совершающиеся не только нерегулярно по времени, но и необязательно по одним и тем же направлениям.
Маятниковая – это ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населенных пунктах.
Сезонная – это перемещения главным образом трудоспособного населения к местам временной работы и жительства на срок обычно в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства.
Безвозвратной (или переселение) названа миграция в строгом значении этого слова.
На сегодняшний день из всех государств СНГ Россия является крупнейшим импортером рабочей силы. По числу зарегистрированных мигрантов Россия занимает второе место в мире после США. Хорошо это или плохо для развития страны? Эксперты Всемирного банка (международная финансовая организация, созданная с целью оказания финансовой и технической помощи развивающимся странам) оценили роль миграции и в своем докладе «Миграция и денежные поступления от работающих за границей граждан в странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза» и считают, что Россию ожидает бурный экономический рост за счет уникальной миграции, которая пополнила трудовые ресурсы страны дешевой рабочей силой.
По их мнению, с помощью мигрантов Россия может повторить опыт Ирландии и стран Южной Европы, в частности Италии, которые пережили во второй половине XX века бурный экономический подъем. В докладе отмечается, что 13 млн человек (примерно 9% населения), проживающих сегодня в России, родились за ее нынешними границами.
Одновременно страна является основным источником эмиграции в страны Западной Европы и Северной Америки. Таким образом, Россия становится одновременно страной-донором для мигрантов стран СНГ и страной – источником миграции.
Между внешней и внутренней миграциями много противоречий, если судить о качественном уровне: кто приезжает, кто уезжает. Приезжает дешевая рабочая сила, в основном не имеющая современного уровня образования и не всегда желающая участвовать в легальных экономических процессах страны.  А с выездом из страны теряются «умы» государства. Поэтому на данном основании можно не согласиться с  тезисами доклада Всемирного банка. Между миграционными и экономическими процессами существует тесная взаимозависимость и взаимосвязь. 
По данным Федеральной миграционной службы России, только 47% легальных трудовых мигрантов (имеющих разрешение на работу) имеют «белую» занятость, а по данным опросов, 77% мигрантов в России не имеют письменного контракта с работодателем и получают зарплату «черным налом».
Нелегальная миграция диктует свои вызовы для страны пребывания: большое количество мигрантов из-за рубежа находятся вне зоны правового урегулирования, экономические потери из-за недополучения бюджетом платы за использование иностранной рабочей силы, уклонение от уплаты налогов, вытеснение местных работников, снижение уровня оплаты труда для коренных жителей страны, замедление темпов модернизации и роста производительности труда и др.
Противоречит выводам Всемирного банка и отношение к проблеме миграции Республики Беларусь, которая практически не принимает на своей территории гастарбайтеров. И это не мешает ей развиваться. Белорусские строители работают так же быстро, как китайские, и в среднем более качественно. В Беларуси нет внутренних межнациональных проблем, этнических криминальных кланов. Достоинств немало.
Что касается временной внешней трудовой эмиграции, то при  ее государственном регулировании страна может получить определенный экономический эффект, и в первую очередь за счет освоения новых технологий и передовых методов организации трудового процесса, повышения квалификации и улучшения профессиональной подготовки своих специалистов. Знания и навыки, приобретенные при работе в другой стране, могут быть использованы после возвращения на родину.
Для того чтобы решать масштабные социально-экономические задачи развития, государству необходимо иметь разумную миграционно-эмиграционную политику. Лишь это позволит совместить интересы государства и населения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter